Предел бесконечности

Александр В Дементьев
                Предел бесконечности

Главный Хранитель Знания с удовлетворением отметил неизменность высокого чувства долга остальных Хранителей, поскольку присутствовали все до последнего. Впрочем, иного он и не ожидал, несмотря на несвоевременность собрания. Чувство долга было основным и почти единственным мотивом действий любого Хранителя, иначе, в чём бы ещё мог быть смысл существования Совета Хранителей и оправдание самого этого существования? Конечно, даже внеочередное собрание уже давно не представляло собой технической проблемы, поскольку никто из присутствующих не преодолевал немыслимых расстояний между островками цивилизаций Вселенной. Каждый участник собрания присутствовал в виде информационной субстанции, по традиции воплощенной в форму светящихся кристаллов символизирующих равноправие носителей Знания несмотря ни на какие различия их биологических видов и форм. И только сам Главный Хранитель находился в своём собственном виде. Но в этом тоже был смысл, поскольку его место было тут, на центральном энергетическом координаторе куда стекались результаты наблюдений и изысканий со всех уголков Вселенной, которую до последнего времени он и сам считал бесконечной в пространстве и времени.
На подобных собраниях никто не занимался пустыми приветствиями или обменом малосущественными новостями. Для этого существовало великое множество других мест и другого времени. Здесь же подтверждались или опровергались фундаментальные истины, если того требовал новый достигнутый уровень познания. Но и у собрания были свои традиции, в соответствии с которыми Главный Хранитель должен был, прежде всего, подтвердить прежние знания, те которые и на данный момент следовало считать незыблемыми.
-С тех пор как нам стали доступны методы наблюдения по своим возможностям многократно превышающие биологические пределы любого вида носителей разума, - сказал он, - наши исследования ни разу не приводили к необходимости кардинального пересмотра модели строения Вселенной.
Равномерное мягкое сияние всех кристаллов было ему ответом, поскольку именно так всё и было.
-Все мы знаем, - продолжал он, - что основой всех наших представлений о строении Вселенной является обнаруженная взаимосвязь между электромагнитными полями, материальными объектами пространства и реликтовым излучением пронизывающим его везде и всюду. Все мы знаем, что несмотря на кажущийся хаос в расположении межзвёздных объектов и звёздных систем, на более масштабном уровне Вселенная имеет достаточно упорядоченную форму, а именно, скопления метагалактик расположены в виде определённой структуры повторяющейся в виде однообразного рисунка простирающегося до предельных возможностей наблюдения.
-Да, действительно, - сказал Хранитель, предвидя появившиеся возражения, - теперь нам известно, что впервые обнаруженная структура не однозначна, а представляет два сильно различающихся по построению вида, наша же область существования находится в сравнительно небольшой переходной зоне между этими структурами, чем, возможно и обусловлена сама возможность существования разума во Вселенной. В целом же, до сих пор мы представляли всю Вселенную в виде двух неравномерных пространств, которые принято называть Гармоничным полем и Напряжённым полем, первое из которых наиболее стабильно и занимает подавляющее место в пространстве. Второе же представляет собой малоустойчивую в геометрическом смысле структуру, наполненную мелкими сбойными зонами находящимися либо в переходной форме к Гармоничному полю, либо в хаотичном состоянии с точки зрения наблюдателя в данный момент времени.
Все эти знания были доступны любому носителю разума. До этого места. Далее же общедоступные знания заканчивались, поскольку было целесообразным ограничить доступ к сведениям способным вызвать нежелательные социальные процессы в среде носителей разумной жизни. Да к тому же ещё при том, что эти сведения не были однозначной истиной признанной всеми Хранителями. А именно, вероятность существования Создателя Вселенной и смысла её существования.
Большинство Хранителей склонялось к мнению о возможности этого существования. И действительно, наличие Напряжённого поля в структуре расположения макрообъектов космоса можно было объяснить лишь постоянным воздействием извне некой недоступной для наблюдения на данном этапе силы. Именно эта гипотетическая сила и именовалась Создателем. И в самом деле, важен ведь не внешний вид этого самого Создателя, а принципиальный вопрос о его существовании и воздействии на Вселенную. А все наблюдения и открытия последних периодов, как правило, говорили в пользу этой гипотезы. О том, что наблюдаемая динамика пространства, а именно, удержание части этого пространства в виде неустойчивой структуры, скорее всего, являлась следствием осуществления определённой цели, а, следовательно, и подтверждалось наличие носителя этой цели.
