С медведями на вертолете

Милла Синиярви
Две разные сказки об одном событии, имевшем место в кемпинге под Хельсинки
На фотке болванчики, которые на токарном станке мы с Лилей сделали, а потом раскрасили гуашью, а также покрыли лаком

***

Мама прочитала Лиле книжку, которую ей читала ее мама, когда Лилина мама была такой же, как Лиля. Так... Начну сначала. Мама читала Лиле по вечерам русские книжки. Они совсем не похожи на нынешние. Во-первых, на другом языке - Лиля живет уже семь лет в Финляндии. Вернее, она родилась в Финляндии и живет с мамой в Вихтавуори. Во-вторых, мамины книжки странные на вид: пожелтевшая бумага, черно-белые картинки, очень потрепанные обложки - а у некоторых их вообще нет! И в третьих, что самое главное: написанное в маминых книжках - волшебное. И почти всегда сбывается.

Ну так вот. Мама прочитала Лиле в такой книжке про то, как один мальчик пошел пасти козу. Ничего особенного? Да вот только в этой русской книжке коза потерялась. Не просто оказалась съеденной волком, как водится в сказках, а заблудилась в кукурузном поле.
Лиля хорошо себе представляла, что такое кукурузные хлопья, зерна, початки. Но никогда не видела поля с растущей кукурузой. Мама рассказывала, что в той стране, откуда она родом, есть целые поля кукурузы. Кукуруза такая высокая, что даже взрослого человека скрывает с головой. Поэтому коза и заблудилась. А мальчик, который пошел ее искать, тоже заблудился. А потом их обоих спасли советские летчики-истребители. А может, Лиля не так поняла. Может, их спасли самолеты-кукурузники?

Лиля никогда не летала на кукурузнике. Она решила тоже заблудиться, чтобы мама объявила всемирный розыск, чтобы Лилю нашли где-нибудь далеко-далеко, в дикой природе и доставили на самолете домой.

Так случилось, что в начале лета Лилина семья отдыхала в кемпинге на берегу озера. Лиля вышла рано утром из вагончика. Лагерь еще не проснулся. Тихо пробралась к воде, увидела лодку с веслами, не перевязанными цепью с замком. На дне лодки стояло ведро, полное рыбы, еще живой. Видимо, хозяин куда-то отлучился. Лиля ждала его, ждала, чтобы спросить разрешение покататься на лодке. Но никто не появлялся. Поднялся ветер, зашумело озеро. Лиля представила, что если сейчас начнется буря, то лодка сама скользнет с деревянных мостков в воду и уплывет с ночным уловом. Не долго думая, Лиля залезла в лодку, уселась на среднем широком сидении, взяла оба весла, как делал папа, и оттолкнулась со всей силы. Лодка плавно соскользнула вниз и оказалась в воде! Лиля знала, что это озеро на самом деле вовсе и не озеро, а канал, и если плыть в сторону пляжа, можно причалить в тихую заводь. Там рядом находится спасательная станция, можно дежурному сдать найденную лодку и пойманную рыбу.

С папой и мамой Лиля часто плавала на моторке и ловила рыбу. Цену добычи она тоже знала, так как имела с продажи свой процент. То есть папа не отдавал улов никому, но платил Лиле карманные деньги. За то, что она тихо вела себя на воде и пользовалась спасательным жилетом.

Лиля так обрадовалась стечению обстоятельств, что не заметила, как лодка оказалась очень далеко от берега. Девочка уже давно опустила весла на дно лодки, которая плыла сама вдоль пляжа. Лиля смотрела на облака, иногда на берег. Вот по нему бежит серая собака, останавливаясь и принюхиваясь. Вдруг на солнце заблестел белый мотороллер и белая каска полицейского. Лиля насторожилась: уж не погоня ли?

Вертолет появился над ее головой неожиданно. Девочка сначала захлопала в ладоши: опять мамины сказки сбываются!

Лиля с интересом наблюдала, как спускают веревочную лестницу, как по ней карабкается человек, ниже и ниже — вот уже видно его лицо. Строгое! Лиля схватила весла и стала грести подальше от берега. Незнакомец знаками объяснил, чтобы она забралась на вертолет. Лиля заупрямилась, замотала отрицательно головой.

- У нас на борту медвежата, хочешь посмотреть? - закричал висящий на лестнице человек.
- Нет! Я вам не верю! На вертолете летают только козы! - Лиля испугалась и отчаянно гребла. Сильным ветром лодку сносило в камыши, к берегу.
- Ты плывешь в сторону медведицы! Немедленно залезай ко мне, зверь опасен! - продолжал кричать спасатель.

