Путешествие во снах и наяву

Шели Шрайман
Кто из нас не зачитывался в детстве приключенческими книжками, не воображал себя капитаном парусника, бороздящего океаны, или отважным путешественником, пробирающемся сквозь джунгли. Мы вырастали, и мечты о дальних странствиях вытеснялись другими вещами. Правда, не у всех… Например, я знала мальчика, который зачитывался приключениями капитана Немо, а потом стал известным океанографом и не раз опускался на морское дно. А потому я посвящаю эту статью людям, не изменившим своей детской мечте.

- У меня была мечта - обогнуть мыс Горн, но прошло очень много лет, прежде, чем я ее осуществил, - говорит мне психиатр Михаил Добрусин. - Дело было так. Я списался через Интернет с одним голландцем, который возил на своей яхте туристов в те края, и спросил его: «Может ли человек, не имеющий никакого опыта, принять участие в вашей экспедиции? Что для этого нужно?» - «Чувство юмора», – ответил он. Я написал: «У меня оно есть». Ответ не замедлил себя ждать: «Приезжай». И я отправился к берегам Патагонии.

Капитан был необыкновенным человеком, владел многими языками и водил суда к берегам Антарктиды на протяжении двадцати с лишним лет. Экипаж в составе восьми человек отправился в район, где за месяц до нашей экспедиции бесследно исчезла немецкая яхта с семью путешественниками на борту, оснащенная спутниковой связью и всеми спасательными средствами. Этот маршрут крайне опасен для парусных судов: здесь дуют очень сильные ветра, бурное море, и совершенно непредсказуемые погодные условия. И только раз в году образуется небольшое «окно» (5-6 дней), когда можно проскочить злополучное место под парусами.

Итак, я прибыл в самую крайнюю точку на границе Чили и Южной Аргентины, где проживает небольшая колония из пяти десятков человек и нет никакого транспортного сообщения: за все время пребывания в тех краях я видел исключительно военные суда, принадлежавшие Чили и Аргентине - эти страны никак не могут договориться, по какому из тысячи небольших островов у них проходит северная граница.

Наша яхта благополучно обогнула мыс Горн и вернулась обратно. Каково же было мое удивление, когда на обратном пути к экипажу присоединились двое молодых израильтян, намеревавшиеся добраться на нашей яхте до ближайшего большого порта в Аргентине. Я не мог понять, откуда они взялись в этом богом забытом месте, где нет никакого регулярного сообщения и даже посадочной площадки для вертолетов?

- А меня это совсем не удивляет, - замечаю я. - В свое время я писала статью о молодых израильтянах, путешествующих по миру и поняла, что аборигены хоть и не сильны в географии, но, наверняка, думают, что самая большая страна в мире – Израиль. Если в их деревушке постоянно гостит не менее десятка израильтян, причем каждые три дня - новые, да и в соседних племенах столько же - каким же в самом деле должно быть население страны? – Мы смеемся.

А теперь самое время представить моего собеседника. Михаил Добрусин в бывшем Союзе был «невыездным» и первый раз оказался за границей, репатриировавшись в Израиль, где живет и работает с 1990-го года. В круг его обязанностей входит психиатрическая судмедэкспертиза и принятие решений о принудительной госпитализации и лечении душевнобольных по всему Негеву. Так же читает лекции на медицинском факультете Беэр-Шевского университета и принимает участие в «экологических путешествиях» в труднодоступные места в составе профессиональных групп.

- Я всегда увлекался книгами о путешествиях, в свое время даже списывался с Туром Хейредалом и до сих пор храню его письма, - рассказывает Михаил Добрусин. – Но сам я долгие годы совершал подобные путешествия лишь в своем воображении, и лишь в 2001-м году мечта начала приобретать реальные черты. Мы с моим университетским коллегой собрались совершить в Непале восхождение на высоту 6 300 метров и списались по Интернету с одной английской группой, в которую входили такие же, как и мы, любители, далекие от профессионального альпинизма. Подготовка к броску в Непал заняла у меня год. Я начал тренироваться, бегая по «черной лестнице» десятиэтажного дома вверх и вниз, затем отправился в Италию, где походил по снежным склонам. Потом случилась трагедия в Америке, все рейсы поменяли, англичане не смогли прибыть в Непал к назначенному сроку, и мы с израильским коллегой оказались там одни, но к чести принимающей нас местной фирмы маршрут все же состоялся. Нам дали необходимое снаряжение, двух яков, несколько шерпов-проводников, и мы начали восхождение на Айленг-пик – самую высокую точку, которой можно достичь без специальной горной экспедиции. Речь идет о походе шестой категории сложности. Вернувшись в Израиль, я понял, что если смог подняться, не будучи альпинистом, на такую высоту, то вполне смогу совершить и другие экстремальные путешествия.

Следующий бросок был к берегам Антарктиды, во время которого я уже соединял приятное с полезным, изучая проблемы психического и психологического характера, которые испытывают люди, живущие в составе небольших замкнутых групп. В то время я уже проводил подобные исследования и в Израиле - на примере бедуинских племен, выступал с соответствующими сообщениями на международных конференциях по психиатрии, публиковал статьи в научных журналах (последняя – на тему кровных браков среди бедуинов северного Негева - опубликована пару недель назад).

Одна из международных конференций проходила в Сиднее, и я решил использовать эту возможность, чтобы достичь берегов Папу-Новой Гвинеи, где проживает множество небольших племен. В одном из них, обитающем на острове Киривины (у него есть и другое название – «Острова любви») даже сохранился матриархат: племя живет первобытно-общинным строем, женщины владеют землей, содержат мужчин, имущество наследуется по женской линии, причем, самыми ценными вещами считаются юбки из специально обработанного тростника, которые передаются от матери к дочери, затем – к внучке и далее. В начале прошлого века на Киривинах жил и работал польский этнограф - психолог Роберт Малиновский, ученик и соратник Фрейда: его труд «Sexual Life Of Savages» («Cексуальная жизнь первобытных племен») является настольной книгой западных психологов. Я задался целью попасть на Киривины.

- Вы отправлялись в места, известные каннибализмом. По крайней мере, в недавнем прошлом, - замечаю я. - Кстати, остались ли там племена, где эти традиции еще сохранились?

- Когда я летел в Папуа-Новую Гвинею, мне рассказали в самолете, что последнего белого там съели перед второй мировой войной, - смеется мой собеседник. – Якобы, это был некий миссионер, от которого осталась одна ступня в ботинке, да и то потому, что аборигенам не удалось его расшнуровать. А если серьезно, мне удалось побывать в «фамильном склепе» одного из местных племен. Женщина с кольцами в носу и ушах разрешила мне за пять долларов войти в пещеру, где хранились останки ее сородичей. Глядя на крепких молодцов из ее окружения и свежие черепа в пещере, я чуть было не поверил во все эти каннибальские истории, которые так любят рассказывать европейцы, поселившиеся в Папуа-Новой Гвинее. Кстати, я побывал недалеко от тех мест, где высадился некогда Миклухо-Маклай, и что интересно: его там до сих пор упоминают учителя местных школ.

- Папуа-Новая Гвинея – совершенно уникальное место, - продолжает мой собеседник. – Там насчитывается множество племен, которые живут замкнутыми группами и до сих пор занимаются натуральным обменом. Например, племя, живущее на берегу, имеет лодки и занимается ловлей рыбы, которую обменивает на растительную пищу и насекомых с племенем, живущим в лесу.

- Как вы добрались до «Островов любви»? Там есть какое-то транспортное сообщение?

