О религии

Эдуард Алкснис
 Я об этом думал лет 50, использовал мнения Э.Фромма, Н.Бердяева, Б Спинозы, М.Мамардашвили и,конечно, Ветхий и Новый Завет. К старости мое понимание определилось и мне хочется его сформулировать, чтобы сохранить для потомков, если среди них окажутся интересующиеся этим вопросом.
 Итак, я верую в пресвятую Троицу: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой.
1. Бог-отец. Эйнштейн сказал:”Я верю в бога Спинозы, открывшегося в гармонии всего бытия,а не в бога, интересующегося судьбами и действиями людей.” А у Спинозы читаем:”Под управлением Бога я понимаю известный неизменный и незыблемый порядок природы... Всеобщие законы природы, по которым все совершается и определяется, суть только вечные решения Бога, заключающие в себе всегда вечную истину и необходимость. Следовательно, говорим ли мы, что все происходит по законам природы или, что все устраивается по решению и управлению Божию,- мы говорим одно и то же”. И еще:”Решение, приказание, речь и Слово Бога суть не что иное, как само действие и порядок природы”. Таким образом, несущественно, как называет себя человек,христианин, буддист или атеист, если он, “уважая себя и почитая неведомое, достиг духовной зрелости” (Р.Кент), он принимает любые представления с сочувствием и терпимостью и чтит Бога-вседержителя, в любом виде и облике.
2. Бог-сын. Это - Иисус Христос, а его олицетворение - христианская мораль, а в ней самое главное - любовь к ближнему. “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.”... “Сие заповедую вам, да любите друг друга.” (от Иоанна). В одноименном рассказе Джека Лондона язычник жертвует собой для спасения любимого друга, это вполне по христиански. “В познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина. ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Павел).
3. Бог-дух святой. Это тот категорический императив (Кант), который живет в сердце каждого нравственного человека. Правда, на свете безнравственных, т.е. бездуховных людей больше а в их серцах нет ничего, кроме анатомии. Мамардашвили наставляет: “Иди и не бойся: Бог с тобой и в тебе там, где ты сам.” Этот Бог укрепляет своих носителей, но он же за то постоянно заставляет поступать по чести и совести, т.е. как правило в ущерб своим шкурным интересам, ибо быть честным заведомо невыгодно.Для нравственного человека нет свободы выбора - он всегда обречен повиноваться велениям Бога, под страхом потери самоуважения. А поскольку “Дух дышит, где хочет” (от Иоанна), то Он бывает в душе исповедующих любую веру или никакой.
 Таким образом, христианское мировоззрение и морально-этические принципы сохранили свою ценность и значение и не противоречат современным интеллектуальным представлениям.
 Церкви особого уважения не заслуживают. Конечно, там были выдающиеся гуманисты, например, А.Швейцер или А Мень, но и зла Церкви совершили много. В ортодоксальной религии много мистики, а обряды, хотя и облагораживают поведение человека, но они же и отвлекают его от активных добрых дел, да ими часто маскируется греховность.

 В общем, формальная принадлежность к религии или конфессии не главное. Главное - любовь и терпимость. “Мораль всегда выводилась из религии”,совершенно точно отмечает Мамардашвили, попытки других мыслителей обосновать это явление оказались несостоятельны - ничего убедительного не получилось. Сама вера в Бога, несомненно, возвышает человека, смягчает нравы, улучшает межличностные и социальные отношения, но бороться с ней нельзя, прежде всего, и потому, что страдающие и удрученные невзгодами тысячелетиями черпают и находят в религии надежду, поддержку и утешение. “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.” (от Матфея).
 К сожалению, вера часто переходит в предрассудки и суеверия (человек все обращает себе во вред), вот и в последнее время, вследствие обнищания и разочарования в науке, которая не сделала человека здоровым и богатым, развивается откровенное мракобесие: подтверждение несчастьям иудеи находят в Торе, христиане - в “Откровении Иоанна Богослова” (Апокалипсис). Расплодились нелепые секты и невежественные жулики-целители, даже инопланетяне Это все издержки “смутного времени”.
 Естествознание не сочетается с религией и не надо пытаться их связать воедино. Двойственность свойственна мышлению (дуализм в физике, диалектика в философии) и надо это противоречие принимать. “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (от Матфея). Читайте, вместо “кесаря” - НТР и живите с этим. И пусть нравственность опирается на Бога, а техника - на естествознание.
 Все знания, накопленные человечеством, свидетельствуют о том, что мироздание принципиально непознаваемо, поэтому доказательств бытия Божия быть не может, тем более - обратного, и вопрос о вере решается только в душе человеческой.

Э.Алкснис 12.03.01.