10 декабря. Знаменский скит Дивеевского монастыря

Елизавета Басова
ЗНАМЕНСКИЙ СКИТ СВЯТО-ТРОИЦОГО СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

История почитания образа Пресвятой Богородицы "ЗНАМЕНИЕ" в селе Хрипунове,в ЗНАМЕНСКОМ СКИТУ Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

История села Хрипуново переносит нас в далекий XVII век. После опустошения Великого Новгорода в 1580 году Царем Иоанном Грозным и переселения многих новгородцев в заново устроенный город Арзамас и его окрестности, здесь стал широко почитаться новгородский образ Божией Матери "Знамение". Между 1610 и 1653 годами в поместной деревне Хрипунове была построена однопрестольная деревянная церковь в честь образа Пресвятой Богородицы "Знамение".

В 1653 году село Хрипуново приобрел представитель старинной дворянской фамилии Иван Артемьевич Чаадаев, знаменитый многосторонний деятель второй половины XVII века, справедливый воевода и искусный дипломат. В то время Хрипуново уже было селом с церковью, центром прихода. В 1746 году Петр Васильевич Чаадаев, внук Ивана Артемьевича, заменил обветшавшую деревянную церковь на новую, также деревянную, однопрестольную.

В 1790-е годы Яковом Петровичем Чаадаевым было начато строительство пятипрестольного каменного храма также в честь Пресвятой Богородицы "Знамение". В связи со скоропостижной кончиной Якова Петровича (+20 апреля /3 мая 1795 года) строительство было продолжено его супругой Натальей Михайловной, урожденной княгини Щербатовой. Через два года (+8/21 марта 1797 года) скончалась и она, оставив двух малолетних сыновей - Петра (будущего философа) и Михаила - круглыми сиротами. Завершение строительства храма связано с имением их опекуна князя Дмитрия Михайловича Щербатова.

В 1817 году строительство храма было завершено. В 1819 году освящается главный Знаменский престол в холодном храме и собирались освятить еще два в теплой трапезной части. В это же время к храму была пристроена каменная колокольня.

В 1822 году в Хрипуново из Москвы возвращается на жительство молодой барин Михаил Яковлевич Чаадаев. Он перебрался в Хрипуново с намерением перестроить как свою жизнь, так и жизнь крестьян. При нем ведется дальнейшее строительство храма: освящен левый престол в холодном храме в честь святых равноапостольных Константина и Елены.

С правой стороны холодной церкви им был устроен придел во имя святого апостола Иакова, брата Господня, небесного покровителя его усопшего отца, а в теплой трапезе с южной стороны - престол во имя Архистратига Божия Михаила, его небесного покровителя. Стараниями Михаила Яковлевича ставится резной позолоченный иконостас, сделанный руками местных мастеров по дереву из деревни Вилейки, строится звонница, удваивается число священнослужителей и клириков. Предположительно эти престолы были освящены до 1843 года.

Барин Михаил Яковлевич беспрепятственно давал вольную и отпускал в монастыри крестьян, желавших посвятить свою жизнь служению Богу. Согласно архивным документам, в 1828 году в Дивеевской общине числились семь крестьянских девиц, отпущенниц господина Чаадаева. Из них: Ксения Ильинична Потехина и Ксения Павловна; крестьянские девицы деревни Вилейки вошли в число первых семи сестер Мельничной девичьей общины, устроенной преподобным Серафимом. К 1876 году в Дивеевском монастыре подвизались более тридцати крестьянских девиц Хрипуновской волости.

Храм в Хрипунове красотой росписи и богатством был знаменит по всей округе, особенно поражал иконостас летнего храма, резной из дерева, позолоченный - он весь светился. Снаружи храм был побелен, на куполе был деревянный крест, обитый железом. Вокруг храма стояла ограда на метровом каменном фундаменте из деревянного штакетника, покрашенного в розово-красный цвет. Все стены и своды внутри храма были расписаны.

Жители Хрипунова отличались благочестием, всякое дело старались начинать с молитвы, молебна или благословения священника. К Таинству Причащения относились со страхом и благоговением. К Причастию ходили в строго определенной одежде, которую, придя из храма, снимали и надевали только на следующее Причастие. Замужние женщины причащались в подвенечной одежде и хранили её всю жизнь. Детей причащали каждые шесть недель неопустительно. Перед севом, жатвой, сенокосом, сбором урожая служили молебны. Во время служб храм, вмещавший 1000 человек, оказывался переполненным.

С 1866 года, после кончины Михаила Яковлевича, забота о храме и поддержании заведенных порядков легла на его супругу боярыню Ольгу Захаровну и местного священника Александра Вилкова. Их попечением между 1869 и 1871 годами был освящен пятый престол в церкви, в трапезной её части с северной стороны в честь небесной покровительницы Ольги Захаровны - святой равноапостольной Великой княгини Ольги (храмовый праздник 11/24 июля). Этим освящением завершилось устроение престолов в Хрипуновском храме, с которыми он и просуществовал до самого закрытия в 1937 году.

Около 1900 году была разобрана старая колокольня, а на её месте сооружена каменная пристройка к трапезной части церкви. Тогда же начато строительство новой колокольни, до нашего времени не сохранившейся.

В 1885 году Матерь Божия проявила Свою милость через чудотворения от одной из икон "Знамение" на Нижегородской земле. Эта икона была написана в 1879 году Клавдией Ивановной Войлошниковой, одной из сестер Серафимо-Понетаевского монастыря, дочерью мещанина города Любима Ярославской губернии. Икона стояла в письмоводительной келье корпуса, занимаемого игуменией монастыря. 14 мая 1885 года в 9 часов вечера некоторые сестры, бывшие в этой келье, заметили, что святой лик Богоматери вдруг сделался живее и светлее, а взор Владычицы поднимался вверх. Это явление продолжалось четверть часа и повторилось в 12 часов ночи.

На другой день святую икону перенесли в монастырскую церковь, куда начал собираться народ для поклонения святому образу. Многие получили исцеление. После этого к иконе стало стекаться много народу, и все, с верой прибегавшие, получали исцеления и утешение. 5/18 октября 1885 года Понетаевская икона "Знамение" была прославлена как чудотворная. Празднование ей 27 ноября / 10 декабря. Список с этой чудотворной иконы и был перенесен в Хрипуново между 1885 и 1910 годами.

По сохранившимся преданиям, икону принесли в Хрипуново из Понетаевки 20 июня/ 3 июля крестным ходом. Несли её с благоговением и страхом. Жители села вышли встречать икону как саму Царицу Небесную. Один же из дьяконов, считая её простой иконой, не пошел - остался ожидать в храме. Когда с молитвенным пением икону внесли в храм, дьякон не смог её увидеть, и, даже когда ему указывали на икону и подводили к ней, он её не видел. После трехдневной молитвы со слезами дьякон получил исцеление.

С того времени, каждый год, день принесения иконы 20 июня/3 июля и явления от неё чуда отмечался в Хрипунове усиленной молитвой: три дня служились всенощные, литургии, молебны, пелись акафисты Пресвятой Богородице; с иконой крестным ходом ходили вокруг сел Хрипунова, Вилейки, и Михеевки, служили молебны, иногда крестный ход затягивался на 2-3 дня. Икона стала особо почитаемой, к ней прибегали во всякой скорби и нужде.

С 1927 по 1928 годы в Хрипунове продолжалась эпидемия тифа, называемого в народе "испанкой". Многие умирали, часто погибали целыми семьями. По преданию, в этой скорби прибегли к заступничеству Царицы Небесной. Крестным ходом с иконой "Знамение" пошли на источник, отслужили молебен, обошли вокруг села, и, заходя в дома, где страдали от болезни, служили сугубые молебны, кропили святой водой.

После этого многие больные получили облегчение и выжили, а эпидемия в селе прекратилась. В память об этом событии в 1921 году был написан образ Спасителя, который до сего времени находится в храме. "Болезнь была так тяжела, что больные временами не узнавали близких родственников или были безучастны к ним, - вспоминает Александр Иванович Разумков.- мне было лет пять, когда бабушка умерла от испанки, а мама лежала в тяжелом состоянии. Когда выносили из дома упокоившуюся бабушку, подходили к маме, чтобы попрощалась, а она смогла только махнуть рукой. В доме отслужили молебен перед принесенным образом Пресвятой Богородицы "Знамение", мама пошла на поправку и выздоровела. Потом она часто вспоминала об этом.

После закрытия Серафимо-Дивеевского монастыря в 1927 году некоторые сестры поселились в Хрипунове, где помогали петь, читать и убирать храмовые помещения. Известно, что некоторое время здесь регентовала бывшая старшая уставщица монастыря Вера Леонидовна Чичагова, дочь священномученика митрополита Серафима, автора "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря". Известны имена монахини Мавры и Екатерины Ивановны, чьи могилы и ныне сохраняются на кладбище.

В 1937 году храм закрыли и использовали как складское помещение. Иконы и церковная утварь были разграблены, лишь некоторые из них сохранены местными жителями. Чтимую икону Божией Матери "Знамение" забрали к себе в домик жившие в Хрипунове дивееские монахиня Маврикия и рясофорная послушница Екатерина. Каждодневно перед ней вычитывались церковные службы и монашеское правило. По воскресным дням и праздникам на такие службы тайно от властей собирались верующие со всего села. Как и прежде перед решением важного дела или в скорби приходили приложиться к чудотворному образу.

Через несколько лет у верующих стали отбирать или скупать за бесценок старинные иконы как культурные ценности. Пришли и к матушкам за чтимым образом Пресвятой Богородицы. На настойчивые требования они ответили отказом. Боясь, что икону могут отобрать силой, ночью её отнесли в поле на овчарню, находившуюся невдалеке от старого кладбища. Вырыли яму, положили доски, закрыли тряпками, а сверху забросали соломой и навозом. Сами караулили по ночам. Когда опасность минула, икону принесли домой.

После смерти матушек икону переносили из дома в дом и хранили там, где вычитывались церковные службы. Много лет вычитывали в доме Анастасии Соловьевой, у неё же находилась икона. Когда Анастасия занемогла, икону перенесли к Татьяне Мишиной. Однажды к ней приезжали из-за границы купить икону, упрашивали, предлагали большие деньги, легковую машину, но она благоговея перед святыней ответила отказом: "Убивайте - не отдам".

Все верующие села хранили надежду, что придет время храм откроют, церковные службы возобновятся. В 1992 году жители села Хрипуново узнали, что по стране начали открывать церкви, написали письмо Патриарху Алексию II с просьбой разрешить ремонт храма в Хрипунове. Через год пришел положительный ответ. Жители выбрали старшей Марию Яковлевну Умнову и обратились за помощью о восстановлении храма к игумении Дивеевского монастыря - матушке Сергии. Она в просьбе не отказала. В сентябре 1993 года разрушенный храм был передан Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. В настоящее время восстановлен и отреставрирован зимний храм с двумя престолами. Митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем 24 декабря 1994 года вновь освящен придел в честь святой равноапостольной великой княгини Ольги, а 2 января 1996 года - придел в честь преподобного Серафима Саровского чудотворца.

Основной храмовый праздник в честь иконы Божией Матери "Знамение" отмечается 27 ноября / 10 декабря - в день празднования Новгородской и Серафимо-Понетаевской икон "Знамение". К этому дню в скиту с особой любовью и тщательностью убирается и украшается храм, приглашаются гости, приготавливается праздничная трапеза. По традиции в этот день приезжает матушка игумения Сергия. Перед литургией служится водосвятный молебен перед чтимой иконой Божией Матери "Знамение". После торжественной литургии совершается крестный ход вокруг храма и с чином Панагии все идут на праздничную трапезу. После обеда матушка игумения говорит сестрам слова назидания о спасении души, поются духовные песнопения.

В 2006 году после праздничной трапезы матушка игумения Сергия поздравила всех насельниц и гостей Знаменского скита с праздником и вручила памятные подарки.

Сейчас в скиту проживают 30 насельниц. Сестры и прихожане храма с нетерпением ждут начала ремонтных работ в летнем храме и освящения главного Знаменского престола.

По воскресеньям и праздничным дням ведутся службы. Читается Неусыпаемая Псалтирь.


Е.К.Басова
25 декабря 2006 года


Старшая скита монахиня Арсения (Болдырева Анна Анатольевна), 
моб. тел. +7 904 782 81 09

...