Радуж и Магулена

Вера Сергеевна Мещерская
 Пьеса-сказка Юлиуса Зейера по мотивам словацкой сказки, пересказаной Боженой Немцовой
 в очень вольном переводе с чешского


 Действующие лица:

С т о й м и р, король Татр

Р у н а, королева, его жена

П р и й я, их старшая дочь

Ж и в а, их средняя дочь

М а г у л е н а, их младшая дочь

Р а д у ж, сын короля Магура

К о р о л е в а Н и о л а, его мать

Р а д о в и д, старый слуга Р а д у ж а

П р ж и б и н а, наперсник С т о й м и р а

В р а т к о, лесоруб

Народ, подданные королевств Магура и Татр

Юноши и девушки

Королевская дружина


 Татрские горы упираются в облака. Оперевшись на скалу, перед зрителями предстаёт прекрасная девушка, покрытая белой вуалью. и наигрывает на гуслях простой распев. Её светлые волосы переплетены пёстрым венком из цветов, а во лбу горит звезда. Радужная вуаль, искрящаяся цветным газом, складками струится по её волосам и спускается до пят. На её плече сидит голубь. Распев заканчивается.

Д е в у ш к а. Я - Сказка. Кто за мною пойдёт - мудрость заморских краёв обретёт. Сюда, по вывескам древних тропок, поросших мхом и заваленных старой осенней листвой, мы пройдём в самую глубь - в солнечные закрома словацкого народа. В глубоких омутах его духа таятся полузабытые тени его древних снов.И я знаю их с колыбели! Дивный полог укрыл века, запавшие в самые глубины народной памяти. Под его трепетанием много лет назад уже раскрывала свои тугие крылья человеческая мечта, пробиваясь наружу и опьяняя сердце человека, заставляя его неутомимо биться... И стремиться ввысь!.. К свободе!.. Древними непроходимыми лесами, вдоль морских прибрежий!..
 Перед вашим взром я раскрою этот полог, чтобы вы узрели сказку братского народа, прибывшего по легендам с Ганга... Та Словакия, которую вы увидите, ещё не несла ярма, ещё не ведала скорби, на которую вот уже тысячи лет обрекают её Небеса, оставалась неизменной как её вечные Татры в лазурной бездне. Тени не бывает без солнца, и судьба страны прекрасна там, где трава играет с солёным ветром и плещется с чистой водой!.. Люди в горах жили свободно. А пагубу совершал и малый разлад...
 И в дни этого разлада повстречались двое королевских детей - Радуж и Магулена, об их испытаниях я и поведаю вам...
 Я - Сказка, родная сестра Легенды. Когда-то воды Ганга кормили и тех, кто обитал на иранских нагорьях, где яснее виден свет звёзд, и тех, что знали рыиее полуночное солнце Скандинавии, и тех, кто гнездился в греческой империи, как ласточки возле древнего моря, и тех. кто жил в мрачных дубравах, где друиды почитали бледную луну, водя свои хороводы по серым мхам...Я - Сказка. Мистический дым окутывает меня, а подгоняет меня ветер былых веков. За мной - и я поведаю вам о дивных делах!Нынче это также просто узреть, как сердце моего народа, как его хатки в зелёной тиши, на вид - простые, а заглянешь в души - блещут золотом! Под порогом каждой из них зарыта золотая лира!

 Девушка потихоньку сходит со скалы, доигрывая на гуслях музыку. Когда музыка стихает совсем, сцена являет собой пролесок с лужайкой. Со стороны скалы струится родничок. Поодаль, в траве спит Р а д у ж. Утро.

Р а д о в и д (подходя к Р а д у ж у). Наконец-то я вышел на свет Божий! Пора бы уж, думал конца не будет этому мраку чащобы! Куда это я вышел? Не заблудился ли? Зря ходил!.. Зря кричал на весь лес: "Королевич Радуж! Королевич Радуж!" Тот лишь усмехнулся мне в ответ, а буйный ветер, подхватив его отклик, будто впустую бросил!..

