Дайте порулить! Часть 1

Галина Кошкина
Дневник начинающего водителя

Иногда самые значимые события в жизни человека происходят совершенно случайно. А может быть, только кажутся случайностью…

- Значит так, ты идешь учиться в автошколу! – с порога заявил мне приятель, с которым мы не виделись уже полгода, и вот – появился. – Хотел жену отправить права получать, оплатил уже все, а она как раз на это время путевки купила в Турцию. Не пропадать же отдыху? Пойдешь вместо нее!
Не скажу, чтоб я была не рада. Получение водительского удостоверения стояло в планах… лет так уже примерно 10. Но все не получалось: то денег нет, то времени, то всего вместе. Ну что ж, придется выручать старых друзей.
И я отправилась в школу.

«Пешеход – не сволочь!»
С этих слов начал свою первую лекцию в нашей группе инструктор Евгений Ювенальевич Белкин, преподаватель красноярского ООО «Автошкола».
По классу прошелестел смешок.
- И ничего смешного. Вот именно – не сволочь, а участник дорожного движения!
И начались «дорожные премудрости». В городе – 60 км/час, за городом – 90, на автостраде – 110, но автострад у нас не наблюдается, поэтому просто надо знать. Реверсивные светофоры, которых у нас тоже нет. И регулировщики, которые иногда случаются, но пользуются совсем другими жестами, потому что «настоящих» все равно никто не понимает и не помнит. А учить правильные, тем не менее, надо: вдруг попадется? Тут главная дорога, тут неглавная, тут помеха справа, а тут – как водители договорятся. Можно ли въехать на мост одновременно со встречным мотоциклистом, если преимущество въезда как раз у него? По логике – нельзя. Но вообще-то можно, потому что мотоцикл не занимает полосу целиком. А если вдруг ДТП – кто будет виноват? А тот, кто въехал на мост, не имея преимущества… Никакой логики!

Теоретические знания совершенно не хотели укладываться в занятую рабочими проблемами голову. А времени на зубрежку катастрофически не хватало. «Как-нибудь выкручусь!» - утешала я себя, в очередной раз откладывая в сторону сборник экзаменационных задач. В конце концов, не такая уж я тупая, чтобы потом быстренько, перед экзаменами не выучить всего-навсего… 800 вопросов.
На второй неделе обучения параллельно с теорией стали проходить практику. На вождение меня записали в группу Андрея Федоровича Князева, муштровавшего курсантов на белом ВАЗ-2107.
- Ну что, барышня, опыт есть или хоть навыки какие-то? – спросил он у меня на первом занятии. Я с плохо скрываемой гордостью объяснила, что лет 10 назад меня уже учили водить машину. Приватно, так сказать. И я даже сама на ней ездила немножко – по трассе до Хакасии, машина была «девятка», а владелец давал мне «порулить» несколько раз.
- Ну что же, значит, сейчас поедешь!
И я поехала…

Вы, наверное, не раз слышали хвастливо-самодовльные рассказы некоторых водителей про то, как они вот первый раз сели за руль, до этого только издалека-то машины и видели, и вот прямо так поехали… Поехали. Просто как родились за рулем! Ведь слышали? Ну, так вот я вам скажу: вранье! Правда только в самом начале. В смысле – сели и поехали. Ничего мудрого в этом, на самом деле, нет: плавно отпускаешь педаль сцепления – и машина, если она не убитая в хлам и не рассыпается на ходу, едет сама. Даже и на газ не надо нажимать. Едет потихонечку, только успевай крутить рулем. Но вот переключить передачу – уже проблема. Тронуться в горку – еще какая проблема! Пройти змейку, заехать в «гараж» задним ходом, развернуться на «пятачке»… Потом, пару месяцев спустя, когда этих «горок» и «гаражей» тобой уже исследованы десятки и сотни, проблемы первого дня вождения вспоминаются с трудом. И ты, еще и не водитель даже, а так – заготовка, даже при таком небольшеньком опыте уже с трудом вспоминаешь, как было трудно в первый (и второй… и третий) раз тронуться без рывка, не заглохнуть в подъеме, затормозить, не «клюнув» носом руль.

