28. О ненависти к собственному носу. И не только

Наталия Сидо
27. http://www.proza.ru/2007/12/25/479

Хорошо помню тот день, когда поняла, что у меня очень некрасивый нос. Мне было 12 лет. Именно тогда познакомилась с Людой. Мы с ней оказались в одном классе у педагога по фортепиано в музыкальной школе.

 Сразу и  на всю жизнь восприняла ее как красавицу. Именно  рядом с такой красивой девочкой ощутила себя полной уродиной.

К семнадцати годам  свой нос уже просто ненавидела. Он казался мне чудовищем, которое вцепилось в мое лицо только с одной целью - испортить мне жизнь. Наша нелюбовь была взаимной. Нос мне мстил. У меня были постоянные простуды, аденоиды, искривление перегородки. Фурункул не нашел другого места на моем теле, кроме носа. С восемнадцати  лет  начался аллергический насморк, который не давал мне спокойно жить практически всю  жизнь. Ну и конечно гайморит. Как же без него мог обойтись мой ненавистный нос. Поэтому уже от природы немаленький нос был постоянно припухшим, от чего казался еще больше и уродливее.

К концу десятого класса  была уверена и во многих других недостатках своей внешности. Была худой, с широкими плечами, тонкими ногами и совершенно не выросшими грудями девочкой. Вот все в  себе  не нравилось. Очень стеснялась своей внешности. Мне было жаль людей, которые смотрели на меня, и я мысленно просила у них прощение за свое уродство.

Родители укрепляли мою неуверенность, постоянно твердя  о том, что с такой внешностью мне надо обязательно хорошо учиться и делать карьеру, потому что больше рассчитывать в этой жизни не на что.
 
Было три эпизода в моей юности, которые помогли  немного усомниться в своей полной непривлекательности. В десятом классе с большим удивлением узнала, что  мальчишки, составляя собирательный образ девочки-эталона красоты нашего класса, по предложению одного мальчика  выбрали мои глаза как самые красивые. Меня это порадовало. Но не очень убедило. Потому что все в  школе знали, что этот мальчик влюблен в меня. Разве он  может объективно оценивать мою внешность? Нет, конечно.  Но все равно было приятно, что мои глаза признали лучшими.

Потом был эпизод, когда в троллейбусе молодой человек упрашивал меня стать моделью для съемок ювелирных украшений. Он убеждал, что таких красивых рук он не видел и что только мои руки помогут ему хорошо сделать рекламный буклет. Мне не понравилось, что он говорил про рекламу. Тогда, в начале 70-х, это понятие было таким буржуазным и страшным, что мне, комсомолке и активистке, даже слышать его казалось недопустимым. Отказывалась. А молодой человек упорно уговаривал. Стоящие рядом пассажиры включились в наш разговор. Меня стали убеждать, что действительно у меня очень красивые пальцы, необыкновенная форма ногтей (тогда еще не было накладных), что я должна помочь молодому человеку. Вышла из троллейбуса сердитая и пошла на занятия в институт. На лекции  рассматривала свои руки и не понимала, что в них такого особенного. Но мне было приятно. С того дня  решилась красить ногти ярким лаком, потому что поверила, что руки действительно ничего...

Руководитель хореографического коллектива, в котором  занималась, как-то сказал, что у меня очень красивые ноги. При этом  удивился, что при моем небольшом росте ноги то у меня длинные. После его слов посмотрела на свои ноги уже его глазами. Да, действительно. Они как-то незаметно изменились. Перестали быть тощими и неуклюжими. И я действительно очень хорошо смотрелась в брюках и мини-юбках.

Но  в эти же годы росла и крепла моя нелюбовь к  груди. Точнее развивалось раздражение из-за ее отсутствия. Сильно переживала  и не могла найти ответ, почему у всех девочек все нормально, у моей мамы – более, чем нормально. А я – такая неудачница.

Очень стеснялась отсутствия груди на своем теле. Придумывала разные хитрости. Мои бюстгальтеры были похожи на утепленные оборонительные сооружения. Кофточки обязательно носились с рюшами и бантиками.

В какой-то степени мне, наверное, удавалось скрывать дефект своей фигуры. Но себя не обманешь:   страшную правду о себе я знала.

Даже рождение ребенка не повлияло на размер моей груди. Как был нулевой номер, так и остался. Муж, впервые увидев меня обнаженной, рассмеялся и рассказал  анекдот про француженку, которая в постели спросила своего партнера:
- Месье! Как вы находите мою шею?
- Она великолепна, мадам!
- А как вы находите мою грудь!
- С трудом, мадам, с трудом!

В  тот момент я испытала унижение, боль, обиду.  Смех моего  теперь уже бывшего мужа напугал  на долгие годы. Я боялась контактов с мужчинами, потому что была уверена, что ситуация неизбежно повторится. Не хотелось пережить такое вновь.
 
Вот с такими ощущениями  жила и укрепляла свою нелюбовь к себе. Я стеснялась своего тела, меня раздражала моя внешность. Тогда не было операций по увеличению груди. А в операции на нос мне отказали из-за аллергического насморка.

После тридцати  успокоилась и поняла, что мои родители были правы – с моей внешностью только учиться и карьеру делать надо. Чем  и занималась. Еще 15 лет.

Все стало меняться, когда в моей жизни появился Юра, который постоянно  говорил, что у меня замечательная фигура, что ему очень нравится моя маленькая девичья грудь. «Как ты не можешь понять, что для мужчины главное не размер, а форма груди и ее чувствительность. Главное, чтобы она ему была приятна», - твердил  Юра. Очень долго не верила ему, думая, что он меня  просто успокаивает. Очень ценила его интеллигентность и воспитанность. Но поверить сразу не получалось.
 
