Имагинация и инспирация в поэзии

Майя Андреева
»Как же мы долго ждали тебя!»

В 2007 году вышла книга Маргариты Марковой "Женщина в тумане", содержащая кроме биографических заметок о ее духовном пути большую подборку стихов. ХХ век вообще отличается новаторством в поэзии, а ее творчество может с правом называться поэзией XXI-го века, поскольку в ее стихах и прозе с силой проявилось то, что можно назвать переходом от имагинации к инспирации. Говоря так, я, конечно, выражаю свое личное мнение, которое никому не мешает исследовать ее творчество с других точек зрения, применяя другие подходы. Однако надеюсь, что то, что я намерена здесь сказать, даст первый, может быть, пробный ключ к пониманию ее поэзии.

Чтобы понять то новое, что пришло в литературу вместе с ее лирикой, попытаемся вначале охарактеризовать разницу между имагинативной и инспиративной (инспирированной) поэзией. Откуда вообще происходят эти термины? Так, в духовной науке различают четыре уровня познания:

1. Обычное познание при помощи внешних чувств и рассудка
2. Имагинативное познание
3. Инспиративное познание
4. Интуитивное познание.

О первом виде познания можно сказать, что человек постоянно им пользуется в своей повседневной жизни. Увидел, услышал, потрогал руками, получил представление, составил суждение, сделал вывод. Это познание опирается на наблюдение и связывает чувственные восприятия, полученные при наблюдении, с понятиями.

ИМАГИНАТИВНОЕ познание состоит в переживании человеком своего внутреннего мира и проявлений духа через образные и символические представления. Оно достигается в результате сильной концентрации сознания на этих представлениях. Понять имагинации можно, только если перевести их на общедоступный язык понятий. Имагинативное познание тесно связано с фантазией, но в противоположность обычному фантазированию, опирающемуся на мышление, оно проникнуто волей.

ИНСПИРАТИВНОЕ познание - это откровение духовного мира, происходящее изнутри человеческого существа. Оно достигается, если очистить сознание от впечатлений внешних чувств, мыслей, а также имагинаций. Тогда то, что выступает из совершенно пустого сознания, и есть инспирация. Чтобы получить инспирацию надо сначала сильно сконцентрироваться на имагинативном представлении, а потом усилием воли убрать из сознания это представление.

ИНТУИТИВНОЕ познание достигается при полном отождествлении себя с другими существами духовного мира. Достигается такое отождествление через любовь. Тогда опыт, полученный другим существом, становится собственным достоянием.

Стало быть речь пойдет, в основном, о первом и втором уровнях.
Художественная литература вообще и поэзия, в особенности, имагинативна в широком смысле этого слова (в смысле использования образных представлений). Каждый уважающий себя поэт должен уметь читать имагинации и использовать имагинативные представления в своем творчестве. В каждом художественном произведении, если оно не является совсем бездарным, можно найти одну или несколько имагинаций. Благодаря этому поэт (или писатель) в одной строчке может сказать больше, чем ученый в целом томе своих исследований.

Перед тем как перейти к разбору стихотворений Маргариты Марковой, рассмотрим для сравнения пример чисто имагинативной поэзии. Возьмем для примера наиболее простое и хорошо всем знакомое стихотворение Михаила Лермонтова "Парус":

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Парус - это "я" человека, которое приводится в движение силой ветра - духом. "Я" человека приходит из духовного мира, из другой земной жизни жизни, здесь, в этом мире, оно не чувствует себя как дома; это и передано в строчках - "Что ищет он в стране далекой (в физическом мире)? Что кинул он в краю родном (в духовном, в другом мире)?.." "Над ним луч солнца золотой" - это сфера мысли, голова, которая находится над сердцем. «Под ним струя светлей лазури" - это сфера воли или система обмена веществ, которая находится ниже груди, под сердцем. А само "я" находится посредине, в сердце, в сфере "чувств". Образ чувств дан бурей. «Я» ищет бури, то есть, хочет почувствовать себя, испытать в тяжелых жизненных бурях.

Рассмотренное стихотворение Лермонтова насквозь имагинативно. Каждая его строчка о чем-то нам говорит, за ней словно что-то стоит. И в нем нет ничего от инспирации. Это характерно почти для любого литературного произведения классической и современной литературы – оно не выходит за пределы имагинации. Но в наше время, вследствие того что многие художники, применяя духовные практики, выходят на уровень инспиративного познания, инспирация теперь может использоваться в художественной литературе. Это мы и намерены кратко проследить по поэзии Маргариты Марковой.

У нее есть стихотворения полностью инспиративные, есть и обычные имагинативные стихотворения типа только что разобранного, есть лишь попытки перехода к инспирации, но интереснее всего проследить переход к инспирации в одном и том же стихотворении.

Возьмем стихотворение Маргариты Марковой «Парусник»:



Парусник жизни бежит по волнам,
качаясь то вверх то вниз.
Ветер гонит его к родным берегам,
то в шторм в ураган то в бриз.
В море бушующем он одинок…
и, кажется, лучше к Земле возвратись,
но манит его как птицу в полёт
в неведомый мир и жизнь
То в яму провалит водная гладь
то на волне вознесёт его ввысь
уж начинает корпус трещать
хоть немножечко продержись
впереди уже виден свет
лазури божественная голубизна
от облаков аметистовый след
за горизонт скрывается тьма.

