В предверии Хазарского Каганата

Анатолий Штаркман
 В преддверии Хазарского Каганата
(По книге Анатолия Штаркмана "Хазарские этюды".)
Людские потоки, что реки. Стекаясь, они образуют озёра, моря, страны, империи…. Но реки могут высыхать или менять свои русла. Громадная империя Советский Союз начала распадаться, когда от неё отвернулись народы, и первый, покинувший после упорной борьбы с властями, был еврейский.
Хазарский Каганат заявил о себе в географическом пространстве на перешейке между Кавказскими горами и Каспийским (Хазарским) морем на границе трёх империй: Гунны на севере, Парас на юго-востоке и Византия на западе. На протяжении многих веков через этот людской пролив текли потоки в оба направления.
В последней четверти четвёртого века воинственная волна гуннов мигрировала из прикаспийских степей на запад, оставив после себя не только политический вакуум, но и свободное пространство, которое начало заполняться гонимыми евреями из Византии и Персии. К нам дошли имена известных евреев того времени, вавилонских учёных амораев: Гунна бар-Абин Гараген из Палестины (первая половина 4-го века), Гунна Бен-Натан (конец 4-го начало 5-го), Гунна бар-Иошу (начало 5-го века)…. Людей этих объединяет ненависть к римлянам, но они не оставили нам ни одного плохого слова о гуннах, хазаров они вообще не упоминают.
Иудаизм в Римской империи был признанной религией наравне с другими, но в 312 году император Константин принимает христианство. «Для Церкви пробил час триумфа. Сильна количественно и своим влиянием, теперь она была возвеличена как Церковь государства и в этой роли стала оказывать доминирующее влияние на политическую и общественную жизнь империи не в меньшей мере, чем на религиозную». Сразу же начинаются насилия: разрушаются синагоги, евреев под страхом смерти обращают в христианство.
Восстания евреев в Палестине в 343 и 352 годах против римлян ещё более усугубляет их положение. И хотя при императоре Аркадии (395 – 408 гг.) наступает некоторое облегчение, но уже при преемнике Феодосии Втором духовенство пользуется полной свободой в агитации против иудаизма. В 415 году евреи были ограблены и изгнаны из Александрии и Крита, где они были владельцами морского флота, из Константинополя, где они владели текстильной промышленностью….
При императоре Зеноне (474-491 гг.) христианские религиозно-политические партии «Зелёных» и «Голубых» устраивают погромы, поджигают синагоги и убивают евреев, а труппы их бросают в огонь, на что император счёл нужным заметить: «Их следовало бросить в огонь живыми».
При Юстиниане (527-565 гг.) преследование евреев и насильственное крещение было возведено в систему. «Пусть стонут эти люди, - поощряет император церковь, - но да не пользуются они никакими почётными званиями; они должны оставаться в таком же презренном состоянии, в каком сами оставляют свои души». Евреям предписывалось делать субботние чтения только на латинском или греческом языкам и запрещалось праздновать Песах, если праздник приходился перед христианской Пасхой.
Как здесь ни вспомнить Россию: насильственное крещение кантонистов при царе Николае Первом, изгнание евреев из больших городов в первой половине 19 века и высказывание теоретика самодержавия Победоносцева при Александре Третьем в конце того же века: «Одна треть евреев эмигрирует, одна треть переменит веру и одна треть погибнет», запрещение изучение языка иврит в середине 20-го века…. За всем этим разбитые судьбы людей, тюрьмы, смерть.
В Персии в середине пятого века снова (после короткого перерыва) возобновились преследования евреев. Пероз Злодей обвинил евреев в убийстве двух огненных магов и умертвил… половину еврейского населения. В царствовании Кобада (488-531 гг.) репрессии усиливаются, уничтожается религиозная коммунистическая секта зендиков, жестоко подавляется вавилонское восстание евреев. В заговоре против Хормизда Четвёртого (591-628 гг.) евреи взяли сторону заговорщиков и заплатили за это большой кровью.
