Точки на карте. Story 14

Денис Богомолов
Большая страна – глобальные заботы и реализация национальных проектов. Маленькое государство – смешные, с точки зрения большой страны, проблемы. Поэтому, порой очень хочется жить в каком-нибудь крошечном королевстве. Например, в Голландии.

Если строго официально, то Нидерланды – страна тюльпанов, мельниц и велосипедов. Если не строго – марихуаны, разных меньшинств и ... все тех же велосипедов.
Железных коней с педальным приводом здесь уважают и питают к ним самые нежные чувства. И ни один новомодный скутер или мотоцикл не люб сердцу истинного голландца так, как старый добрый велосипед... Именно, что старый! Не ищите в Голландии новых велосипедов – их здесь просто нет.

- Вот так дела, – думал я, глядя на бесконечный амстердамский вело –
поток – что ж это они на таких развалюхах ездят?
А дальше, как у Кэрролла, все странней и странней: в витрине спортивного магазина я увидел десятки новеньких блестящих «байков» на все вкусы и кошельки!
Решать данную головоломку в стольном граде Амстердам возможности не было, поскольку был я там проездом, всего – то несколько часов. А за это время нужно было посетить музеи, покататься по знаменитым амстердамским каналам и поглазеть с воды на очередной карнавал, ну и в кофе-шоп заглянуть...

И вот, опрятная электричка мчит меня прочь из Амстердама. Моя конечная цель – университетский городок Вагенинген, европейская штаб – квартира одной из природоохранных организаций. Кстати, за время этой поездки, я, сколько ни вглядывался в проплывающий за окнами пейзаж, не смог увидеть ни одного тюльпана и ни одной мельницы. Зато велосипедистов было много, и в вагоне, и на улице... И все на стареньких велосипедах.
В Вагенингене я очень скоро забыл вообще обо всем по причине загруженности и рабочего аврала: мы с коллегами из десятка европейских стран в срочном порядке (есть в этом словосочетании что-то очень российское) обсуждали, исправляли и принимали так называемые «планы действий» - программы по сохранению редких и исчезающих видов.
И все-таки, время от времени, подмечая на улице особенно ржавый и жутко скрипящий велосипед, я нет – нет, да вспоминал об этом противоречии: богатая страна, с одним из самых высоких уровней жизни в мире, а граждане катаются на каком – то старье...
Ответ на терзавший меня вопрос я неожиданно получил на прощальном банкете. Принимающая сторона, в лице мистера Умберто Орси пригласила всех экспертов в ресторан, отужинать, как говорится, в честь успешного завершения трудной работы.

Строго в назначенное время приглашенная сторона в количестве двадцати человек толпилась у дверей ресторана, ожидая сторону пригласившую...

Умберто, свято соблюдая итальянские традиции, опоздал примерно на двадцать минут. Зато, каково было мое изумление, когда я увидел, как он подкатывает к ресторану на НОВОМ велосипеде. Вот тут-то я и решил, во что бы то ни стало, выведать у него большой голландский секрет.

 Умберто раскрыл его весьма охотно, с экспрессией столь характерной для коренного итальянца, волею судеб живущего и работающего в тихой и спокойной Голландии.

- Ты себе не представляешь! – завопил он, как только дослушал до конца мой вопрос о двухколесном старье – это настоящая национальная проблема! Просто, какое – то стихийное бедствие!

Умберто разволновался не на шутку и даже начал активно жестикулировать, пытаясь донести до меня самую суть.
- Здесь все велосипеды делятся на две группы, - продолжал он – муниципальные, то есть те, которые закупаются властями для граждан и личные – те, которые покупают сами жители. Но! И те, и другие велосипеды старые, до безобразия старые! И никто ничего не может с этим поделать!
 
Он глотнул кофе, перевел дух, окинул взглядом зал ресторана и повысил тон рассказа:
- Ты спросишь меня, почему это так? – при этом он посмотрел на меня как-то сурово и неодобрительно – и я тебе отвечу! Честно и открыто! Воруют! Тут все воруют!
- Что воруют? Велосипеды воруют? – я в первый момент подумал, что не уловил смысл фразы, отчеканенной мистером Орси – Зачем? Их же тут полно?!
- Во-о-о-от! – именно так можно перевести растянутое итальянское “si-i-i” – именно поэтому! Это такой национальный вид спорта, соревнование «укради велосипед»!
Далее Умберто поведал, что в Голландии считается делом чести хоть раз в жизни увести чужой велосипед. По всей видимости, к трем основным жизненным задачам: посадить, построить и родить, у голландца добавляется еще одна – украсть...

Естественно, никто не хочет покупать новый велосипед. Кому ж охота тратить деньги на чужого дядю или тетю! Ведь рано или поздно они доберутся до твоего нового «байка», чтобы сделать его своим, а потом и вовсе пустить по рукам... по недосмотру...
На мой вопрос: «а чего же ты тогда себе новый купил?», Умберто с прямотой, достойной старого легионера ответил: «рисковать люблю!»

Спустя полгода получаю электронное письмо от Умберто. Пишет о реализации программ по сохранению исчезающих видов... А в конце письма постскриптум: «помнишь, мы говорили о велосипедном воровстве? Так вот, за это время у меня уже два велика украли! А я три стырил! Правда, два из них совсем старые. Зато последний – высший класс! Восемнадцать скоростей, дисковые тормоза! Друзья завидуют – ведь на этом «байке» сын начальника местной полиции ездил!»