29. Женская дружба - миф или реальность?

Наталия Сидо
28. http://www.proza.ru/2007/12/25/481

В 18.00 каждый вторник вот уже более 12 лет мы собираемся вместе. Мы встречаемся в одном любимом  нами месте. Мы – это женщины в возрасте от 40 до 57 лет. Мы очень разные по характеру, опыту жизни, профессиям, должностям и интересам. Вначале нас объединило место встречи и желание отдохнуть. Постепенно мы стали очень близкими людьми. Мы стали подругами.
О женской дружбе многие  пишут, спорят, размышляют. Большинство не верит в ее существование. Я тоже не верила. Потому что не было такого опыта в моей жизни. Теперь я знаю, что женская дружба – это реальность. Но она достаточно редко встречается в нашей жизни только потому, что, как и любовь, дружба заканчиваются там, где начинается соперничество, которое очень незаметно переходит в зависть, и где прекращается процесс взаимного развития.  Дружба – это работа. Каждодневная, требующая физических, духовных, нравственных, материальных вложений. Только без учета размера этих вложений. Когда начинаем считать, сколько, кто вложил и какую получил прибыль, – дружба умирает. На ее месте вырастают партнерство, приятельские отношения, обиды, ссоры, разочарования… У всех по-разному.
Нас собрал вместе случай. Точнее директор одного завода, который предложил нам место для встреч. Это был очень умный и дальновидный директор, который создал  условия для общения, а взамен получил помощь и поддержку в решении многих проблем своего предприятия, собрав в одном месте дам, работающих на весьма ответственных должностях в одном из округов города.
Мы гордо именовали себя женским клубом «ГЕОЛИНТ». Название было составлено из первых букв наших имен. О том, что по вторникам мы куда-то торопимся, стало известно достаточно быстро. Только место оставалось засекреченным. Но достаточно скоро все стали называть нас банно-прачечным трестом. Вы, наверное, догадались почему. Ну, конечно, мы собирались в директорской бане.
В первые годы мы проводили время в бане в соответствии с широко распространенным стереотипом: собирались, немного парились, выпивали, ели колбасы и торты, дурачились, рассказывали анекдоты, смешные эпизоды из жизни, обсуждали окружные новости и разъезжались по домам. Нередко решали вопросы по работе. В бане это намного проще было делать. Немало важных и серьезных решений было принято тогда, на наших встречах. Не решили только ни одного вопроса для себя, для обеспечения своего будущего. Мы потом шутили, что могли оформить для себя любой участок земли или офис, но даже маленькую палаточку для торговли пивом на черный день не оформили в собственность нашего клуба.  Но именно поэтому мы оказались вместе в этой бане. Мы все были трудоголиками. И главным было для нас красиво, честно и профессионально трудиться. Нас иногда собиралось человек по 12-15. Мы отдыхали, расслаблялись, веселились. Но потом это как-то стало надоедать.
Именно в этот период мне попала в руки книга Надежды Семеновой, в которой я прочла о пользе бани для оздоровления организма. О том, как надо париться, как относиться к этому процессу. Мне запомнилась фраза Семеновой о том, что баня полезна всем, кто может до нее доползти. Для меня этот принцип был очень неожиданным, потому что врачи на протяжении многих лет меня предупреждали, что с моими опухолями мне нельзя отдыхать на юге, загорать, делать массаж, принимать ванну и тем более париться. Но болезни все равно не проходили. Я тогда врачам верила и строго выполняла их предписания. Первые полгода я в бане не парилась. Просто общалась.
Окончательно поверила в правдивость слов о пользе бани после случая с моим любимым дружочком котом Мартином. Ему было уже 15 лет. У него был рак кишечника. Ветеринары предлагали единственное средство лечения – усыпление. Я не могла на это решиться.
В тот год я построила небольшой домик на своем дачном участке. Главным местом в доме была сауна. Приехали мои друзья. Мы затопили баню и с удовольствием стали париться. Во время второго захода в сауну я услышала, что Мартин скребется в дверь и мяукает. Я открыла дверь. Кот вошел, прыгнул на нижнюю полку и лег на бок. Через некоторое время перевернулся на другой бок. Минут чере10 он спрыгнул на пол, и мы все вышли из бани. Хотелось посмотреть, что будет дальше. Кот лег на холодный пол. Полежал, потянулся, перевернулся на другой бок. Пол был достаточно холодным. Потом запрыгнул на диван и уснул. Через 20 минут он подошел к сауне и замяукал. Он явно просился в сауну. Мы все вместе вошли в парилку. Ему было комфортно, только ушками все время подергивал. Я накрыла ему голову полотенцем. Еще 10 минут он провел в бане... Мартин прожил еще 4 года. Он стал заядлым парильщиком. И научил нас, как правильно париться.
