Ключ к Шамбале

Леония Берег
У меня хранится ключ. Внешне он прост – диск-держатель, стержень, прямоугольный поворотный лепесток, словом, ничто не свидетельствует о его особом предназначении. Но обстоятельства, при которых я обрела его, до сих пор не прояснились сполна. В тот день действительно был туман, а незнакомец, передавший ключ, сумел прибавить к нему тумана словесного. С того времени ключ и я не расстаемся. Касаясь его, ощущая пальцами прохладу серебристого металла, всё больше и больше склоняюсь к мысли, что дар этот связан с Шамбалой. Надо признать, моё воображение всё ещё настроено на загадку ума и потому так живо отражаются в нём и то осеннее утро, и та путеводная встреча.

Итак, октябрь был на исходе. Я вышла на утреннюю пробежку, не придав значения туману. Избыток водяных паров в холодном воздухе затруднял дыхание. Бежалось трудно и назойливо хотелось вернуться в дом, в свет, в тепло.

Направляясь к саду, я в полной мере оценила мощь тумана: его беспросветная, непрерывно перетекающая с места на место масса, казалось, не имела предела ни в одном из земных измерений. Видимость была минимальной, размытые силуэты людей, домов, деревьев выглядели эфемерными, точно принадлежали призракам. Окружающий мир менялся каждую минуту: в нём начисто отсутствовала стабильность. Когда не видно перспективы, когда ты в полосе интенсивных перемен, доверять можно лишь предельно обострённой интуиции. Она – верный проводник, заменяющий и глаза, и уши. Интуиция направляла меня не домой, а к Таврическому саду.

В саду было потаенно тихо, точно все его обитатели решились на игру в прятки. Я находила среди тумана то траву, то опавшие листья, то кустарник, то склонённую иву, то раскидистый дуб. Начатая не мной игра захватила меня настолько, что я утратила всякий интерес к бегу. Искала и находила скрытых в тумане обитателей сада, они были обособлены и в то же время обладали всеобщей целостностью, как компоненты прослойки, отделившей землю от неба.

Тишину вспугнул треск надломленной ветки. Я вздрогнула от неожиданности. Над головой проявился тёмный силуэт птицы. Не под её ли тяжестью надломилась ветка и птица, потеряв опору, вспорхнула в небо в поиске нового места уединения? Я направилась вслед за ней, минуя дорожки и тропинки. Так добралась до видовой горки, расположенной у большого пруда. Достигла вершины и по склону, покрытому влажной, скользкой травой спустилась к кромке воды. Вот тут-то меня и настиг явственный зов, исходящий с воды.

Туман здесь лежал настолько плотно, что казалось, пустота царит всюду. Я знала, она обманчива, ибо прикрывает собой огромный мир. Я различала более или менее отчетливо лишь небольшой квадрат, пространство которого делили чернеющая вода, усеянная пожелтевшей листвой, трава под ногами, да небольшой участок склона. Столь скудный фрагмент напомнил мне людское восприятие жизни - всё то, что утаено от глаз, не воспринимается сознанием за неоспоримое проявление жизни. Отчётливый зов неведомого был скрытым проявлением её, и он воздействовал на меня вопреки сознанию. Мой разум его игнорировал, интуиция ему подчинялась.
 
