Мекка

Анатолий Штаркман
 Мекка
(По книге Анатолия Штаркмана "Хазарские этюды)

В 400 километрах южнее Ятриба расположено местечко Укац, славное в доисламском арабском мире грандиозными ярмарками со времён первых израильских эмигрантов.* Война и торговля несовместимы, и на время ярмарки арабские племена заключали между собой мир.
Одну из дочерей моего деда звали Укцей. Уша –Ушица, Укац-Укца. Случайное ли это совпадение?
После ярмарки шли в Мекку, совсем рядом, чтобы обойти семь раз и поцеловать символ могущества Аллаха (аль-Хаджар, аль-Асвад) Чёрный камень, хранящийся в помещении кубической формы, по-арабски Кааба.** Учёные считают, что камень метеоритного происхождения.
Рядом с Кааба расположен колодец Земзем, из которого пили Исмаил, сын Авраама, и его мать Агар. Колодцы живут долго, вокруг них рождаются много легенд.
В Мекке, как и в Ятрибе, пересекались караванные пути, но евреев там жило меньше. Городом управлял старинный арабский род Курайш, ведущий своё начало от Исмаила. Род состоял из двух племён: Хашим и Умайя. Хашемиты содержали святое место Кааба, кормили паломников, а племя Умайя ведало военными делами.
В 570 году произошли два события, повлиявшие на мировую политику. Первое: абиссинский (эфиопский) правитель, христианин, потерпел неудачу в попытке разрушить аравийскую святыню Кааба. Во главе 60000 войска и слоновой кавалерии он подошёл к предместьям Мекки. Арабы никогда в жизни не видели слонов и в страхе побежали. Однако самый большой слон, на котором восседал правитель, встал на колени и отказался идти дальше. Абиссинцы увидели в этом плохое предзнаменование и отступили. Второе: в Мекке в роду Курайш (курайшиты) в племени Хашим (хашимиты) родился Мухаммед – основатель Ислама.
Позже, когда Мухаммед стал признанным пророком в арабском мире, эти два события связали. Поражение абиссинцев нашло отражение в Коране в Суре 105 «Слон». «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! 1. Разве ты не видел, как поступил Господь твой с владельцами слона? 2. Разве Он не обратил их козни в заблуждение? 3.И послал Он на них птиц стаями? 4. Бросали они в них камни из обожженной глины. 5. И сделал Он их точно нива со съеденными зёрнами».*
Биографы описывают ранние годы Мухаммеда весьма скупо, даже даты рождения вызывают сомнения: то ли 570 год, то ли 571, то ли 20 апреля, то ли 22.** Об отце его известно, что он был купец и умер до рождения сына в еврейском городе Ятрибе, там же и похоронен. Звали отца по одним источникам Абдуллах, по другим –Абдаллаха, по третьим – Абдалла. Имена очень распространённые как среди арабов, так и евреев. «Абд» в переводе с арабского и иврита – раб, ;;; ; «аллах» переводится как «бог», всё вместе – слуга Бога. У евреев имя Абдалла отождествляется с именем Обадия.***
Имя матери Мухаммеда – Амина. Имя Амина имеет два толкования. Первое от слова Аминь взято из Библии, в переводе на русский – воистину, да будет так, второе в переводе с иврита – ;;;;;;, ;;;; – верить, верный. Мина – распространённое еврейское женское имя. Когда Мухаммеду было шесть лет, его мать пошла в город Ятриб, чтобы навестить могилу своего мужа, и умерла по дороге. Мухаммед остался сиротой.
Биографы Мухаммеда пишут, что он сначала был отдан на воспитание в бедуинскую семью, и его кормилицу звали Халима, имя созвучное с еврейским Халом(а) – мечта, сон. У богатых людей было принято отдавать своих детей в чужие семьи, находящиеся в сельской местности, на воспитание. С восьми лет Мухаммед «был вверен для воспитания своему дяде Абу Талибу, вскоре ставшему новым главой племени Хашим».*
Кто он, Мухаммед, араб или еврей, или полукровка? Случаев, когда еврейскую сироту брали на воспитание в знатный нееврейский дом, не счесть.
Подробно описываемая биография Мухаммеда начинается с его женитьбы на богатой сорокалетней вдове Хадиджа бинт Хувайлд. Мухаммеду было двадцать пять лет, возраст довольно юный по сравнению с его женой. Была ли это любовь или деловая сделка неизвестно, но после смерти Хадиджи дальнейшие брачные союзы его биографы называют политическими сделками.*
Христианство из Византии и поклонение огненным Магам из Персии постепенно завоёвывали Аравийский полуостров. Правящие Меккой, к ним принадлежала семья Хадиджи, понимали, что племенные взаимоотношения и разрозненность арабского мира не смогут противостоять эти двум религиям, особенно христианству.
Вера Мухаммеда в единого Бога, способность поэтически и образно одевать свои мысли в пророческую одежду не могли обратить на него внимание мекканской верхушки. В народе сначала считали его юродивым, но он упорно провозглашал «Аллаху принадлежит власть и раньше, и позже…» Откуда такая глубокая вера в единого Бога? Трудно поверить, что она пришла к нему в результате уединений в пещере, как пробуют навязать нам, жителям 21 века, его биографы. Одарённые люди рождаются, великими они становятся в учёбе и при стечении обстоятельств. Если Мухаммед был из богатой семьи, то его должны были научить грамоте, но в биографических книгах подчёркивается, что он не умел ни писать, ни читать, а знания Торы приобрёл в общении с еврейскими купцами.