Постепенно наша любимая директорская баня стала превращаться в место нашего оздоровления. Мы читали книги о том, какие бывают методики и правила поведения в банях. Мы перестали пить вино и пиво, есть торты и колбасу. Только чай с травами и лимоном. Потом у нас появилась замечательная массажистка, которая делает нам массажи. Мы поняли, что баня действительно помогает нам быть моложе, здоровее и счастливее. Она стала местом очищения. Но не только наших тел.
В бане формировалась особая атмосфера общения. Мы постепенно становились откровенными. Мы оголяли не только наши тела, но и наши души. Мы узнавали друг о друге многое. Мы помогали друг другу разобраться в сложных ситуациях. Разность опыта и характеров помогали по-разному увидеть происходящее в жизни каждой из нас и найти правильное решение. Мы многое пережили вместе. И взлеты, и падения. Успехи и неудачи. Предательство и помощь. Разводы и замужества, измены и влюбленности. Смерти родителей и мужей, рождение детей и внуков. Болезни и выздоровления. Все, из чего состоит наша женская судьба.
Практически все, кто парился в нашей бане, пережили потерю работы. И это было непросто для нас, потому что были мы все очень деловые. Все очень самостоятельные, независимые и успешные с точки зрения карьерного роста.
  Я немного расскажу об этом. В середине 90-х должности руководителей отраслевых структур в нашем округе занимали люди, получившие большой опыт работы в партийных и советских органах, прошедшие все ступени карьерного роста. Подавляющее большинство были действительно профессионалами. Но в этом округе происходила достаточно частая смена префектов. Когда назначили префектом некого Б., он в течение нескольких месяцев уволил с должностей почти всех женщин-руководителей. Мои подруги очень переживали, потому что не понимали, за что их буквально выгнали с их любимой работы. Они оказались в прямом смысле слова выброшенными на улицу. С трудом, используя связи и знакомства, они, конечно, устроились на работу. Многие сделали блестящую карьеру. Но боль той несправедливости долго оставалась в их душах. Пока не наступила ясность. Забавный случай помог прояснить ситуацию.
Моя приятельница, с которой у нас в то время был совместный бизнес, вышла замуж за этого префекта. Она пригласила меня на свой день рождения. Естественно там был ее супруг. В то время он уже не был префектом. Я не выдержала и спросила его, почему он выгнал с работы женщин (я назвала имена своих подруг), которые были более профессиональны, чем те мужчины, которые заняли их места.
-  Да, ты права. Толковые бабы были. Но ты понимаешь, я привык на совещаниях ругаться матом, а при них мне было неудобно. И что, по-твоему, я должен был делать? Думать над каждым словом, прежде чем сказать. Мне округом руководить надо было, а не слова подбирать. Я простых мужиков люблю. С ними легче работать. Вот я и разогнал всех этих баб. Но у них теперь ведь все хорошо?
Да. У них все хорошо. А все ли хорошо в нашем городе, где такие руководители?
Постепенно наш банно-прачечный трест сократился в численности. Кто-то был занят работой. Кто-то не захотел идти по пути развития и работы над собой, который стал законом в нашем кругу. Кто-то стал завидовать. Кто-то очень сильно изменился, заняв большую должность. Некоторые перестали ходить в баню совсем. Некоторые приходят, когда у них появляется потребность пообщаться, посоветоваться, просто побыть с нами. Но дверь всегда открыта для тех, кому нужна помощь.
Нас осталось только четверо. Но мы есть. Мы помогаем друг другу во всем и всегда. Мы умеем радоваться успехам друг друга. Мы научились говорить правду друг другу. Иногда очень горькую и неприятную. Мы можем пореветь на плече подруги и не услышать слово: «Успокойся». Потому что в этот момент именно это слово меньше всего успокаивает. Но потом мы обязательно найдем слова и вместе придумаем, что надо сделать. Мы умеет посмеяться от души, подурачиться, повеселиться.
Мои подруги – женщины очень разных и необыкновенных судеб. Истории из их жизней могли быть очень интересными. Но о себе я могу рассказать все, что я хочу. О жизни своих подруг я не имею права рассказывать. Я хранительница их тайн. Также как и каждая из них хранит мои тайны. И поверьте, что я в данный момент не идеализирую наши отношения. Нет. И в качестве примера я приведу один маленький эпизод из нашей жизни.