Всё это коротко напомнил собравшимся Главный Хранитель, прежде чем сообщить о причине внеочередного собрания.
-Поскольку основой гипотезы существования Создателя Вселенной и его созидательной воли являются представления о бесконечности Вселенной в пространстве и времени, - сказал он, - я вынужден сообщить об открытии опровергающем эти представления.
Выждав некоторое время и дав возможность участникам собрания справиться с эмоциями, он продолжил:
-Средствами наблюдения доступными центральному координатору обнаружен предел Вселенной. Край, за которым не существует ни пространства, ни времени, ни процессов интерпретируемых нами как воля Создателя Вселенной.
На этот раз эмоции оказались гораздо сильнее, главной же из них было сомнение в возможности подобного факта. Главный Хранитель не мешал никому высказываться, поскольку ещё не сообщил самого главного. Он хранил молчание, прикрыв мембранами зрительные и слуховые рецепторы, но, дождавшись возможности говорить снова, продолжил:
-Самое главное не в этом, - сообщил он. - Дело в том, что край Вселенной обнаружен не за пределами возможностей прежних наблюдений. Он обнаружен там, где его прежде не было.
На этот раз никто не помешал ему говорить, и Хранитель добавил:
-И это тоже не самое главное. Самое главное в том, что с расчётного момента возникновения края, наблюдается нарастающее угасание интенсивности реликтового излучения, что на данном этапе наших знаний можно объяснить лишь одной причиной.
-Внезапным исчезновением Создателя? - спросил кто-то из Хранителей, не побоявшийся сказать подобное вслух.
-Или внезапным исчезновением смысла существования Вселенной.
                *
«Корабль, есть живое существо», - сказал когда-то адмирал Макаров. Да разве важно, кто и когда это сказал? Так мог бы сказать любой кто имел дело с кораблями. Строил их, плавал, сражался с врагами и погибал вместе с этим созданием, ставшим не только твоим домом, твоей силой и защитой, но и частью твоей души, не менее важной чем другие её части, включая и любовь к женщине. Но дело в том, что возможно и сам знаменитый адмирал не предполагал насколько он мог оказаться прав. Не предполагал что эта фраза может означать нечто большее чем романтическая метафора.
Эскадренный броненосец Ослябя даже в виде проекта никогда не предназначался для прямого артиллерийского боя. Это был типичный корабль для военного пиратства, то есть, для нападения на транспорты со слабой охраной, с возможностью спастись бегством от сколько-нибудь серьёзного противника. Об этом недвусмысленно говорили все его тактико-технические данные. Уменьшенный десятидюймовый калибр главной артиллерии, в расчёте на повышенную дальнобойность, увеличенный в размерах корпус, с урезанной по толщине и площади броневой защитой. Понятное дело, в расчёте на увеличение скорости и дальности плавания. А в целом, по тем временам когда политика империй имела явный колониальный уклон, проект был разумным. Другое дело, что несмотря на частичное принесение в жертву наступательных и защитных характеристик, при постройке корабля серьёзного увеличения скорости всё равно не достигли. Ну, уж, как получилось. Да и включение этого, с позволения сказать, эскадренного броненосца, в общую колонну можно было оправдать тем что в составе эскадры находились ещё и не такие «самотопы», устаревшие по всем статьям.
Но судьба повернулась так, что все небольшие достоинства Осляби оказались бесполезными, недостатки же полностью сказались в первые же моменты боя. Чтобы дать место в строю наваливающемуся справа броненосцу Орёл, Ослябя вынужден был вообще застопорить машины, да ещё выкатиться влево, в сторону обрушившихся на него японских снарядов. Японцы быстро воспользовались столь удобным случаем и ещё с поворота на параллельный курс пристрелялись по беспомощно стоящей на месте мишени. Прямые попадания разворотили нос броненосца, взрывы фугасных зарядов сотрясали корпус, полуподводные пробоины в небронированной части впускали внутрь потоки воды вспучивающей переборки. Крупнокалиберный снаряд взорвался в амбразуре передней башни, сорвав с цапф стволы и перекалечив всех находившихся внутри, а следующие попадания сбросили башню с катков и раскололи броневую крышу.
Сквозь рушащиеся на палубы водяные столбы было видно как вслед за головным Микасой вытягивались в линию Шикишима, Асахи и Фудзи перенося огонь на Суворова, а поворот теперь проходили зарываясь носом в волны до передних барбетов два близнеца-урода, Касуга и Ниссин, легко узнаваемые по некультяпистым силуэтам: - одна высоченная мачта между двумя дымящими трубами. Словно специально для такого случая, - облегчённый калибр японских броненосных крейсеров против полуразбитого противника с неполноценной бронёй.