Лиля засомневалась, так как боялась наказания. У мамы будут неприятности. Ведь говорил папа, что от чтения книг, а особенно таких, как в их доме, только головная боль. Но очень хотелось взглянуть на медвежат, да и вообще прокатиться на вертолете. А еще больше - попробовать вскарабкаться на небо! И Лиля согласилась. Сильные руки подхватили ее, и через несколько мгновений она оказалась на борту полицейского вертолета. В клетках лежали спящие медвежата. Они оказались совсем не такими, как в кино или даже зоопарке. Худые, с высунутыми языками, очень жалкого вида. Лиля отвернулась.

...Их мать появилась в кемпинге вместе с ними вчера днем. Лагерь оцепили, пустили собак, чтобы они отогнали медведей подальше от людей. Медвежата отстали от бегущей матери, и их удалось усыпить специальными выстрелами. Медведицу не тронули, дав ей возможность спрятаться в камышах, как раз в том месте, куда плыла Лиля. Лодку обнаружили и направили за ней спасательный вертолет, чтобы напуганный зверь, прекрасно умеющий плавать, не напал на девочку. Медведица находилась в заводи еще всю следующую ночь, под утро она выбралась и помчалась в сторону леса.

Лилю доставили к родителям и, ввиду чрезвычайного положения, объявленного на территории лагеря, не наказали. Хозяин лодки спешил укрыться в вагончике и не закрепил угнанную Лилей лодку.

Дома девочка успокоилась и вечером попросила почитать еще что-нибудь. В мире так много волшебства!

Сказка про медведя
(для взрослых)

Я на свадьбах отроду не гуляла... Водочку не пью никогда, от пьяных болею... Вот еще о жизни рассказать могу. Короче, чего мужик один сообщил…

***
Вот однажды шел я по Чухляшке пешком до ближайшего хутора. Через границу меня наши перебросили, а потом они дальше поехали. Виза у меня туристическая, я грибы здесь собираю. Вот иду пешком со своим коробом берестяным. Ну в натуре коробейник! В коробе лучше белым дышать. Я их потом финикам же и продаю, только уже на своей стороне. Чтоб без налогов всяких. Такс-фри на природе. Выгодно!

Одет во все спортивное: кеды, бейсболка, плащ-палатка по погоде. Ночевать проситься нельзя: а то как увидят, так сразу кричать начнут: «рюсса!». Ну их, кукушек, к лешему. У них дома-то не закрываются, зато изнутри народ вооруженный. На стенах ружья с ножами да рогами висят. Попробуй без языка объяснись!

Смотрю – амбар хлебный. Забрался я под него, думал, ночь пролежу, с восходом по грибки. Потом, значит, ночью слышу – лезут еще какие-то люди. По разговору понял, русские. Воровать. Вот они прощупали меня.
-Вот тоже чувак наш. Ты что тут?
-Я тоже по делу.
-Ну давай, заодно будем.
Провернули они в полу дырки, выломали. Влезли в середину мы все. Дверь до середины открыли. Стали собирать в потемках. Что потяжелее. И все в мешки черные пихать. У них в таких производственный мусор или трупы носят.
Наткнулись на сундук. Купеческий такой, с железными кольцами, коваными углами. Эти, кореши, и говорят:
-Глянь, може, приданое найдешь!
Когда я наклонился туда, они сграбили меня в этот сундук, закрыли на проволоку. Там я и остался.

Сижу, дожидаюсь, думаю: «Хана тебе, брат Петя! В финскую тюрягу упекут. А чё? Там, говорят, харчи шведские, без ограничения, даже с собой в камеру можно брать. Телек в гостиной, балкон для курения. Пейзажи с лебедями. А рыбалки сколько... Чтоб всем так сидеть!»
Только я размечтался, утро подоспело. Здесь уж все на работу идут. Они, финики, по солнцу живут. Слышу, вошел кто-то.

-Перкеле! Ворот, ворот!* - противно так баба заорала.
Думаю, ну все. За ворот повесят. Как кабана на крюк. В подвале и сгноят. Видел я их закрома – с коптильнями, бочками со сливками. Кулаки, ё-моё…Чё-то от переживания схватился машинально за папиросы, да в руках мять стал. Сижу, разминаю пальцы.
Открывают сундук. А у меня в натуре мысль дикая. Быстро-быстро табачок-то я из папирос выпотрошил, да в пригоршню. Как баба эта крышку подняла, так я ей в рожу чухонскую. Вот тебе, за Родину! За штраф в 600 марок, которым обложила меня финская полиция, когда сигареты чемоданами возил. Покуда ковырялась тетка, я бежать.
За мной гнались. А то как же! Вещи свои там, в подполье, оставил, поэтому как сиганул налегке. Через насыпь железно-дорожную, лесочком, выбежал.