Мы обязательно вместе ездим отдыхать. Полтора года назад мы были в Эмиратах. Нам там очень понравилось. И мы договорились, что 50-летие одной нашей подруги мы отметим в этой стране. Мы приехали, отметили и в один из дней поехали в очень большой меховой магазин. Когда мы вошли, директор магазина и продавщицы нас встретили очень радушно, назвали наши имена, стали угощать чаем. Мы удивились и спросили, чем мы заслужили такое внимание.
- Мы вас очень хорошо запомнили в ваше прошлое посещение и часто вспоминаем. И нам очень приятно увидеть вас снова всех вместе.
- Но прошло полтора года, как мы были в вашем магазине. У вас столько людей каждый день бывает. Чем же мы вам так запомнились?
- Тем, что мы впервые увидели подруг, которые так честно и искренне советовали друг другу, что купить. Тем, как вы радовались покупкам своих подруг. Как вы легко и спокойно отдавали выбранную кем-то из вас шубу подруге, потому что она ей больше подходила. Мы увидели , что женская дружба существует. В нашем магазине мы обычно видим совсем другое. Кстати наша дружба помогла  в этом магазине совсем неожиданным способом – нам сделали скидки намного больше, чем другим покупательницам.
Нашу дружбу ценят все окружающие. Наши бывшие коллеги, знакомые, наши родные и дети. На вторники не назначаются другие мероприятия (празднования дней рождения, другие встречи), потому что все знают, что этот день – наш день. И с уважением к этому относятся.
Я уверена, что я одна не смогла бы пройти путь изменения себя и своей жизни без своих подруг. Они  помогали, поддерживали, критиковали и останавливали, когда я шла явно не в ту сторону. Одна, без своих девочек, я не делала бы и клизмы, и упражнения, и массажи, да и все другое. Наверное, не хватило бы силы воли, если бы я была одна. Но у меня были и есть мои девочки. Поэтому вечером звонила одна из них и спрашивала: «А ты сделала упражнения?». И я говорила, что нет, но теперь обязательно сделаю. Я звонила другой подруге и спрашивала: «А ты прочитала книгу, которую я тебе порекомендовала?». И в ответ слышала: «Уже дочитываю».
Наша дружба научила нас тому, как надо помогать человеку. Не выхватывать из его рук тяжелый чемодан и нести вместо него. Это бессмысленно. Потому что через некоторое время ситуация повторится. Только чемодан буде тяжелее и ручка еще неудобнее. Каждый в этой жизни должен приобрести свой опыт переноса тяжестей. Но в этой ситуации очень важно, чтобы рядом были действительно любящие тебя люди, которые могут и помочь поднести, и подсказать, куда нести и зачем. А могут убедить, что этот чемодан уже не надо тащить за собой. Лучше выбросить. Четыре умных головы и восемь глаз помогают увидеть и понять все, что происходит в твоей жизни более объемно и разностороннее. Но решение всегда принимаешь ты. И ответственность за свое решение всегда несешь ты сам. Именно приобретение навыков принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность стало, пожалуй, одним из главных результатов нашей дружбы.
Мы вместе проходим путь изменений и развития. И мы все изменились за эти годы. Мы понимаем друг друга. Мы умеем слушать и слышать друг друга. Поэтому нам интересно. Когда  обсуждаем произошедшие за неделю события, мы пытаемся разобраться не в том, что произошло, а почему именно так все сложилось. Мы анализируем, думаем, обсуждаем, советуемся. В нашей бане мы очищаем свои мысли, свои души, свои чувства. Мы создаем пространство дружбы, основанной на любви, понимании, уважении и признании неповторимости и незаурядности  каждой из нас. Мы признаем неоспоримые достоинства каждой из нас. Мы с понимаем и терпимостью относимся к недостаткам каждой из нас. Но при этом никогда у нас не возникает желание выяснить, кто лучше, умнее, красивее, счастливее. Соперничеству, а значит сравнению и зависти, нет места в наших отношениях. И я в очередной раз удивляюсь тому, как мне повезло, и даже представить не могу свою жизнь без моих любимых девочек. Мы очень удачливые и счастливые женщины, потому что знаем, что женская дружба – реальность нашей жизни.
Поэтому вот уже более 12 лет каждый вторник в 18.00 мы собираемся вместе. Даже если баня закрыта на профилактический ремонт. Вторник – это наш день.

30. http://www.proza.ru/2007/12/26/506