Кусочек мира Мидзу Акаи. Сергей Эсте

Сборник Избранных Миниатюр
Мне часто очень везет. Я открыл страничку Мидзу Акаи на Проза.ру и кликнул три раза: "Лето.Латте", "Дюны", "Дураки,да?".

У нас тут разные псевдонимы, иногда необычные. А в японском я совсем не знаток. Кроме киношных, и не знаю еще откуда: банзай, сакэ, суши, сакура, - ничего другого на ум не идет. Поэтому, интуитивно уверившись, что Мидзу - это мужское имя, буду называть его именно так.

Странно у Мидзу. Пьет кофе, рассуждает, что ему всегда выпадает лишний сахар. И что важно не думать о чем-то в 12.00, 13.00, 13.30 и так далее. И хорошо бы послушать громкое обсуждение чужих проблем за соседним столиком. Мало о себе. А почему-то перед глазами худой мужчина, остывший кофе на дне чашки, звонкие слова соседок, не оставляющие никаких следов в его голове, и глаза, глядящие в никуда. Передышки у него не получилось. Пора возвращаться туда, откуда исчезло что-то очень важное.
Может быть в дюны? Там очень-очень хорошо: солнце, обжигающий песок и чистая прохладная вода. Только здесь то, чего не ждал, на что не надеялся, чего не просил. И что это, дюна? Мертвый песок, или все-таки женщина, свернувшаяся калачиком на груди и спрашивающая спросонья: "Мы дураки?".
А ты, Мидзу, отвечаешь: "Конечно". Ты же ясно видишь, как двое уперлись, каждый на своей правде, ведь сдаваться нельзя, хлопают дверью, изображая твердость, решительность, или наоборот, делая вид, что ничего не случилось. А бумажный кораблик всего только одного желания в год крутится и исчезает в водовороте. Тонюсенькая свечка внутри пока еще горит, но хватит ли этого, чтобы двое красивых людей беззаботно засмеялись, а маленькая Юки обняла их всех: щенка, куклу, пока не родившегося братика и маму с папой? А? Чтобы навсегда, а?
И что для этого надо? Может просто купить, не сговариваясь, два одинаковых торта, угощать друг друга сладкими от них губами, и, никогда не теряя себя, слышать все песни сердца, бьющегося рядом с вишневой ночи? Может и так.

На этом можно закончить, быстрым взглядом окинув картинки мира Мидзу Акаи. Но, как это часто бывает, если человеку даны способности что-то видеть и слышать вокруг, и мы следуем за ним, то все-таки, странным образом, к нам приходит не только то, что описывает автор, но и чуть-чуть, или даже более откровенно, приоткрывается он сам. Рядом с его героями встает в полный рост сам автор, о котором иногда, может быть, не сказано ни единого слова.
Мир Мидзу Акаки интересен, но это не легкое чтиво, несмотря на кажущуюся простоту и немногословность. Это - как легкий прибой. Смотришь на волны, одна за другой набегающие на влажный песок. Все волны похожи друг на друга, какие-то песчинки увлекаются водой, а потом замирают, и сливаются с другими. Что ты увидел? Ведь все волны одинаковы. И песчинки тоже. Зачем ты смотрел? Может только потому, что не мог оторвать взгляд? Чтобы что-то незаметно произошло в душе?
Этот кусочек, повыше - о Поэзии творчества, естественно лишь мой взгляд. Один из многих. В чем-то похожий на другие, в чем-то - другой.

А теперь - кусочек прозы.
Я почему-то вспомнил, как моя знакомая пожаловалась по поводу фотографий, сделанных на вечере поэзии А. Блока: "Сережа! Марина совсем не умеет меня снимать! Я такая некрасивая!"
И я посмотрел эти фотки. Одухотворенное лицо, захваченное великой Поэзией. Страстные молодые глаза женщины, пережившей солидный юбилей. Не стандартно привычно правильные позы. Маришка! Ты сделала чудо!
Как часто мы не умеем увидеть и услышать себя. Не узнаем свой голос в записи, кажутся странными свои движения и облик на экране монитора. И выбор того , что получилось, и того, что дорого самому, не всегда равнозначен.

"Дураки, да?" и "Лето. Латте", - безупречны. Там описано по одному эпизоду жизни. Миниатюры изумительно точны.