- С 1940-х годов сохранилась узкая полоска бетона, которую выстроили американцы, находившиеся тогда в состоянии войны с Японией. С тех пор она не реставрировалась. Это и есть местный аэродром, принимающий маленькие самолеты. В том году, когда я попал на «Острова любви», аборигены, по их словам, переживали туристический бум: у них побывало целых двадцать человек, включая меня. До этого появлялись исключительно этнографы. Гостиниц там нет, и приезжие договариваются с какой-либо семьей, что будут жить в их бунгало. По прибытии на остров меня ожидал сюрприз. На аэродроме меня встретил пожилой английский джентльмен на джипе и повез в бунгало. Оказалось, что он настоящий лорд, живет на острове со времен второй мировой войны, похоронил здесь свою жену. В свои 80 с лишним лет этот человек был в прекрасной физической форме и выглядел великолепно. В процессе общения с ним и с местными жителями я понял, что он здесь – царь и бог. Владеет фабрикой, двумя магазинами с колниальными товарами и держит три катера. У него средства спутниковой связи, Интернет, он в курсе всего, что происходит в мире. Что же касается племени, то оно живет своей внутренней жизнью, придерживаясь матриархальных традиций, и его общение с «мистером Твистером», как я называл про себя англичанина, ограничивается сугубо административными рамками и экономической выгодой.

При том, что уже 14 лет Папуа-Новая Гвинея считается независимым от Австралии государством, и здесь есть своя сеть образования и здравоохранения, но вы бы видели их больницы! – добавляет Михаил Добрусин. - Местный госпиталь напоминал барак, и кровати там были без матрасов. У меня появилось ощущение, что европейцы дают аборигенам современные вещи, которые им не очень-то нужны и с которыми они обращаются, как дети, бросая использованные ртутные батарейки в бак с питьевой водой или ручей, из которого берут воду.

- Как к вам отнесся английский лорд?

- Он произвел на меня впечатление человека с глобальным имперским мышлением и колониальными замашками. Фактически управляя островом, он принимает здесь таких залетных птиц, как я. К Израилю английский лорд особых симпатий не питает, считая, что наши отношения с палестинцами зашли в окончательный тупик.

- Как вы оцениваете свои путешествия с профессиональной точки зрения?

- Не зная местных условий и традиций, не так-то просто определить, где норма, а где патология, болезнь. Впрочем, это не относится к психическим заболеваниям: они одинаковы в любой стране. Мы с коллегой как-то путешествовали в кэмпере по Южной Африке и попали на ярмарку в один из отдаленных провинциальных городков, где, за исключением нас, не было ни одного «белого» на расстоянии ближайших 300 километров.
И вот мы идем по базару, в толпе непривычно одетых людей, и вдруг мой коллега говорит: «Смотри, навстречу идет НАШ больной». Психиатр легко отличает душевнобольного по невербальному поведению: характерым жестам, позе, мимике, взгляду.

- В каком составе вы обычно путешествуете по миру?

- В составе небольших групп из 6-7 человек, куда входят представители разных профессий: учителя, социальные работники, врачи, биологи, путешествующие по системе «экологического туризма». Мы не имеем скидок на авиабилеты и гостиницу в той стране, куда прибываем, но в обмен на то, что мы готовы поделиться своими профессиональными знаниями для улучшения условий жизни местного населения, нам обеспечивают поездки в труднодоступные для туристов места, обеспечивают проводниками и транспортом. В качестве проводников обычно с нами едут молодые учителя, которые не могут себе позволить поездки по миру: мы сидим с ними часами, рассказывая об устройстве нашего общества и разных профессиональных вещах. В подобных путешествиях группы обычно поселяются не в гостиницах, а в домах местных жителей, где нас принимают как членов семьи. Благодаря «экологическому туризму» мне удалось посетить в Лаосе и Камбодже места, которые еще несколько лет назад были закрыты для иностранцев из-за внутренних распрей и напряженной ситуации. Во Вьетнаме мы посетили племя, которое живет в пещерах и впервые увидело европейца несколько лет назад.

- Каким образом вы применяете свои профессиональные знания, путешествуя в группах «экологического туризма»?

- После посещения отдаленных провинций мы оставляем губернатору свои рекомендации о том, что можно сделать для улучшения жизни людей. Поскольку многие члены подобных групп уже побывали в разных местах, они предлагают в том числе и модели, которые были уже где-то опробованы в подобных условиях и оказались эффективными.

- Куда вы собираетесь отправиться в следующий раз?

- У меня есть договор с английской группой о поездке на Шпицберген, где сохранилась община инуитов, живущая замкнутой жизнью. Думаю, что это путешествие будет не менее интересным и увлекальным, чем предыдущие.