Люди хотят поэзии, на...

Игорь Панин
Решил вот полистать давно уже валявшийся у меня на полке №1 за 2007 г. журнала "Поэзия", который возглавляет небезызвестный Лев Котюков. Само собой, номер открывается подборкой стихов самого Котюкова аж на 15-ти страницах. Несколько интересных авторов я там все же обнаружил, но в целом впечатление удручающее. Как говаривал Талейран о бурбонах: "Они ничего не забыли, но ничему не научились". Ну, действительно, что можно сказать о журнале, который из номера в номер публикует вот такое:

Глаза твои меня испепелили.
Твоя любовь зажгла любовь мою.
За рощей соловьи весну крестили,
А мне казалось: я с тобой в раю.

Или такое:

Я люблю это мрачное время,
Эту пору ненастной хандры,
Эту зябкую раннюю темень,
Воск застывший усталой свечи.

Или такое:

О, Русь! Люблю тебя до слез,
Твои бескрайние просторы,
Твои леса, поля и горы,
И рощи белые берез.

Нет, я все понимаю, - рыночные отношения, платные материалы... И я далек от того, чтобы осуждать Котюкова. В конце концов, тот же Гумилев считался непревзойденным "разводилой", умел задружиться с богатенькими виршеплетами, на деньги которых затем коллективно издавались авторы "Цеха поэтов". И очень часто в таких сборниках графоманы-спонсоры шли под первым номером... Да не все ли равно? Кто сейчас кинет камень в Гумилева и скажет, что нужно было так, а не эдак? Но когда журнал, издающийся под эгидой Союза писателей и позиционирующий себя как "литературно-художественный" и даже "культурно-просветительский и образовательный", на 250 страницах публикует "стихи", аналогичные процитированным выше, становится как-то погано на душе. Иной раз и задумаешься: точно ли платные материалы? А ну как это диверсия с целью дискредитации того же СП? Потому что:

Ты люби меня, как любишь,
Ты страдай по мне, как знаешь.
Если этого не будет -
Ты мне душу истерзаешь.

Жди меня, как ждешь одна ты,
Мчись ко мне, как заскучаешь.
Если этого не будет -
Ты мне душу истерзаешь.

И т. д.

Наверное, нужно быть очень смелым человеком, чтобы публиковать такое, пусть и за деньги... Однако - стоп! Поинтересуемся, кто же автор данного опуса? И читаем: "...лауреат Большой литературной премии Союза писателей России, видный общественный деятель, заместитель Председателя Высшего арбитражного суда России, Заслуженный юрист Российской Федерации, кавалер многих государственных и общественных наград, среди которых Орден Петра Великого I степени, орден Преподобного Сергия Радонежского III степени, высшая награда Международного межакадемического союза "Звезда Вернадского".

Вот оно что, сурьезный дедуля, оказывается. Ордена разных степеней, с мечами и без мечей, с бантами и без бантов. Но и это еще не все: "За верность традициям русской культуры и литературы постановлением правления Московской областной организации Союза писателей России и редакционно-издательского совета газеты "Московия литературная" №1 от 22.01.2007 г. награжден золотой Есенинской медалью".

У меня нет слов, честно. Вместо того, чтобы заниматься своими прямыми обязанностями, дедушка-юрист графоманит почем зря, получая премии и медали от СП. Печально это... И ведь совесть его не мучает. Он-то уверен, что пишет настоящие стихи, что имя его громкое прозвенит, что станет он, наверное, знаменит...

Будучи еще студентом и читая вот таких старперов в толстых журналах, я задавался вопросом: "Когда ж они, наконец, все подохнут?" С тех пор много воды утекло, и я сам уже едва ли молод, но эти - они живы и здоровы. Они, кажется, бессмертны. Это агасферы литературы, терпеть которых придется до Страшного Суда.

Я не злюсь и не нервничаю, зная, что бороться с ними бесполезно, я просто, развалившись в кресле и улыбаясь, по-маниловски мечтаю о том времени, когда явятся штурмовики от поэзии, в небесного цвета рубашках, на шевронах которых будет красоваться профиль Аполлона, и когда эти славные ребята отправят в топку маразматичных орденоносцев и лауреатов. Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется...