13. Жизнь моей бабушки

Анна Яблонна
Бабушка родилась в сочельник, 6 января.

Мне было только девять лет, когда наша бабушка ушла в мир иной. Хорошо ее помню: худенькая, слегка сгорбленная старушка всегда радовалась встрече со мной.

- Как чудесно, что ты пришла, я уже давно испекла печенье.
Бабушка прослезилась, она всегда плакала, особенно, когда читала о несчастных происшествиях в газетах.
- Мы, женщины, очень несчастны, мне бы хотелось, чтобы у тебя жизнь сложилась лучше, чем у меня.

Старушка много пережила: ее мама умерла при родах, мачеха была равнодушна к детям.

Мой дедушка скоропостижно скончался в церкви на службе в тридцать пять лет, брат моей мамы умер в четыре года от тифа.

Бабушка снова вышла замуж, однако, отчим не любил приемную дочь.

- Сколько я пережила трагических событий: голод, нищета, да еще эта революция 17 года. Я всегда жила в центре Москвы, а за хлебом было страшно выйти - если на тебе шляпа, то получаешь пулю в спину. Как по головному убору можно определить достоинство человека?!

Моя бабушка всю свою жизнь работала в школе, она вела урок русского языка. Мягкая женщина очень любила детей и вкладывала свою душу и знания в детские головки.

- Знаешь, моя милая, когда засыпаю, то всегда вижу своих учеников, особенно Петеньку Власова, он задавал такие вопросы, что весь класс хохотал.
 
Я доедаю печенье, которое бабушка всегда хранит в своем шкафу вместе с одеждой, смотрю на портрет русской актрисы Ермоловой и улыбаюсь, ведь раньше я думала, что это бабушка в молодости, так они похожи.

Да, мне было только девять лет, и я тогда не понимала, что женщина, живущая одна в маленькой комнате, расположенной в конце длинного коридора огромной коммунальной квартиры, целыми днями думает и думает о своих детях и умирает не от болезней, а от тоски.

Берегите своих стариков.

Фото актрисы Марии Николаевны Ермоловой из интернета