 Передние мателоты наконец-то вытянулись в строй вслед за флагманом. Орёл, Бородино, Александр и передний Князь Суворов почти закрытый огромными всплесками падающих вокруг снарядов и яркими вспышками разрывов. Машины Осляби заработали вращая три огромных винта и давая ход, но теперь он уже значительно осел носом в воду и получил крен на левый борт. Изуродованные надстройки лизало пламя сквозь стекающие к воде клубы чёрного дыма, в котором метались обезумевшие люди. Разворачиваясь на прежний курс, он лишь удобнее подставлял свой корпус под сосредоточенный огонь половины японской эскадры.
                *
Кому угодно было бы трудно справиться с эмоциями когда речь заходит о предстоящей гибели Вселенной. Но Хранители Знания не стали бы Хранителями, если бы не были способны сдерживать чувства где бы то ни было. А их долг заставлял их осмысливать ситуацию и принимать решения в любых условиях.
-Что произойдёт в случае полного исчезновения реликтового излучения?
-Исчезнет одна из неотъемлемых составляющих наличия гравитации, что приведёт к её исчезновению, и, как следствие, к разрушению стабильного взаимодействия между материальными телами, энергетическими полями и фактором времени в пространстве.
-Можем ли мы хоть как-то воздействовать на этот процесс?
-Может ли это быть временным явлением?
-Может ли это быть заранее задуманным Создателем Вселенной процессом?
-Может ли всё это оказаться ошибочным восприятием действительности?
-Может ли…
-Все эти вопросы я уже задавал центральному координатору, - сообщил Главный Хранитель. - Эти, и многие другие. Вопросы на которые обычно не бывает ответов. Но я получил ответ. Хотя, гарантированной истиной расчёты координатора являться не могут.
Возможно, что причиной случившегося стали мы сами. Мы, Хранители Знания. Наши исследования завели нас слишком далеко, настолько далеко, насколько не предполагал даже Создатель. Мы знаем насколько неимоверны расстояния между материальными телами Вселенной. Неимоверны не только для носителей разума, но даже для электромагнитных излучений и гравитационных взаимодействий. Однако мы сумели обойти, казалось бы, непреодолимые барьеры на пути познания, сумели подчинить своим запросам даже фактор времени. И что же? Мы сумели разглядеть Вселенную настолько, насколько не должны были суметь этого сделать. Если пространство бесконечно, это ещё не значит что оно равномерно по своей структуре, не значит, что Вселенная не может представлять собой бесконечный ряд вставленных друг в друга пространств несопоставимых по своим размерам. Весь наш мир может оказаться ничтожной частью молекулы вещества какого-нибудь мелкого предмета в смежной с нами части Вселенной. Не потому ли и структура расположения метагалактик так напоминает кристаллическую решётку твёрдого тела?
Всё это давным-давно известно, но задумывался ли кто раньше о причинах существования предельных физических величин в мироустройстве? Почему никто не подумал что единственной целью их наличия может оказаться ограничение возможностей познания для носителей разума, если такие появятся внутри отдельных зон Вселенной? Почему никто не предположил, что выходя за пределы своих естественных возможностей мы можем нарушить волю Создателя и разрушить смысл существования того элемента мироздания внутри которого находиться наша область Вселенной?