С места - …ползком
- Сегодня до автодрома поедешь самостоятельно, - как бы между прочим заметил Князев в начале второго занятия, устраиваясь на пассажирском месте. Опаньки…
- Что стоим? Кого ждем? Включай заднюю передачу… Не так… Сцепление выжми… А пристегнуться? Ну, поехали!
Машина-то едет. И руля слушается, и тормозит, когда надо. Но едет она как бы сама по себе – а у меня внутри все сжалось в комок, по шее поползли холодные капли, нижнюю губу прогрызла, кажется, насквозь. Выезд на дорогу – через территорию под знаком «жилая зона». Скорость – до 20 км/час. Думаете, это медленно? Это когда пассажиром катаешься – да. А вот когда второй раз за рулем, кажется, что машина летит чуть медленнее самолета, а эти, которые участники дорожного движения, самые что ни на есть… нехорошие люди. Они норовят пройти непременно перед капотом твоего автомобиля, и тащат за собой детей, причем дети оказываются на проезжей части, а взрослые – на пешеходной дорожке.
С горем пополам проехав 300 метров до выезда из жилой зоны, я выруливаю на дорогу. Время – час пик, город забит машинами, мы с «зайцем» (так я немедленно окрестила белую «семерку») скромно жмемся к обочине, собирая по пути все ямы и колдобины. На каждом светофоре я встреваю – проскочить на мигающий зеленый мне не хватает смелости, водители сзади истязают слух возмущенным ревом сигналов, «заяц» трогается и глохнет, меня опять «оббибикивают»…
Именно тогда, в первый день самостоятельного вождения по городским дорогам, я дала себе слово: каким бы водителем я не стала, когда бы не приобрела себе автомобиль и каким бы он ни был, я НИКОГДА не буду сигналить, если впереди – учебная машина, обвешанная буковками «У». Потому что на всю жизнь запомнила состояние панического ужаса, напрочь лишавшее меня возможности исправить ошибку и освободить дорогу «продвинутым водилам».
А самое обидное было для меня в том, что я точно знала: никто из них, лихо крутящих сейчас «баранку» своего авто большей или меньшей степени престижности, не родился водителем с 10-летним стажем. Каждый в свое время впервые садился за руль, путался в педалях, глох на светофоре и получал свои навыки на дорогах так называемого общего пользования. Точно так же, как нынешние ученики, - «ползком», неуверенно и нервно. Хорошо, что все это для них позади. Плохо, что память у большинства водителей такая короткая и избирательная…

Фигурное катание
Быстрее и легче всего я справилась с «горкой» и «змейкой». Не вызвал затруднений и разворот на «пятачке». Зато заехать задним ходом в «гараж» получалось один раз из пяти, и то – наперекосяк. Круг за кругом вела я «зайца» по автодрому, не решаясь попробовать задний ход еще раз.
- Однако, со следующего занятия по автодрому будешь ездить одна, - небрежно обронил Андрей Федорович, когда я готовилась в очередной раз тронуться в горку с «ручника». Со следующего так со следующего. Одна так одна.
- Притормози-ка, - попросил инструктор, когда горка была пройдена. – Я вот подумал: а чего тянуть? Вот прямо сейчас и езжай!
И удалился в сторону скамейки под тополем.
Чуть не лопаясь от гордости («Со второго занятия разрешили ездить одной! Ну и что, что по автодрому? Зато сама!») и обливаясь холодным потом от ужаса («А если меня сейчас вот тут после горки снесет на повороте? Машину-то покалечу! Заяц, миленький, не подведи!») я продолжила свой «тернистый путь». Но оказалось, что самостоятельно вести машину почему-то проще. Чувство ответственности позволило максимально сконцентрировать внимание на машине, на выполняемых упражнениях, движения стали более четкими, голова соображала гораздо оперативнее…
От автодрома я тоже вела машину сама. Возмущенное бибиканье «товарищей» по дороге уже не так резало слух. Да и инструктор, улыбаясь, сказал:
- Считай, что это они так приветствуют нового водителя!
Ну что же, и вам здравствуйте, добрые люди! Я к вам надолго.