Экзамен по ботанике

Виктор Свиридов
      Вообще-то я не любил ботанику. Пестики-тычинки, листочки, цветочки не вызывали интереса. Но наша учительница-ботаничка была незаурядным организатором и сумела привлечь к активному изучению своего предмета даже меня. Она поручила мне провести любопытную операцию: привить к ботве картошки помидор!
В 1956 году наша биология и ботаника ещё были во власти теории «ученых» Лысенко, Вильямса, Мичурина. И в школе на полном серьёзе нам объясняли, как вскоре, скрестив помидор с картошкой, на полях будут получать двойной урожай: в земле зреет картофель, а на ботве висят помидоры! И мы, конечно, верили.
      Если мой опыт с прививкой удастся, то мне на экзамене будет послабление – намекнула учительница. (В те далёкие времена экзамены сдавали в каждом классе, не то, что теперь!)
Итак, куплены три больших деревянных горшка, в один из них посажена картошка, в остальные высажена рассада помидора, (взятая в совхозной теплице). Позже, когда растения развились, я по всем правилам привил помидор к картошке и стал ждать экзамена и урожая. Урожая я не дождался, а день экзамена наступил. Отмытый, отутюженный, в белой рубашке с красным пионерским галстуком я отправился на экзамен, неся в руках кадку с помидорокартофелем… Но по дороге в школу встретил Лёшку с Виталькой. У них в тот день экзаменов не было, поэтому они собирались заняться очень важным, а главное очень интересным делом: испытать очередное взрывное устройство.
      К разработке этого устройства я тоже приложил свой интеллект, поэтому имел полное право участвовать в испытаниях. А они без меня!.. Я тут же решил, что коль скоро мне за помидорокартофель обещано на экзамене послабление, то небольшое опоздание мне простят. И вот уже кадка отставлена в сторону и я присоединяюсь к друзьям. Наше взрывное устройство было примитивной бутылкой на одну треть заполненной водой, потом туда пихалась сухая трава, потом насыпался карбид. Трава не давала карбиду сразу попасть в воду. Потом в горлышко бутылки забивалась деревянная пробка. Бомба готова! Остаётся хорошенько её взболтать, положить (или бросить) и… она либо сразу рванёт, либо немного погодя. У нас она не рванула! Видимо бутылка из под шампанского была слишком прочной и давление газа росло слишком медленно. Мы довольно долго ждали, но радостного события не происходило…
    Тогда я, который и так опаздывал на экзамен, решил бомбу поторопить и, подойдя к ней поближе, кинул в неё кирпич. Мимо! Я подошёл ещё ближе и повторил операцию. Попал! Радостное событие произошло! Результатом этого события стал разбитый осколком подбородок (мой, естественно) и осколок, попавший мне около глаза. Белая рубашка залита кровью, которая, как поётся в песне, одного цвета с пионерским галстуком. Зажав галстуком рану я помчался в поликлинику, благо в Инте всё рядом.
Реакцию в доме, когда я прибежал переодеваться, совершенно не помню. Родители, очевидно, были на работе. И я с некоторым опозданием и без пионерского галстука, (но всё-таки с уцелевшим помидорокартофелем) явился на экзамен.
     Надо ли говорить, что я получил заслуженную пятёрку! И ещё был один положительный результат у этой мичуринской эпопеи: дома на моём окне росли всё лето помидоры и к осени я собрал уражай - штук десять маленьких, красненьких и очень вкусных...