Пристально вглядевшись в туманную надводную даль, различила очертания выступающего мыса и по берегу, кратчайшим путём, направилась к нему. Там суетились среди воды утки и чайки, перетаптывались по земле голуби, и стоял в ожидании кого-то или чего-то человек.
Он обернулся.
- Не во время туман! – обронила я в замешательстве.
- У природы свои планы на это утро. И если вы пришли сюда, значит, нуждаетесь в тумане не меньше, чем природа. – Его голос был тихим, но сильным. Каждое слово отчётливо достигало меня.
- Вы думаете можно нуждаться в том, что ограничивает видимость, путает планы и лишает уверенности?
- Мышление человека зачастую ограничивает кругозор восприятия жизни, но большинству людей это не мешает жить. К слову, чем уже кругозор, тем масштабнее самонадеянность человека. Не замечали?
- Возможно. Тоже к слову, если рассматривать природный ограничитель видимости как строительный материал, созидающий прибежище для размышляющего, думаю, в обители даже столь туманной можно обогатиться новым духовным опытом. Я, вообще-то, пришла на пробежку, а потому, оставлю вас.
- Сдаётся мне, что вы появляетесь здесь не только ради бега,- он усмехнулся и оборвал фразу, не докончив. Снова предо мной была лишь его спина.
Я направилась к одной из дорожек сада.
- Прихожу сюда в поисках... Шамбалы, - он произнёс то, о чём я едва подумала.
Обнаружив его неограниченный доступ в мои мысли, вздрогнула.
- Абсурд! – Мне захотелось по-женски эмоционально отрицать очевидное.
- Увлекаюсь бегом как и вы, – пояснил он мягко. - Пробежимся по периметру? А, за компанию?
Его взгляд был открыт, голос ровен и доброжелателен. Не отказав, устремилась вперёд. Он легко настиг меня и, опередив на корпус, взял лидерство на себя. Сегодня, среди тумана, ведомая незнакомцем, я ощущала душой, что так и должно быть.
- Реальность, где она? А нигде! Утеряна, - пробормотала на бегу едва слышно.
- Или открыта неизведанной гранью. – Он уловил-таки комментарий и рассмеялся. – Что видите пред собой?
- Ориентир - дерево. И туман! – Верный ответ не находился. – Связующее звено, между землёй и небом. Бред! Этакая бессмыслица. Что вижу? Ничего кроме своей ограниченности.
- Дерево – не бред, оно – реальность. Оно условное звено между земным и небесным. Вы выбрали верное направление, несмотря на сомнения, одолевающие вас.
 
Он то набирал, то сбрасывал скорость, я держалась всякий раз рядом, но чуть отставая. Эта дистанция меж нами казалась мне оптимальной. Так мы завершили первый круг и остановились на отдых.
- Вы располагаете временем? – Я вновь кивнула. – Хорошо. Тогда для обоюдного удовольствия нужно бы дистанцию повторить.

Это было трудной задачей, но, почему бы нет? Наши ноги приводили в движение песчаное покрытие дорожек и оно откликалось звуком – то ли хрустом, то ли шуршанием: шам-ба-ла-шам-ба-ла-шам-ба... Пруды и протоки то слева, то справа - шам-ба-ла-шам... Вот мост... шам-ба-ла-шам. Снова мост... шам-ба-ла-шам.
 
На третьем круге на тело накатила безмерная усталость, я выдохлась основательно.
- Всё! Предел! Здесь не Тибет!
Закрыв глаза, восстановила дыхание. Веки отяжелели и не поднимались.
- Гм, я лишь проверил вас на выносливость. Её с запасом, иначе б вы не продержались рядом и один круг. Не считайте нашу беседу пустой тратой времени.
 
Мы неторопливо пошли сквозь редеющий туман, не определив для себя новой цели, не обозначив нового горизонта.
- Вам, очевидно, кажется, что сейчас вы продвигаетесь вперёд, – продолжал незнакомец. - В действительности – это заблуждение, очередное ваше заблуждение: вы лишь перемещаетесь по кругу. Но, только досконально изучив этот путь, вы сможете направить себя путём иным. Новый путь снова свернётся в круг, спустя время вы осознаете это и то, что все пути духа связаны с Шамбалой.

Наше перемещение в тумане напомнило мне людскую устремлённость к Шамбале и я сказала об этом незнакомцу.
- Вы верно подметили, люди ищут святыню, не дожидаясь её зова! А потому, проложив множество маршрутов, так и не находят её. Шамбала открывает лицо лишь тому, кто готов к встрече с ней.
- О какой Шамбале вы говорите? – я желала ясности. – О земной или небесной?
- Шамбалы земная и небесная – одно. Шамбала объединяет миры. Два мира, пересекающиеся меж собой в каждой точке своих пространств, её содержимое… - Он надолго замолчал. - В сердце каждого человека Храм, имя ему – Шамбала. Вот потому её усердно ищут и не находят. Ибо поиск начинается не там и не с того... А что вы знаете о Шамбале?

Я не спешила с ответом, обдумывая с чего начать. Наконец, сказала:
- Немного, лишь то, что на поверхности. Знаю, что в Тибете существует легенда о стране с таким названием. Она якобы находится на севере от Лхасы. Кроме того, знакома с работой Гумилёва, в которой говорится о существовании карты страны Шамбала. Там есть и объяснение, что Шамбала переводится как «господство Сирии», ведь Сирия по-персидски называется Шам, а «боло» - это «верх». Словом, в людях, да и во мне, нет единства взглядов на суть Шамбалы, потому-то я устремлена мыслями в Лхасу, ибо, надеюсь, что тибетский бон, обожествляющий природу, поможет мне отделить истину от заблуждения.
- Тебе не помешает побывать там, но разгадка обнаружится всё-таки здесь. – Он улыбнулся искренне, от души и протянул руку. – Будем на «ты», не возражаешь?
- Почему нет? Беседа на «ты» доверительна и проста, в ней нет места барьерам и границам. Ближе чем на «ты» уже не сблизиться.
- Верно. Здесь, именно здесь, среди малого ты сможешь обрести желаемое. Твой путь поведёт тебя. Не ты – путь, но путь – тебя, накрепко запомни это.

Он на минуту задержал мои пальцы в своих ладонях. Я не отстранилась. Мы стояли в шаге друг от друга.
- Шамбала имеет ключи к каждому из нас. Тебе предстоит в скором времени в этом убедиться. – Он снял с запястья цепочку-браслет с миниатюрным ключом и положил мне на ладонь. – Да, вот ещё что, если признаешь сознанием существование ПРЕДЕЛА восприятия, значит, факт существования ЗАПРЕДЕЛЬНОГО покажется сознанию неоспоримым. Если не ограничивать восприятие мира условными границами, то в какой-то момент жизни тебя настигнет ясность, что пониманию подвластно абсолютно всё, в чём есть потребность. Запредельное – это условность. Шамбала не относится к запредельному, она реальна и доступна каждому человеку. Мы ещё увидимся!

Внимательно разглядев ключ, не нашла в нём ничего исключительного. Туман рассеялся. Взгляд упал под ноги, из травы за мной наблюдала одинокая припозднившаяся ромашка. Минуту-другую я бездумно любовалась ею. Сердцевина-диск и лепестки, много лепестков, словно… поиски подходящего слова напоминали мне игру в прятки среди тумана. Сердцевина-диск... Набрав скорость, вновь помчалась по дорожкам сада. Влажный песок под кроссовками шептал подсказку: шам-ба-ла-шам-ба-ла-шам.

Спустя три дня я вернулась в сад, надеясь повстречать незнакомца. Его не было. Сжимая ладонью ключ, в который раз, размышляла о Шамбале. Во мне крепло убеждение, что в действительности Шамбала гораздо шире и объёмнее, чем представлялось.
 
Легендарная страна, в которой существуют наилучшие условия для реализации духовного предназначения человека, где она? Если допустить, что она есть на земле, значит, существует и путеводитель в неё? Шамбалу земную искали настойчиво на протяжении веков и не менее настойчиво продолжают искать сегодня. Энтузиасты-одиночки и экспедиции пытались обнаружить её в Гималаях, на Памире и Алтае. Шамбала загадочна и неуловима как недавний туман, от которого не видно теперь и следа. Возможно, чтобы найти её географически, нужно прежде прийти к постижению какой-то ясности, она-то и будет ключом к местоположению святыни. Не просто так незнакомец доверил мне ключ.

