Инта 55-го. отдельные штрихи

Виктор Свиридов
       Несколько маленьких штрихов могли бы дополнить любую из зарисовок интинского быта пятидесятых годов. Ещё раз хочу подчеркнуть, что город состоял из нескольких маленьких районов-посёлков, кучковавшихся вокруг разрозненных шахт и около железнодорожной станции. Все они находились далеко от центрального посёлка, т.е. от центра города, рядом с которым были шахты № 1,2,9 и где находилось управление комбинатом Интауголь. Собственно речь идёт о центральной Инте.

       До 1958 года в Инте была одна школа №1 на весь городок. Она располагалась совсем рядом с моим домом. На большой перемене, которая длилась целых двадцать минут, можно было сбегать домой чего-нибудь перекусить. После Москвы это было так странно…

       Школа стоит на берегу реки Инты. Прямо за рекой – остров. Тогда это был, практически, кусочек девственной природы. Позже на остров перекинут подвесной мостик, а пока на тот берег можно перейти зимой по льду, а летом вброд по перекатам.

       Мы с ребятами любили на большой перемене перебираться на остров, чтобы наиграться всласть. Однажды зимой, когда лёд был ещё тонким, мой одноклассник Валера Дунаев нёс меня туда на закорках по незамерзающему перекату. (Дело в том, что Валера был в резиновых сапогах, а я в валенках). Валера не удержался на скользких камнях и мы вместе рухнули в ледяную воду. Хорошо, что мой дом близко и мы мигом добежали туда. В тот момент у нас гостила сестра отца, бывшая фронтовичка. Она не задумываясь
налила нам по сто пятьдесят грамм водки, и заставила выпить. Водка на лимоне пошла хорошо. мы и насморка не схватили! (Так я первый раз пил водку). Надо ли было это? Не сужу. Но, к сожалению Валера с юности полюбил вино и быстро стал алкоголиком…
 
       Вдоль обрывистых берегов реки вырыто много землянок. В них живут люди, это сплошь бывшие зэки. Их выпустили из лагерей, но права на выезд у них нет, а с жильём в Инте (как и везде!) очень туго. Хорошо тем, кто успел устроиться в тех же бывших лагерных бараках! Некоторым повезло ещё больше: они с боем захватили подвалы жилых домов. Я часто бывал в таких подвалах у своих одноклассников. Длинный подвал разделён фанерными или матерчатыми перегородками на множество пеналов (иногда они даже Уже, чем вагонное купе), из каждого пенала пробивалось наружу отверстие для вентиляции. Но таких счастливцев, занявших подвалы, очень мало. Вот и устраивались люди, как могли, и строили себе хатки-хибары или землянки-блиндажи вдоль реки.

       Весной, в половодье, мелкая обычно река становится мощной силой и доставляет людям много хлопот. Землянки регулярно затапливало, а то и сносило… Иногда затапливало весь остров, и большие льдины застревали между деревьев и оставались, когда вода сходила. Так и лежали порой всё лето, медленно тая…

       В один из майских дней мы играли на берегу реки и одновременно глазели на ледоход. На другом берегу реки гуляла группа: мужчина, женщина и ребёнок. Как потом выяснилось – гуляли супруги с племянником. Они, любуясь ледоходом, подошли слишком близко к краю берега. А бурная вода то и дело подмывала берег, унося целые его куски. Опять обвалился берег, мальчик вместе с ним упал в воду, и его понесло течением. Женщина дико закричала, мужчина беспомощно заметался по берегу. И всё же именно женщина кинулась в реку за ребёнком. Но женских сил хватало только на то, чтобы выталкивать мальчика из под воды и не давать ему сразу захлебнуться. Уже через минуту женщина сама пошла под воду… И только тогда мужчина, бежавший по берегу параллельно с уносимыми течением людьми, снял ботинки и прыгнул в реку… Ребёнка он всё-таки вытащил. А женщину, к счастью, ниже по течению выловили и спасли какие-то парни, которые катались на льдине для своего удовольствия. Тогда этот опасный вид развлечения был у нас в большой моде.

       1956 год. Первые попытки развенчать культ личности, первые публикации на эту тему. Ко мне буквально врывается Лёшка с какой-то газетой в руках и орёт: «Сталин предатель! Сталин враг народа!» Лёшке тогда всего одиннадцать лет. Устами младенца... как всегда глаголила сама истина...
(Лёшин отец отсидел своё ещё до войны, да так в Инте и остался).

       В фойе спортзала стояла огромная статуя Сталина – метра три! Так её стихийно скинули, и она своей башкой проломила пол. Статуя развалилась. Против директора спортзала хотели возбудить дело... Директор (приятель моего отца) был просто в ужасе: он уже ни за что отсидел десять лет, а теперь всё снова? Но обошлось лишь ремонтом пола.
Времена перевернулись!

       А спортзал вскоре сгорел дотла... может это некий мистический знак? Символ сгоревшего времени Но всё равно очень жаль...

P.S.
       Киноиллюстрация (Инта, ул.Полярная, пятидесятые гг):
http://video.mail.ru/inbox/vs43s/104/167.html