Мистика и тайны уральского поселка

Елена Кировская
Забавные мистические загадки хранит в себе история небольшого уральского поселка Суксун. Это овеянное тайнами местечко Пермcкого края, образно говоря, - «огонь, вода и медные колокола». Поселок этот - не только родина первого железного парохода в России, но и медных колоколов. И еще (мало кто знает) это – родина самоваров. Исторически - вторая, после Тулы, хоть это и несправедливо, - так считают здешние жители.

Хотите - верьте, хотите – нет: элементы мистики в поселке стали наблюдаться с тех пор, как на суксунском гербе исчезло изображение православной иконы Неопалимой Купины. С тех пор поселок стал гореть вдвое чаще. Но давайте попорядку.

Среди здешних поверий живет история-загадка, перекликающаяся с современностью. С тех пор, как продолжателями демидовского промысла на Урале стали пароходчики Каменские, визитной карточкой поселка стала их красивая усадьба - уникальнейший памятник зодчества. Господа Каменские, утверждают старожилы, были людьми неординарными и одаренными, оттого и при строительстве дома стремились выделиться, подчеркнуть свою изысканность. Да и водили дружбу "баре" не с кем попало, а с известными художниками и писателями – Рерихами, Серовым, мастерами-скульпторами и такими же музыкантами. С советских времен гнездо уральских меценатов, их великолепная многоэтажка, увенчанная витиеватым флюгером ручной ковки, стала официальным лицом всех суксунских буклетов.

Богач Иван Григорьевич Каменский (1857-1919 г. г.) был уважаемым на Урале человеком. Горожане уважали его, благоволили, ведь он был последним и не худшим хозяином местного медеплавильного завода, проявлял заботу и внимание к трудягам. Как член государственного Совета, общественный деятель, предприниматель и меценат, он приложил немало усилий для развития поселка и всего Урала.

Летом 2001 года при ремонте усадьбы (официальная версия) по досадному недоразумению от воспламененной искры шикарное строение вспыхнуло и сгорело так быстро, как порой не горит и спичка! До основания. Поселковые пребывали в шоке, ведь дом украшал центр родного поселка. Теперь на этом месте - унылое пепелище, густо зарастающее летом бурьяном в рост человека.

Между тем пожару в Суксуне предшествовала череда странных событий: здешние активисты - архитектор, художник, писатель и краевед - выступили с геральдической инициативой и после одобрения разработали поселковый герб.

ГЕРБ

По традиции, каждая деталь геральдики – историческая веха. Сложив воедино историю и легенды, мирное и боевое, активисты создали симпатичный, хоть несколько и "кучерявый" герб. На золотом поле - лазоревый щит, в его центре - контур серебряной восьмилучевой звезды, пересеченный двумя волнами. Верх поля украшала золотая самоварная конфорка – как башня с бойницами, по обоим сторонам от нее – кованые пики, а завершал буйство геральдической фантазии орнамент с красной Александровской лентой.

Надо сказать, что простых суксунцев герб очаровал! Во-первых, у их старинного поселка символа никогда не было. Во-вторых, глаз старожилов радовало буйство цветов: золото символизирует богатство, серебро – добро и независимость, красная лента – воинская храбрость и мужество, самоварная конфорка... В общем, полный исторический спектр геральдистами был соблюден.

Зато проект не одобрил главный областной спец по геральдике, а местные власти из числа атеистов и вовсе окрестили разработку герба «религиозно-буржуазной». Основной гнев достался той самой «непонятной» восьмилучевой звезде. Утверждался герб нелегко, и все ж земское собрание Суксуна признало герб исторически обоснованным.

…Бытует в здешних местах поверье, связанное с таинственным появлением на берегах реки Сылвы иконы Божьей Матери - Неопалимой Купины, которая и появилась на суксунском гербе. Это, пожалуй, самая таинственная легенда здешних мест: в конце 17 века татарин-рыбак по имени Тохтарь Алабашев (его имененем названа деревенька Тохтарево) выловил в реке загадочную икону и передал православным. В честь этого построена была Богородицкая церковь, сейчас -это старейший памятник деревянно-"кружевного" зодчества, перевезенный в уральский архитектурно-этнографический заповедник «Хохловка». Сама же икона осталась при другой церкви.

С тех самых пор реликвию по праву считают заступницей здешних православных, а ее название - «неопалимая» - говорит само за себя: оберегать от пожаров.

В 2001-м, когда сменилась власть, глава района с выразительной фамилией Л. Вшивков, бывший главврач санатория, коммунист, "противопожарную" икону с герба убрал, посоветовав заменить самоваром. Все бы ничего, ведь Суксун – и есть родина самоваров, но народ стал потешаться: с маленьким туловом (так у самоварщиков зовется «тело») и с неестественно большой струей народ обозвал самовар на гербе... писающим!

Вот что рассказала краевед Наталья Токарева: «Герб был в ходу и красовался при въезде в поселок. Старожилы, глядя на новый, все еще ворчат: «Будто икона мешала кому-то!», а показывая на дико непропорциональную струю, добавляют: «У доброго хозяина вода не утекает».

Но самое интересное – еще впереди. Казалось бы, мелочь, маленький геральдический элемент, а оказался столь прочно повязан с историей Суксуна, что после исчезновения словно взбунтовался: у поселке мгновенно сгорела не только «визитка» - усадьба Каменских, - но заполыхали и другие исторические постройки. Свидетельствуют пожарные: если в начале 2000-х горело по 3-4 дома в год, то после исчезновения «противопожарной иконки» статистика резко ухудшилась. Пожары возросли вдвое, а пиком воспламенений стали 2004 -2005 годы, когда в Суксуне сгорело 18 жилых построек!

В довесок старожилы поведали мне еще одну, не менее мистическую тайну - о бывшей Вознесенской церкви. Теперь это - груда полуобрушившихся стен, местные шутят: столько лет в центре поселка красуется … "рейхстаг"!

У церкви этой была "трудная жизнь", возводилась она нелегко: Демидовы строили ее почти полста лет. К 1850 году, наконец, освятили. С тремя шикарными алтарями, дорогими иконами и звонницей, отлитой на здешнем медеплавильном, её малиновый звон до самых роковых 30-ых слыхала вся округа, в радиусе до 50 км!

За все годы свыше 20 священников были похоронены на ее подворье. Но в 30-е храм закрыли и до самой перестройки в бывшем храме клубилась молодежь - это уже был клуб. В 80-х власти было прозрели и разработали проект новой церкви, который заказали почему-то в Средней Азии, деньги заплатили, а когда глянули на макет - ну вылитая мечеть, да еще со стеклянным куполом!! Засомневались было поселковые: нужен ли храм в таком виде? Да к тому же рабочие при рытье котлована внезапно вскрыли мощи служителей-церковников. Но реакции властей все ж не последовало: все было зарыто бульдозером, а стройка признана аварийной.

Это уже гораздо позже мужики, сторожившие стройку у Вознесенки признавались, как неуютно им приходилось ночью на дежурстве. Будто мелькал кто-то неприкаянный: тени то появятся, то исчезнут, камешки беспричинно падают и тут же рассыпаются. "Ой, блазнило, ой, блазнило" , - пришептывали старики, что на местном диалекте означало "мерещилось". "Это все поповские привидения", - не шутил, а намекал на несправедливое отношение к Вознесенке местный народ...

Самое печальное, что и по сей день поселковые жители делятся надвое: одни хотят вместо «рейхстага» новый клуб, вторые - церковь. Однако с 2000-го власть здесь уж сменилась дважды, но руины по-прежнему остаются руинами.

Просто мистика!