Содержание тибетских манускриптов показывает, что путь в Шамбалу проходит не по внешнему миру, он тянется сквозь мир внутренний. Этот путь подобен тоннелю, а Шамбала – свет в конце него. Допускаю, что мы зачастую видим тупик там, где неприкрыто сияет желанная цель. Зрение способно обманывать. Светящийся диск в конце тоннеля преодолевается одним шагом в неизвестное, не являющееся запредельным. Какими чертами обладает нужный мне внутренний мир? Быть может, он лишён земных измерений?

Прошла неделя и ещё одна. Я надеялась-таки увидеться с незнакомцем, но тщетно. Вероятно, он бывал в саду крайне редко. Ещё вероятнее, что он уже пребывал вдали от этих мест. Допускаю, что, путешествуя по миру, нигде надолго не задерживаясь, он как миссионер Шамбалы, продолжает служить делу своей державы, мало познанной людьми. Неужели каждому одержимому её загадкой попадает в руки ключ? Маловероятно, а может, истинно так?

На исходе ноября вновь заглянула в сад. Ноги вывели меня на то место, где в октябрьское утро среди тумана обнаружился незнакомец. Было по-зимнему студёно. Пруд, где тогда плавали птицы, приоделся в тонкий, но прочный лёд и смахивал теперь на чужеродный камень преткновения. По льду и над ним в поисках еды сновала разномастная птичья стая из уток, чаек и ворон. Холод Тибета дошёл таки сюда. Я зябко ёжилась на ветру, всматриваясь в оголённые силуэты деревьев, сегодня они казались суровыми и аскетичными. Внезапно проглянуло солнце и наполнило сиянием каждый уголок сада. Его отражение во льду выглядело столь ярко, что я безотчётно зажмурилась, а когда приоткрыла веки, обомлела. Сверкающий диск на льду казался несоизмеримо крупнее небесного светила. В каждую из сторон от него исходили стержни-лучи. Отражение солнца и мои ноги у кромки льда, благодаря связующему лучу, составляли нечто целостное. Я обомлела. Ключ! Огромнейший ключ, состоящий из сверкающего диска-отражения, стержня-луча и поворотного лепестка-человека… Множество лучей, множество ключей! Бессчётная связка ключей, очень похожих на дар незнакомца. На острие каждого связующего луча пребывает человеческая душа. Диск-держатель – символ небесной Шамбалы. Мы люди, находясь в земном пространстве, не лишены связи с её миром. Из неё за нами приглядывают наши духовные родители, наставники, опекуны, направляя, поддерживая, не теряя нас из поля своего зрения ни на минуту. Из небесной Шамбалы - мира духовного взаимодействия - исходит духовная поддержка каждому. Жители небесной Шамбалы непрестанно взаимодействуют между собой в наших духовных интересах. Они, опережая земное время, согласовывают встречи и расставания, обретения и поражения, словом, все значимые события людских судеб.

Мысль-догадка о существовании особого звена, соединяющего миры Шамбалы, показалась мне сверхъестественной и оттого запредельной. Но тут же вспомнились напутственные слова незнакомца: «…если признавать сознанием существование ПРЕДЕЛА восприятия, значит, факт существования ЗАПРЕДЕЛЬНОГО покажется сознанию неоспоримым. Если не ограничивать восприятие мира условными границами, то в какой-то момент жизни придёт осознание, что пониманию доступно абсолютно всё, в чём есть потребность». Как он сумел предвидеть это?

Мысли о Шамбале проносились в голове как тот памятный, не застаивающийся в пространстве туман. Они окутывали со всех сторон, то, изолируя от окружающего мира, то, вновь проявляя его реальность. Мне казалось, что на это время я сама превратилась в летящий туманный сгусток. Когда туман в сознании рассеялся, увидала таки то, к чему стремилась - целостную Шамбалу.