Библейский Моисей, рождённый еврейской матерью и усыновлённый царской семьёй при египетском дворе, получил всестороннее образование, и только потом судьба сделала его великим.
Во времена беспрерывных репрессий против евреев иудаизм, казалось бы, должен был умереть. Поэтому Мухаммед решил прибрать к рукам обречённый, так думали в то время, на исчезновение иудаизм и, под знаменем борьбы против «неверных», объединить арабское население в достижении мирового господства. Новой религии было дано имя Ислам – поклонение, предание себя Богу, а верующие в Ислам получили название мусульмане, от арабского «муслим» - предавшийся Богу. Что касается сущности Ислама, то оно было заимствованно из иудаизма.
10 августа, по арабскому календарю -27 Рамазана, 610 года в канун дня рождения Мухаммеда (ещё одна дата рождения) Хадиджа отвела своего мужа к своему дяде – христианскому монаху, и тот объявил его последним Пророком от Создателя.* Выходит, что не Бог провозгласил Мухаммеда пророком, а христианский монах-араб?! Новая религия начала своё шествие.
Первыми мусульманами объявили себя жена Мухаммеда, его десятилетний двоюродный брат, его вольноотпущенник и впоследствии приёмный сын, друг сына и, чуть позже, один из лидеров Мекки – дядя Умар ибн аль-Хаттаб с его приближёнными.
В надежде привлечь евреев, сильных в военном и финансовом отношении, Мухаммед в ранний период называл Ислам «старой новой» верой. Старой потому, что она основана на Библии, а новой, потому что в ней были восстановлены учения забытых или искажённых еврейских пророков. Остались в силе также основные еврейские обычаи: молитва в сторону Иерусалима, соблюдение поста в день Йом Кипур….
Арабы не приняли Ислам. Курайшиты не хотели делить власть с семейством Хадиджи и преследовали не только Мухаммеда, но и всё племя Хашим. В Ислам переходили люди либо недовольные родовой властью, таких было мало, либо выкупленные рабы.
После смерти Хадиджи в 619 году племя Хашим отказало Мухаммеду в покровительстве. Оставаться в Мекке стало для него небезопасным. Арабские племена Бану аль-Аусь и Бану аль-Хазрай пригласили Мухаммеда и его последователей эмигрировать в город Ятриб. 16 июня 622 года Мухаммед с группой тайно покинули Мекку. Процесс переселения овеян легендами и романтическими приключениями и получил название Хиджра – от него мусульмане ведут своё летоисчисление.*
В Ятрибе Мухаммед построил молитвенный дом, в котором собирал своих последователей пять раз в день для молитвы. Недисциплинированные арабы приучались к порядку. Вскоре дом прослыл «местом военных упражнений ислама», а столь часто повторяемая молитва была похожа на боевой крик.
После нескольких удачных грабительских набегов мусульман на торговые караваны мекканцев, количество сторонников Мухаммеда начало расти, как на дрожжах. Пятая часть добычи принадлежала самому Мухаммеду (не такой уж он был юродивый) и предназначалось для борьбы с неверными (пусть читатель сам представит, что это значит), остальное делилось поровну. Аппетит приходит с едой, ограбление караванов участилось и разрешалось даже в праздничные дни.
Евреи сначала поверили в приход Мессии, но после нескольких бесед с новым пророком разочаровались. Как в еврейском, так и в арабском мире Мухаммед получает кличку ганав, что означает с иврита вор, а мусульмане ганавим, то есть воры – украли у евреев религию.
Когда Мухаммед понял, что евреи в Ислам не перейдут, он начал проводить политику отторжения. В первую очередь был переименован город Ятриб в аль-Медина*. В переводе с арамейского и иврита слово означает провинция, государство, страна. В 624 году, заручившись нейтралитетом евреев племени Бану-Курайдза, Мухаммед осадил еврейское племя Бану-Кайнукаа. Через 15 дней те сдались, многие были вырезаны, а оставшиеся в живых ушли на север в район Каспийского моря. В 625 году та же участь постигла еврейское племя Бану-Надир.
В 627 году Медина, в прошлом Ятриб, была осаждена 10-ти тысячной армией Мекки. Мекканцы заключили тайный договор с еврейским племенем Бану-Курайдза, которое должно было ударить по мусульманам с тыла. Попытки арабов-язычников захватить Медину штурмом не увенчались успехом. Решающей битвы не произошло потому, что мекканцы, не доверяя еврейскому племени в городе, решили отступить. В течение последующих 25 дней мусульмане блокировали племя Бану-Курайдза, и те сдались. Участь их не отличалась от других еврейских племён: все мужчины были зарезаны, а члены их семей проданы в рабство.*
В 629 году Мухаммед возглавляет войско в походе на крепость Хайбар** (от ивритского слова хавер, товарищ) в 160 километрах к северо-западу от Медины. Население этой крепости воевало на стороне мекканцев. Крепость пала, её население уничтожено. В 630 году Мухаммед покоряет Мекку.
«Перед смертью в 632 году Мухаммед проводит политику уничтожения иудаизма и христианства.*** Несогласные с Исламом уничтожались физически. Если аравийские христиане могли найти убежище в Византии, то евреям путь в Персию и Византию был закрыт. Им оставалась только одна дорога – на север, через Дербендский проход между Кавказскими горами и Хазарским (Каспийским) морем в будущий Хазарский Каганат.