"Дюны", - очень сложная вещь. В ней переплетено многое. Метание человека, поиск пристанища для отдохновения или точки отсчета, духовного родника или места на Земле, где можно спрятаться и затаиться, чтобы набраться сил. И что это вообще? Живой родной земной человек рядом, или только призрачная мечта? Читаешь эту миниатюру, и НЕ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ТЕБЕ ВСЕ РАЗЪЯСНИЛИ! Хочется жить там самому, без подсказок и уточнений. Там - свой мир. Непонятный? Так что ж? А в мире вокруг нас все понятно? А разве не хочется порой (или всегда) бежать от привычно-понятного, в котором все ясно, разложено по полочкам, тепло-сытно, и до безумия ТОШНО!?

"Фонарик одного желания", представленный в Сборнике Избранных Миниатюр, - очень красивый и тонкий рассказ именно об этом самом фонарике, и о маленькой девочке Юки. Глазами этой девочки. Трогательно, щемяще. Мне только кажется, что два последних слова выпадают из стилистики рассказа. Как я представляю, девочка шести-восьми лет скажет то же самое другими словами. Какими? не знаю. Но эти два слова - взрослые. На мой взгляд, они выпадают.

"Вишневый вечер". Вся та моя тирада, про "неудачные" фотографии, и не узнавание себя на мониторе - лишь прелюдия именно к этой вещи.
Когда захватывает и "несет" половодье чувств, перестаешь адекватно оценивать себя и... тут жди подвоха. Это очень знакомо молодым и не очень актерам, которые захвачены экстазом происходящего, переполнены эмоциями, а самый "твой" зритель вдруг говорит: "А ты знаешь, на генеральной было лучше." А там ты ничего такого не чувствовал, лишь технически исполнял выверенный репетициями рисунок образа. Почти (или тебе казалось?) пустой внутри.
На мой взгляд, "Вишневый вечер", - далеко не законченная вещь. В ней мне видится два очень красивых и эмоциональных эпизода. Первый - про испуганные фонари, начиная со слов "Вечерело махом...", и заканчивая указателем движения "из дома", "домой". Зримая образность, обозначивающая не только время суток, но и состояние героя, взбудораженное и в ожидании неясно чего: то ли чуда, то ли никогда не заканчивающейся ночи, когда указатели "домой" потухли, а фонари гонят прочь!
И второй, потрясающе красивый эпизод, начинающийся со слов "А после мяса крышу снесло окончательно...". То есть, собственно сам вишневый вечер, неожиданный и желанный.

Дальше я буду делать то, чего авторы не любят до безумия, предлагать варианты. (Кстати, рецензенты, чур, мои вещи не критиковать! Договорились?)
Будто я самый умный, да еще Главный Редактор самого престижного журнала в мире.

Прости меня, Мидзу. Уж больно хороша эта вещь, чтобы оставлять в ней то, что мешает насладиться ею по полной программе.

- В первой строчке смысловую нагрузку имеет только первый вопрос: "Ты все помнишь, да?" Остальное лишнее.

- Абзац с "Вечерело махом" до "Домой", - идеален.

- В следующем абзаце, короткое предложение: "Не один", - не корректно. Если его зачеркнуть, например, будет потом все понятно.

- Если бы ты, Мидзу, написал в следующем абзаце только одну фразу, например: "Знаю, у меня были голодные бешеные глаза", то ввод в ситуацию был бы не однозначным, а предполагал разные варианты развития. Следующие предложения этого абзаца выглядели бы лишними.

- В последующем диалоге, в последнем вопросе женщины, мне показалось, что если бы осталось: "Тебе не нравится? Что ты имеешь против витаминов?", - было бы точнее по настроению твоей вещи, и по логике событий.

- Я не очень большой знаток грамматики. Может, меня очень сильно захотят побить филологи-русисты (Да здравствуют наши славные филологи! Честь им и хвала!), но мне кажется, что в следующем предложении слово "самих" следует писать через "и".

Спасибо тебе, Мидзу, за то, что написал замечательные миниатюры.

Спасибо огромное тебе, Василий Тихоновец, что обратил мое внимание на талантливого автора Сборника Избранных Миниатюр, Мидзу Акаи.

Спасибо Вам, прочитавшим сей опус, что были терпеливы и дочитали до конца.

Ваш,

Сергей Эсте



© Copyright: Сергей Эсте, 2007
Свидетельство о публикации №2712270344