                *
Объятый огнём и дымом корабль, просевший передней частью в воду почти до верхней палубы ещё кое-как держался в строю, даже огрызаясь отдельными выстрелами уцелевших орудий. Но гибель его уже была неизбежна, и она не замедлила прибыть в виде двух восьмидюймовых снарядов с крейсера Ниссин, выпущенных залпом кормовой башни. Попадание пришлось в броневую плиту пояса, почти в середину борта на уровне ватерлинии. От первого разрыва хвалёная Гарвеевская броня треснула, зазмеившись звездообразными трещинами от крепёжных отверстий и сдвинулась вбок. Второй разрыв срубил болты, расколов плиту почти напопалам и сбросил её с обшивки. И ещё через пару секунд попавший в это же место десятидюймовый японский снаряд, беспрепятственно пройдя сквозь борт, разорвался внутри, сделав громадную пробоину и разворотив сразу несколько переборок. Огромный корабль начал медленно валиться на левый борт вспенивая горящими надстройками воду и укладывая горизонтально три гигантские дымовые трубы с расползающимися из них по поверхности моря клубами горячего угольного дыма. Теперь он лежал на боку, покрытый пытающимся спастись человеческим муравейником, горящим в огне, захлёбывающимся в волнах, кромсаемом на части разрывами продолжающих падать снарядов, обратившись в тот самый «кромешный ад», где у тысячи человек оставался лишь безумный выбор между огнём, водой, отравленным дымом перемешанным с мелинитовым газом взрывов и рвущим живую плоть металлом. Зачем?! За что?! Во имя чего?! За мелкие амбиции кучки богатых политиков и предпринимателей в далёких столицах империй? Вот такая цена, и вот такое количество неимоверного, невыносимого страдания и боли?! И где же Бог? Где тот самый всемогущий, всеведущий и милосердный Создатель? Разве кто-нибудь из погибающих в этом аду не надеялся на его помощь и справедливый суд? Разве кто-то из них не просил Создателя защитить его детей от всех бед и спасти от погибели? И где же справедливость, где милосердие? «Он не пришёл, он не упас, не спас любимых чад…». Нет, он бросил их в аду, отдал во власть боли и смерти, и собственных проклятий от невыносимости страдания и сознания бессмысленности и несправедливости всех основ мироздания. Но почему? Только потому что они вдруг оказались лишними и ненужными для его непостижимых планов и замыслов?
                *
Главный Хранитель Знания молча смотрел как возникшая после взрыва грандиозная туманность медленно расползается в стороны поглощая своим газом несколько близлежащих звёздных систем. На его взгляд, решение принятое Советом Хранителей было правильным, а исполнение этого решения качественным и компетентным. Центральный координатор был уничтожен, также как и все информационные оболочки самих Хранителей Знания. Только сам Главный Хранитель, будучи в этом месте полноценным биологическим существом должен был исчезнуть полностью и немного позднее. После того как закончатся ресурсы висящей над туманностью капсулы. Это недолго. Но ведь кто-то должен был убедиться что уничтожение недопустимо высокого уровня знания прошло успешно. Он был удовлетворён. Исполнение решения Совета давало возможность надеяться на продолжение существования Вселенной. Возможно, что лишь на время. Ну что же, бесконечного ничего не бывает. Даже у бесконечности познания существует разумный предел, и горе тому, кто не разглядит его вовремя. Да, именно так. Потому что он и сейчас ощущал то, о чём не сказал никому. Он слышал чужую боль. Настолько огромную боль, что она не вмещалась ни в какие разумные пределы беспредельной Вселенной. И ещё, он предполагал что во всём на свете существует смысл, даже в потере смысла существования. Вселенная многолика и безнадёжность в одной её точке вполне могла быть обусловлена рождением надежды в другой. Единство противоположностей, счастье и горе, боль и наслаждение, свет и тьма. Все они ничто без собственной противоположности и без их единства. Возможно, что в этом и заключался принцип существовании Вселенной. А если и нет, не всё ли равно? Если существует Вселенная, то существуют и принципы её существования, истинная же мудрость заключается в том, чтобы вовремя отказаться от попыток познания этих принципов. Да будет так.
                *
Броненосец перевернулся кверху днищем выпуская огромные пузыри пара и воздуха вырывающегося из заполняемых водой отсеков. Красно-бурый, обросшей полипами корпус окружила пена зарождающегося водоворота наполненная обломками и спасающимися людьми. Корабль начал уходить носом в пучину, скрежеща лопающимися переборками и задирая вверх корму с продолжающим вращаться крайним гребным винтом, бессмысленно рубящим лопастями воздух. А где-то глубоко внизу под ним ударилась о дно Корейского пролива полурасколотая броневая плита. Двухсотмиллиметровая сталь закалённая по зарубежной технологии, при которой вязкая структура железа с объёмно-центрированной кристаллической решёткой сочеталась с твёрдым поверхностным слоем, в котором напряжённая гранецентрированная решётка фиксировалась быстрым охлаждением в воде из печи раскалённой до тысячи градусов. Одно из бесчисленных технологических открытий девятнадцатого века, на этот раз проигравшее в соперничестве с другим открытием, - мелинитом Шимозе начиняющем японские снаряды. Не считая всех прочих индустриальных достижений кораблестроения и артиллерии, внезапно утративших свой смысл в этом месте и в этот час, по непостижимой воле Создателя, если конечно таковая когда-либо существовала в этом непознаваемом мироздании.