В какой-то момент стала менять отношение к своей груди. Перестала ее ненавидеть и стесняться. Стала, как советовала в своей книге Луиза Хей, говорить ей ласковые слова, хвалить и благодарить ее. Наша вражда закончилась. И моя грудь стала расти. И это после 45 лет! Грудь действительно приобретала формы и размеры молодой женщины. Я сняла с нее панцирь в виде бюстгальтера, перестала ее стесняться. А через некоторое время начала ею гордиться.  У нас началась взаимная любовь.
 
И все, кто меня видят, точнее не меня, а мою грудь, спрашивают, что такое я с ней сделала. Почему она так замечательно и молодо выглядит в свои 55 лет? А я честно отвечаю, что просто полюбила ее. И она ответила на мои новые к ней чувства таким чудесным образом.

Такая же ситуация произошла с  носом. Я перестала на него сердиться. Опять поверила словам  Юры о том, что мой нос очень необычной формы. Но самое главное, что он очень сексуален. Не могла понять, как нос вообще, а мой тем более, может быть сексуальным. Но поверила. И носу тоже стала говорить приятные слова.

Так сложились обстоятельства, что  не навещала маму почти месяц.  Она  почти сразу спросила меня: «Ты что-то сделала с носом? Неужели ты сделала пластическую операцию?».

Мы подошли к зеркалу, и я увидела, что мой нос действительно стал другим. Он, конечно, не изменился в длине, но он стал тоньше в переносице и совершенно по-другому смотрелся на моем лице. И даже моя пресловутая пипочка, как ее все называли, стала не так заметна. Она придавала оригинальность и необычность моему носу.  В это трудно поверить, но так было.

Как-то незаметно прошел мучивший меня более тридцати лет аллергический насморк. Я забыла, что такое гайморит и фронтит. Мы с носом стали друзьями.

Рассматривая свои юношеские фотографии,  понимаю, как я ошибалась, как  была не права, как сама причиняла себе боль.  Теперь  понимаю, что мне в годы молодости не зря часто говорили, что  похожа на Одри Хепберн. Но тогда я была уверена, что словами о схожести с нею хотят лишний раз напомнить о моей худобе и торчащей пипочке на носу. Не хотела  использовать шанс поверить в себя и в свою привлекательность. Мне говорили о сходстве с одной из самых очаровательных женщин 20 века. А я не верила ни своим глазам, ни словам других людей. Я упорствовала. Мне нравилось быть несчастной и некрасивой. Так привыкла жить. Не хотела верить в себя и принимать себя такой, какая есть. Каких же размеров были тогда тараканы в моей голове! Да и сколько их было!

Теперь все изменилось. Я научилась любить себя. А значит принимать все, что есть во мне, с благодарностью. Теперь мне нравится все во мне. И мое тело отвечает мне взаимностью. Вижу, как люди искренне удивляются, кода узнают, что я уже пенсионерка. И еще больше удивляются, когда узнают, что я не делала никаких пластических операций, подтяжек и уколов. Но, к сожалению, не очень верят в мой рецепт красоты. А он очень простой – надо полюбить себя.

Кто-то скажет, что мне повезло, что я встретила мужчину, который помог мне поверить в себя и научил меня относиться к себе с любовью. Да, конечно, повезло. Но можно ли назвать самой большой удачей в жизни женщины то, что это произошло в 45 лет. И стоит ли так долго ждать?

Народная мудрость гласит: «Не родись красивой, а родись счастливой». Но понятие красоты и счастья у каждого свое. И не все признанные красавицы – самые счастливые женщины на свете. Поэтому и хочу постараться убедить, что главное - жить с ощущением свой красоты и своего счастья. А не становиться жертвами чужих представлений о красоте и счастье, которые сейчас так активно внушают журналы и телевидение.

Надо быть уверенной, что обязательно в жизни встретится человек, который будет очарован твоей красотой. Ему понравятся  именно твои глаза, твои руки, ноги… Ты вся. И ты сразу это поймешь, потому что в его глазах  увидишь себя действительно самой прекрасной и очаровательной. Хотя  очень сильно отличаешься от женщин с обложек журналов.

Если мы хотим, чтобы нас полюбили другие, нам надо научиться любить себя, а значит любить свои ноги, руки, глаза. Все, что нам дано природой. Мы же чаще делаем наоборот. Ждем, чтобы нас полюбил кто-то другой, и только после этого мы начинаем любить себя. Идем по ошибочному пути любви к себе через любовь другого человека к нам. Мы стараемся заслужить любовь других и  для этого пытаемся подражать тем, кого, как нам кажется, любят многие. Еще бы! Они красуются на обложках журналов, их снимают в кино, они становятся кумирами миллионов. И так увлекаемся этим желанием понравиться всем, что часто не замечаем тех, кто нас любит, и не слышим слова тех, кто признается нам в любви. Мы увлечены ненавистью к себе и не верим в то, что нас можно полюбить. И мучаемся, страдаем, переживаем и болеем. Зачем? Ведь мы пришли в этот мир, чтобы быть счастливыми и радостными.

 Моя подруга поделилась маленьким секретом. Утром, посмотрев на себя в зеркало, надо произнести простую фразу: «Все люди как люди, а я – такая красивая!». И таким образом признаться себе в любви. И улыбнуться себе! И с этой улыбкой на лице выйти из дома. Улыбающаяся и счастливая женщина всегда красива! Именно она по-настоящему женственна.  И такая женщина обязательно встретит мужчину, который полюбит ее такой, какая она есть. Потому что она научилась любить себя.

Любить себя и любить только себя. Это совсем разное отношение к себе и к людям.

 Тот, кто любит себя, умеет любить: и себя, и других, и все в этой жизни.

29. http://www.proza.ru/2007/12/26/504