Соль

Владимир Лозманов
 
Полностью загрузившись в портах Америки и Канады и сказав: « Ох», мы отправились во Владивосток. Впереди нас ждал долгожданный отпуск на три месяца, полная замена экипажа, Владивостокские весна и начало лета, семьи и все прочие удовольствия отпуска.

Свежих продуктов в Канаде брали только на переход до Владивостока, чтобы было меньше работы при передаче судна подменному экипажу.

Вызвав Леху, артельщика, я поинтересовался, как у нас с пропитанием, на что он бодро ответил, что к приходу во Владивосток он «веником сметет» остатки в артелке и сдаст эту кучку сменщику за полчаса. Стоянка планировалась около двух суток, так что особых волнений не было.

Но человек предполагает, а бог располагает. Весь переход нас встречали глубочайшие циклоны, особенно суровые на переломе зимы и весны. Скорость была как у паровика начала века. В результате, уже к проливу Лаперуза, мы опаздывали к порту назначения груза на двое суток. Но мы надеялись, что зайдем хоть на полусуток во Владивосток, и наш экипаж, прошедший без заходов в родные порты около шести месяцев, все таки сменят.

На выходе в Японское море, ко мне прибежал взволнованный артельщик.
- Палыч, - трагическим шепотом сказал он, - у нас соль закончилась, и сигарет осталось только 5 пачек.
- Ты ж говорил, что до Владивостока хватит всего, – резонно заметил я
- Так я считал на 11 дней, а мы идем уже 13 день, - также резонно ответил он.
- Что из соленого у нас осталось? – спросил я его.
- Только аджига.
- В общем, так. Давай руки в ноги и в обход по всем каютам. У народа соли понемногу есть у каждого. Соберешь, на два дня нам хватит, а там мы уже дома, – не мудрствуя лукаво, приказал ему я.

Только он ушел, а я не успел заполнить и нескольких строчек судового журнала, как на мостик пришел капитан, размахивая бланком радиограммы. Сердце у меня неприятно заныло. Сколько раз в моей работе вот такие телеграммы приносили одни только неприятности. То поиск пропавших, то разворот на обратный курс, то незапланированный заход в другой порт. Судя по лицу капитана, ничего хорошего не было и в этот раз.

- Ну что, чиф, в отпуск собрался? – задал он риторический вопрос.
- Как и вы? – незамысловато ответил я ему.
- А вот не будет отпуска ни у тебя, ни у меня! – мрачно подытожил наш диалог капитан. – Идем прямо в Гонконг.
- Как? – раздалось сразу три голоса на мостике.
- А вот так. Опаздываем, и пароходство решило подарить нам еще полкруга без захода во Владивосток.
- Не дойдем, – мрачно сказал я. – У нас соль закончилась, да и продуктов на пару суток всего а главное, курева нет. Нет, не дойдем. А потом, даже там нам ведь никто не разрешит ничего покупать, кроме скоропортящихся продуктов. Как мы питаться будем, чем чай заваривать.

-Это все я обговорил с начальством, оно разрешило закупать на все пайковые деньги любые необходимые продукты, - сказал капитан.
- Но до Гонконга еще шесть суток по хорошей погоде, что мы есть будем весь этот переход?
- Все, что есть в артелке. Решение принято и не нам его отменять.
- Вплоть до НЗ из шлюпок? – ухмыльнулся третий помощник, околачивающийся тут же.
- Надо будет и сами шлюпки есть будем. И все на этом. Курс на Корейский пролив. И молись за погоду, третий.

Не буду описывать, как мы ели борщи и второе без соли, как страдали без курева, выискивая все щели, куда могли засунуть бычки нерадивые матросы, как доедали последнюю крупу с водой.
Артельщик, чувствуя свою вину, пытался выпаривать соль из морской воды. Увы, получалось еще хуже, чем без соли.

 Скажу только, что агент в Гонконге получил самую немыслимую телеграмму в своей жизни. В ней капитан вместе с сообщением о времени прихода, расположении груза на судне, нижайше просил агента привезти с собой на оформление - блок сигарет и пару пачек соли.

Он, конечно, привез, но зачем это нужно, понял только на судне, увидев угощение, которые мы по морскому обычаю выставили для гостей. Это был жиденький чай и по одной печенюшке на каждого представителя власти.

А как мы курили всем экипажем! А как и с каким удовольствием, потом целую неделю ели пересоленные супы!
Даже чай солили!

23 декабря 2007 года
В.Лозманов