Часослов

Тина Гай
"Часослов" – постмодернистское произведение.

"Часослов" - собрание разных молитв–стихов, анонимных, высвеченных монахами из намоленного веками мета-поля.

Это видимое, за которым стоит невидимое. Оно кажется абсурдным, усиливаемое церковно-славянским наречием. Но трогать его нельзя, потому что разрушается не оно, а то невидимое, что стоИт за ним.

Видимое в "Часослове" нельзя приспосабливать к человеческому, человеческое – лишь следствие сакрального. Видимое в "Часослове" прилАжено к невидимой порождающей природе.

"Часослов" - абсурд с человеческой точки зрения и строгое рациональное построение – с духовной. Это рациональная нерациональность.

"Часослов" - свои правила игры, которые нельзя нарушать без ущерба для всей конструкции.

"Часослов" - внутренняя красота и поэтическое мышление.

В связи с "Часословом" всегда вспоминаю стихотворение Рильке "Созерцание" (в переводе Б.Пастернака), Рильке, который был покорен "Часословом" и создал свой "Часослов".

 "...Как мелки с жизнью наши споры,
как крупно то, что против нас.
Когда б мы поддались напору
Стихии, ищущей простора,
Мы выросли бы во сто раз.

Всё, что мы побеждаем, - малость,
Нас унижает наш успех.
Необычайность, небывалость
Зовет борцов совсем не тех.

Так ангел Ветхого завета
нашел соперника под стать.
Как арфу, он сжимал атлета,
Которого любая жила
Струною ангелу служила,
Чтоб схваткой гимн на нем сыграть.

Кого тот ангел победил,
Тот правым, не гордясь собою,
Выходит из такого боя
В сознаньи и расцвете сил.
Не станет он искать побед.
Он ждет, чтоб высшее начало
Его все чаще побеждало,
Чтобы расти ему в ответ".

У каждого - свой "Часослов", главное, чтобы он был.