Недружественное наследие 1996 г

Андрей Благовещенский
Недружественное наследие
Вот и наступил второй избирательный сезон и тоже с предрешённым результатом. И если при выборе депутатского собрания были ещё какие-то сомнения в полной предсказуемости результата: а вдруг голоса избирателей что-то ещё да значат, то его теперь раскрывшаяся механика лишила всяких иллюзий.
 Что партии правящей бюрократии дадут конституционное большинство, сомнений и так не было. А надежды на остальных участников забега? Вообще-то, нужны ли они, эти остальные? Ну, во-первых, в наше время без демократических декораций даже как-то неприлично. Во-вторых, нельзя без клапанов для стравливания избытка давления. А то ведь вот социалистическую-то демократию разнесло так, что полстраны оторвало. Как бы и с суверенной не стало того же. Так что нужны, только без права решающего голоса, что и было обеспечено избирательной системой и административным ресурсом. А кого допустить? Совсем не допустить коммунистов нельзя: эта партия-атавизм всё ещё многочисленна и хорошо структурирована. Только её заигранные лозунги и мелодии уже надоели и мало кого из молодых способны воодушевить. В конце концов сама рассосётся. Без контрольного пакета не опасна. Жириновский? Шумно, скандально, умён, но своё место знает. Новорождённые «эсеры»? Эти «свои» стали прибежищем для некоторых бывалых парламентариев с либеральным уклоном, которые не бесполезны для законодательной работы, но уж очень им претит грызловский стиль управления фракцией. По началу эта партия даже угрожала стать чем-то весомым, только путинский финт с ролью паровоза у чиновников совсем сбил ей дыхание. По данным соцопросов партии Миронова мало что светило, но , видимо, во исполнение обещанного ранее, кое-как через семипроцентный забор в Думу её перетащили. А всяких там Явлинских, Немцовых, Рыжковых и пр. вольнодумцев к думской трибуне было решено на пускать (хватит им и щёлочки гласности на «Эхе» и «Свободе»), что и было исполнено с помощью технологий административного ресурса. Об этих технологиях от самых примитивных до лишения финансов для партийной деятельности многое можно причитать в еженедельнике «The New Times». (Нью таймс). Хочу только заметить, что система эта порой сплетена так хитро, что в ней чувствуется рука умного и опытного политического интригана Березовского. Я лично не располагаю какими-либо доказательствами тому, но почти убеждён, что это его разработка времён, когда на выборах 1996 г. коммунисты представляли реальную опасность. Что-то он там готовил и для себя, но «на всякого мудреца довольно простоты» - в где-то просчитался. В наследнике? Возможно, потому и такой взаимный накал ненависти.
Для меня прошедшие выборы были далеко не первыми выборами без возможности выбора. Не прав В.К.Буковский, когда в одном из своих интервью сказал, что в советские времена была возможность избежать участия в фарсе выборов: попробуй, не явись на избирательный участок – в лучшем случае заклюют на работе потом. В крайнем случае можно было взять открепительный и спокойно провести свой выходной на даче (так делал один мой приятель). Я же на выборы ходил, но в графе «одного оставьте, а остальных вычеркните, проставлял ещё цифры 2 и 3, первого и «третьего» (безымянного) вычёркивал, а «второго», тоже невидимого и безымянного оставлял.
 По моему возрасту предстоящие президентские выборы будут, возможно, последними в моей жизни, но первыми, в которых я сознательно не приму участия. В принципе, я пока не имею претензий к претенденту Медведеву. Возможно, он и неплохой человек и администратор, может быть, лучший из путинского окружения, но когда всё «зарешено» за меня и без меня, какого черта я буду таскаться на избирательный участок или приглашать к себе домой членов избирательной комиссии с урной? Никакого смысла.