Р а д у ж (спросонок). Окаянный!.. Что я тебе сделал?
Р а д о в и д. Обманул того беса, голос которого слышал?
Р а д у ж (сонно). Кровь такая горькая!.. Прямо в лицо мне брызнула!..
Р а д о в и д (устремившись к нему). Мой королевич! Милостивый Радуж!.. наконец-то я Вас нашёл!..
Р а д у ж (просыпась). Кто смыл кровь?.. Где я? Что происходит? Что, уже утро?..Солнце позолотило лес! Ох, Радовид, это, действительно ты!..
Р а д о в и д. Я, милостивый пан!
Р а д у ж. Ну, здравствуй, здравствуй!.. Как же ты меня нашёл? Да и зачем ты меня искал?
Р а д о в и д. как нашёл?.. Совершенно случайно. Вроде как, сердце подсказало, будто судьба какая-то вела...Зачем искал Вас? Сам удивляюсь. Уж два дня. как вы дом покинули!.. и отец Ваш, и матушка место себе не находят!.. Я-то молчал, но всё переживал, куда Вы подевались!.. И в замке всё об этом гадали... А я-то давно заметил, что Вы всё чаще в сторону гор короля Магура заглядываетесь!.. И что Вас так тянет в эти опасные дали?!.
Р а д у ж. А что вообще манит вдаль?!. Всё неизвестное. Правда же, так и манит меня тот таинственный лес, его тёмные очертания, и этот высокий горный щит, который каждое утро расписывает то розовым, то золотом луч зари! И погибуть не страшно, лишь бы узнать, куда так стремяться облака!.. И облакам, и птицам позавидуешь, и вскарабкаешься. чтобы узреть весь небесный простор до самого дна долин и самых глубоких низин в том неведомом краю!..
Р а д о в и д. Такое только в детстве понять можно.. А теперь что?.. Когда-то ещё можно было мечтать, а ныне, кроме дома, разве забот мало?
Р а д у ж. Не для меня такая мудрость, мой друг!..Да и тебе, поди, от неё тягостно?.. Или не поверял мои детские сны своими сказками?.. А что ты мне рассказывал о Солнце и его замке, в котором прислуживают двенадцать вечно молодых дев?.. Кто показывал мне тот таинственный тёмный лес, в котором безмолвно приютились светлые луга, зацветшие всеми цветами радуги? Кто показывал мне солнечный дом в лесу? Так и осталась у меня та детская жажда чуда, которое вечно ускользает!..
Р а д о в и д. Уж не хотите ли вы сказать, что ходили в горы и искали солнечный замок под облаками?
Р а д у ж. Прости, друг, этого сказать не могу, да и не всякий отважился бы сказать, что нашёл... Видел я посреди тёмного леса я этой ночью видел тот луг, и сам замок, и троих из тех работниц, стоявших перед замком...
Р а д о в и д. А может, Вам это приснилось, когда задремали у родника? Ни об одном сне от Вас не слышал...
Р а д у ж. Самому не вериться... В тот день ушёл я из дома на охоту, и даже думал к дальним горам идти. Бродил по лесу и вдруг увидел оленя, белого, как первый снег. И издалека уже я заметил, будто он ручной. Приблизился я к нему, но прекрасный зверь будто хотел со мной поиграть!.. И быстро метнулся в сторону. Потом встал, как вкопанный, заманивая меня взглядом, и увлёк меня всё глубже и глубже в лес. Так продолжалось весь день и всю ночь!.. И каждый раз, когда я уставал и падал на мягкий мох, олень тихонько становился поодаль и поглядывал на меня, будто с усмешкой... Тогда я тут же пускался вдогонку за ним!.. И так день за днём, ночь за ночью!.. И каждый раз думал: "Всё - не обманешь!", но так и не перестал гнаться за ним!..
Р а д о в и д. Вот чудеса! Уж не подшучивал ли над тобой лесной бес?!. Чем же закончилась та дикая погоня?!,
Р а д у ж. Да тем и кончилась, что догнал я того оленя!.. Ух, и разозлился я на него!.. Схватил, наконец, за рога и всадил ему в бок свой меч!Его горькая кровь брызнула мне прямо в лицо и на руки, а глаза мои наполнились слезами. Зверь упал и испустил дух, будто человек... Сердце моё замерло, и на душе стало неспокойно!.. Зачем убил несчастное животное?!. Вот и выкинул свой меч от греха подальше!..
Р а д о в и д. Что ж о звере-то тужить?
Р а д у ж. Так ведь и его земля породила!.. Если про то забывать, далеко зайти можно. Бегал я вслепую, сам не зная, сколько времени. Внезапно лес расступился, и увидел я на опушке, поросшей большими цветами, белоснежный дом. Лунные лучи серебрили его так, что издали он казался облаком. На лугу стояли три красавицы в белых одеждах. Две из них ласкали своих оленей,точь-в -точь таких как тот, которого я убил, напевая песню. А третья красавица молча стояла вдали и с грустью смотрела на луну. Значит, это её олень остался там в дремучем лесу по моей вине...
Р а д о в и д. Ты подошёл ближе?
Р а д у ж.   Как бы я посмел им в глаза смотреть? Нет, снова умчался в лес и посмотрел на воду, в которой отмывал от крови руки... Огнём жгло!  Тут и нашёл я тот родник и упал в траву рядом . Стало клонить меня ко сну. И та верба, которую. видел ночью, превратилась в облако серо-зелёного дыма, сквозь которое на меня глядела луна, и я будто узрел ту красавицу с бледным грустным ликом, что смотрела сквозь тёмные чарующие буйные ветви.  Устало прослезившись, я уснул.
Р а д о в и д.  Вот же ребёнок! А я-то дурак заслушался! Думал, ты дошёл до валпений короля Стоймира.
Р а д у ж.  А  местность очень напоминала Татры. Горы были совсем близко, горделиво выступая вперёд, а над ними высоко кружили орлы!
Р а д о в и д.  Точно-точно!   Но давай-ка убираться поскорее,   наши края , кажется совсем рядом...    Что не торопишься?
Р а д у ж.   Не тороплюсь, потоому что ты спешишь.  Иначе будет похоже на бегство, а это недостойно моих предков и потомков.
Р а д о в и д. Обо всём всё равно никто ничего не знает.
Р а д у ж. И потому я долэнг бежать? Ну уж нет!  Позором рода своего не покрою!
Р а д о в и д.  Так  и отправляйся с лёгким сердцем и твёрдой рукой. 
Р а д уж.  А почему король Стоймир я люто ненавидит моего отца?




 (продолжение следует...)