Дорога к ней исходила из человеческого сердца: ибо в нём, среди своей обители, душа хранит ключ к Шамбале. Эта обитель - важнейший энергетический центр тела человека - имеет форму восьмилепесткового лотоса. Шамбала на священных картинах изображается всегда одинаково, тоже в виде этого священного цветка. Таким образом, верный путь в Шамбалу – это, прежде всего, шаг в своё сердце и, далее, за него в Шамбалу небесную. Очертания Шамбалы небесной выглядят как цветущий белый лотос исполинских размеров.

Познав скрытую от людских глаз небесную Шамбалу, нетрудно обнаружить дорогу в Шамбалу земную. Связующие звенья меж ними – люди! Не просто так незнакомец обратил моё внимание на деревья. Люди - это деревья. Помните гороскоп друидов?

В первые века нашей эры в жизни многочисленных племён, населявших Галлию, Бретань, Ирландию, играли не последнюю роль священнослужители, они же врачеватели и летописцы – друиды. Многие тайны друидов были связаны с деревьями. Кто знает сейчас, сколь велика доля растительного мира в человеке? Друиды уже тогда владели этим знанием. В земном мире была и продолжает существовать в изначальном виде наследственная связь всего живого.

Путь в Шамбалу - путь от малого к большему и от большого к малому; от частного к общему и от общего к частному. Мой ключ умеет открывать и закрывать пространственные замки. Доступ к чему ограничивают и открывают они? Не к точкам ли оптимального совмещения пространства и человека, где посредством резонанса может осуществляться контакт с неведомым, не являющимся запредельным? Шамбала знает всё. В ней сконцентрирована ясная и лаконичная мудрость Абсолюта вне временной растянутости.
 
У каждого масштабного пророка были свой ключ и свой вход в Шамбалу. Имели их Иисус Христос, Магомет, Будда и Лао-цзы. Таким образом, Шамбала небесная нечто всех людей объединяющее, а Шамбала земная – это нечто персональное. В земной Шамбале всякому человеку предназначен свой одухотворённый источник контактной энергии. Допускаю, что земная святыня безгранична, что она есть на пути любого из нас, даже того, кто не способен её распознать и ею воспользоваться себе и другим во благо.

Итак, Шамбала содействует реализации предназначения человека. Сила Шамбалы проявляется непостоянно, она даёт о себе знать лишь время от времени, укрепляя людей духовно, приводя их в состояние повышенной энергетической готовности воплотить то, что им предначертано в земной жизни. И бывает так, что когда разум человека теряет надежду, когда жизнь кажется её обладателю бессмысленной и бездарной, именно тогда созидающая рука Шамбалы оказывает ощутимую помощь, укрепляя веру и удесятеряя силы.

Кто был тот незнакомец, могу лишь догадываться. Он – хранитель ключей от Шамбалы и наставник. Он - проводник, тот, кто приходит на встречу в нужное время и нужное место, как мне верится, с согласия Шамбалы. Он выполнил своё предназначение - передал мне ключ и вверил меня пути. Без него мои поиски Шамбалы затянулись бы и во времени, и в пространстве. Не ведаю до сих пор, когда и при каких обстоятельствах мы встретимся ещё. Но то, что встреча состоится – истинно: ведь всё, о чём говорил незнакомец, уже нашло подтверждение, всё, кроме нашей очередной встречи.

Знаю, что в земном мире нам, людям, ничего не принадлежит кроме проживаемого мгновения, а потому не исключаю, что спустя время, мне предстоит передать дар незнакомца тому, кто решится на преодоление других насущных загадок человеческого бытия. О времени и месте встречи загодя поведает Шамбала.

Я всё ещё продолжаю исследовать загадку ума. С каждым днём в ней больше и больше просветов. К этому времени удалось освоить главное - Шамбала никогда не стремилась и не стремится отделять себя от живущих на земле людей туманом непознанности.