При императоре Гераклии (610-642 гг.) в ожесточённой войне столкнулись Византия и Персия. «Угнетённому народу еврейскому блеснула надежда избавится от своих гонителей византийцев и вернуть родине былую автономию под верховенством Персии». Евреи Палестины и Персии создают крупные вооружённые отряды, с помощью которых персидский король Хозрой Второй овладевает в 614 году Дамасском, в следующем году Галилеей, а год спустя Иерусалимом.* Персы, пообещав евреям родину, слова не сдержали. Евреи насильно были отправлены из Иерусалима в Персию и там обложены непосильными налогами. Гераклий, нуждаясь в еврейской поддержке, пообещал то, что им обещали персы. Евреи ему поверили. В 628 году Гераклий отвоевал Иерусалим. Как назло, в это время ему приснился сон, что империи грозит разрушение от народа обрезанного. Начались гонения на евреев. Сон императора сбылся совершенно неожиданно. Иудея, Сирия и Египет были покорены арабами, как известно, тоже обрезанными.
Преследования евреев на протяжение многих веков вынуждали их уходить из мест опасных. В Европу и Персию путь им был закрыт. Поэтому большинство гонимых через Дербендский проход на протяжение многих столетий заполняли западное побережье Каспийского моря.
Читатель вспомни, что часть племени аль-Хазрай в четвёртом веке мигрировало из Ятриба в Сирию. «Козары или хазары, единоплеменные с турками, издревле обитали на западной стороне Каспийского моря, называемого Хазарским в географиях восточных».**
Большая Советская Энциклопедия со ссылкой на Геродота (5 век д.н. э) объясняет название моря Каспийским по имени народа Каспии, жившего 2000 лет до нашей эры*** и бесследно исчезнувшего тоже задолго до нашей эры. Иосиф Флавий называл Дарьяльское ущелье «Каспийскими воротами». Я думаю, не в честь народа Каспии. На иврите ;;;;;, к(а)сафим, к(а)сипим означает деньги от слова ;;;, кэсэф – серебро. Звуки «п» и «ф» пишутся одной и той же буквой. Через Дарьяльское ущелье издревле проходили торговые караваны из Азии в Европу, принося немалые доходы местному населению. Поэтому ущелье называлось Серебряными воротами, в понятии приносящие прибыль, деньги. Это же самое относится и к Каспийскому морю, вокруг которого шли караваны и приносили доход.
Известно, что монополия в торговле между Китаем и Европой принадлежала еврейским купцам.* На протяжении веков пути их огибали южное побережье Каспийского моря (на севере гунны грабили караваны), вдоль которого обитали хазарские племена, обеспечивающие им безопасный проход. Отсюда второе название – Хазарское море.
Есть ещё и третье название Каспийского моря. Царь Хазарского Каганата Иосиф в своём письме Хасдаю называет его Гирганским, возможно, в честь имени Гиркана, известного сборщика налогов в Египте, или в более поздний период по имени первосвященника из дома Хасмонеев. После падения Хазарского Каганата на территории России осталось множество имён и названий из Торы и еврейской истории.
Торговый караван обычно состоял из нескольких тысяч человек: многочисленной охраны, рабов, мастеровых…. Гумелев называет еврейских купцов рахдонитами от персидских слов rab – дорога и don – знать, то есть, знающие дороги. Гайсинский с ним не согласен.* Историкам известно слово роданиты, на иврите родан - ;;;; – владыка, диктатор. Собственно таким и должен был быть руководитель каравана, совмещающий гражданскую, хозяйственную и военную власть.
Археолог исследователь С. П. Плетнёва предполагает, что хазары жили на юго-западе Каспийского побережье, особенно в районе Дагестана. «Новый этап археологического хазароведения связан с М. Г. Магомедовым. Он открыл Прикаспийскую Хазарию на обширной территории Терско-Сулакского междуречья и далее на юг почти до Дербента. Миф о Хазарской Атлантике (пр. авт.: миф Гумелёва) оказался более или менее эффективной сказкой». «Нет археологических сведений о заселении земель севернее Терека. Вдоль моря они сильно заболочены, а западнее, в Терско-Кумском междуречье, степь использовалась кочевниками в качестве пастбищ (следов поселений там пока не обнаружено).**
Итак, подведём итоги этой главе. Западное побережье Каспийского моря южнее Терека на протяжении веков через Дербендский проход заполнялось гонимым еврейским населением из Византии и Персии. Южная часть Каспийского моря в прошлом под названием Хазарское, подсказывает, что там жило племя аль-Хазрай. Через южную и западную часть Каспийского моря проходили торговые караваны, как правило, ведомые еврейскими купцами. Хазарское население совместно с еврейским обеспечивали им безопасный проход.
Формировался будущий Хазарский Каганат. Природа человеческого развития притаилась в ожидании очередного религиозного или социального взрыва.