На небе, вдруг блик золотой!
Солнце восходит над головой
Парусник жизни моей непростой
мы выстояли вместе с тобой
Впереди у нас янтарная красота

* * *

Первая часть стиха также имагинативна, как и стихотворение Лермонтова. Не будем ее разбирать, только отметим имагинативный характер. Вторая часть тоже начинается с имагинации, но имагинация, переданная в строчках «На небе, вдруг блик золотой! Солнце восходит над головой», относится уже к новой теме – наступлению инспирации. Собственно инспирация дана лишь в последней строке «Впереди у нас янтарная красота». Эта строка уже откровение, для которого все остальное лишь предисловие, своего рода фон.

Рассмотрим еще одно стихотворение также разбитое на части:

 
Земля - это тьма и света точки,
а Бог-это наоборот!
Огромный свет и истины строчки.
И каждый план раскрывает
лишь свой аккорд.
Человек - рассыпанное зерно;
Энергия, что собрана в точку.
У каждой пылинки значенье своё
и смерть отбирает лучших,
подмечено это давно.
Их Бог отбирает на вдохе,
то звездный посев,
посланники сердца его;
мы же капля в океане,
и отражаем его существо.

Живем бездарно потому,
что поклоняемся распятому Христу.
Страдаем и скорбим, болеем и хандрим
и видим только тьму.
Воскрес Христос!
За тьмой нам дал увидеть Свет.
Есть в смерти, маленький просвет,
то в жизнь иную дверь,
как бритвы лезвие к ней путь…,
и труден! Ты поверь,
но постарайся не свернуть,
ищи дорогу к дому своему.
Смерть не конец. Попробуй не упасть.
Поклоны класть
начни - воскресшему Христу!

На первый взгляд кажется, что в первой части мало образности – одни фундаментальные понятия: Бог, Земля, Человек, Энергия Смерть. Однако любое стихотворение изначально имагинативно, оно несет скрытый смысл. Инспирацию можно заметить только на фоне предшествующей ей имагинации. Инспиративна вся вторая часть с темой воскрешения Христа, а первая отходит на задний план, служит ей фоном.

Еще один характерный пример выступления инспирации:


Пылал закат, как в преисподней.
Земля печалилась судьбой.
День по осеннему холодный
Туманом заползал домой.

Ложились сумерки на пожню.
Река блестела под луной.
Земля, пропитанная дрожью,
Как пьяный сторож шла в запой.

В душе ненужности стыл крик:
ЗДЕСЬ ВСЁ, ПО – СУТИ, СУЕТА.
Жизнь как пробившийся родник,
Молила взглядом небеса.

Шепча молитву на бегу,
Спешила за судьбой согбенной.
Вершилось таинство вверху,
Закат пылал по всей Вселенной.

Для описания таинства жизни и познания, происходящего в душе, использован мощный образ заката. Все стихотворение насквозь – это имагинация, но в нём есть одна строка (выделена Маргаритой Марковой), которая возвышается над всем остальным и независима ото всего остального. Она, как глас с небес, прорывается через общий строй стиха.

И наконец, рассмотрим еще одно стихотворение, где отчетливо видно, как в стихотворение врывается инспиративное познание. Иногда оно приходит в виде вопросов, но в этих вопросах одновременно дан и ответ. Не будем однако забывать, что мы сейчас говорим сейчас не о содержании, не о смысле самого стихотворения (который конечно есть), но что мы ищем в стихотворении как бы точку остановки, после которой начинается что-то совершенно новое.

Меня всё мыслью тянет
в звездные Миры.
Я не люблю, когда общения просты;
бессодержательны, пусты.
Ведь, кажется, живи и отдыхай
Всё интересное давно уж позади…,
а вот меня всё тянет в звездные Миры!
Вопросов куча, почему, да отчего?
Не может быть, что б не было там ни кого.
Как жаль, что расстояния длинны,
а годы жизненные коротки.
Быть может, впрямь, мы не живем
одну лишь жизнь?!
И на Земле… плохое мы творим,
что памяти об этом не храним?

Наверное, читатель сам без труда определил, что инспирация начинается в четырех последних строчках. Все предыдущие размышления и образы автора («меня все тянет в звездные миры» - это имагинация состояния зрелой души, которая не довольствуется обычным общением на физическом плане!) как бы отставлены в сторону и в образовавшееся пустое пространство вливается знание о предшествующих земных жизнях.

Рассмотренными стихотворениями далеко не исчерпываются примеры инспиративной поэзии в творчестве Маргариты Марковой. Ссылки на ее произведения приведены в моей рецензии на данную статью. Я думаю, читателю будет не безынтересно исследовать под этим углом зрения ее поэтическое творчество, а также посмотреть, не выступает ли указанное различие между имагинацией и инспирацией у других авторов, в современной и прошлой литературе.