***
Тигр дремал. Он лежал, возвышаясь над сваленным хворостом, корытом с водой, толпой зрителей. Приоткрывая как будто подкрашенный черной тушью глаз, медленно шевеля толстым хвостом, он извинялся за нелепость ситуации. Хищность, алчность и наглость отсутствовали в его потускневшем взоре. Желтовато-белая, с темно коричневыми кольцами, разбросанными как попало по светлому фону шкура не вписывалась в пасмурное северное утро. Среди вытоптанной травы, голых стволов замученных сосен зверь казался лишним.
В отместку тигр иногда тихо рычал и грезил публично. Вставал и как будто манил к себе какого-нибудь человека за стеклом. Этой игрой зверь показывал, как он презирает людей. У тигра была активная жизненная позиция. Он не смирился. Продолжал манить взглядом избранную жертву. Человек белел от страха и уходил к другому павильону. На всякий случай, лучше подальше. Тигр же провожал беглеца ревом. Выпускал огромные когти и с быстротою молнии набрасывался на дерево.

Помыслы тигра передались и медведю. Он удрал из зоопарка во время профилактического осушения водоема с нерпой. Когда рабочие отправились восвояси, мишка проник в канаву со спущенной водой и тропами, известными одному зверю, побег.
Медведь бежал сначала парком, потом полями. Уж дорвался до воли, разогнался от души! Газеты на утро писали, что скорость развил беглец в шесть десятков километров в один час!

Привыкший к режиму, мишка пришел к людям позавтракать. Дед один, руливший на велике прямо по дорожке, вдруг запетлял. Увидев стоявшего на задних лапах медведя, дед не умилился. Хотя было чему. Мишка набирал конфеты в ярких упаковках, выложенные на уличный прилавок. Он клал в кучку пакетики с карамельками, сортируя их по виду. Лакрицу медведь положил за лапу, прижал к груди. Нес доверчиво добычу к дверям магазина. Вот сейчас расплатится! Но скользкие пакеты падали на землю, мишка катал их лапами, вытаскивая лакомство. Ел с таким аппетитом, что у деда слюни потекли. А потом таким же способом сбил бутылки с лимонадом, проколол когтями и лакал сладкую водичку, как собака.

Цирк прервали мотоциклисты. Полицейские на белых железных конях бесшумно подобрались к медведю. И побежал он дальше, в сторону кемпинга. Засел в камышах. Спрятался. Голову зарыл в осоке, только зад выставил. До ночи так мишка оборонялся, пока серые собаки не погнали его дальше.

«Мы живем с братом рядом. Квасы у нас хорошие. Мой с колодца, у брата Сеньки – с болотца. Как схватятся бороться! Один другого как мАхнет! Оба речной водой пахнут."
Ну чего там дальше было…Про мужика того.

...Убежал я в лес. Лес большой. Бежал-бежал, выбежал на полянку. Гляжу – мои кореши делят добро. Бочки-то у них оказались с рыбой или там с селедкой.
-Ах, - говорят братки. – Поешь, отведай заморского.
Дали покушать, а потом схватили меня, в кадку и затолкали. Тут я сижу и думаю: «Пропал, сгину в тундре, вдали от европейской цивилизации».
Потом приходит кто-то. Кругом бочки ходит, молчит. Ну, думаю, турмалай пожаловал! А в бочке гвоздь был большой. Вынул я его, дыру сделал. А глянуть-то и не успел. Потому как коготь самого черта повис перед самым моим носом. Такой огромный, что им одним можно всю бочку поднять вместе со мной. И вот опять интуиция меня не подвела! Схватился я за этот черный костяк, и ну выламывать его, как зуб коренной. Чувствую, тащат меня куда-то, вместе с бочкой. Она то об дерево, то об пень. А я держу черта за его коготь. «Отче наш» читаю. И вдруг бочка рассыпалась! Тогда я пустил.
Мама дорогая!
«Не успела оглянуться, вздумала зима навернуться. Зима лютая, жестокая, а нет вышки класть дровишки».
Ну чё, дальше-то рассказать?
В общем, от панического страха медведь опять деру дал. А почему?
Да просто встал я на дыбы, как следует. Заревел, раскрыл свою советскую пасть с зубами-кастаньетами, выставил язык, выпустил руки загребущие и исполнил исповедь без всякой там балалайки, а только улюлюкая вслед чухонскому медведю.
Жаль, медведь выродком оказался. Трусом. Так рванул от меня, что под поезд угодил.
Все потом рассказывали, мол, мишка опешил от вида поезда. Не было у них в зоопарке такого транспорта. А вот и неправда, мягко выражаясь. Меня он испугался. Ведь я ж и без короба все грибы в Чухляшке собрал! И на границе финским погранцам втюхал.
Не веришь, не любо? Так и не слушай!
*voro - вор


Все куклы, которые мы сделали:
http://www.elkipalki.net/author/1milla/2009-02-03/index.html