Баба Лида

Анна Терпеливая
Я не любила бабу Лиду. Я её боялась.
И лето я не любила. Потому что летом нас с братом на неделю отправляли в гости к бабе Лиде.
Баба Лида была угрюмой женщиной. Она очень редко улыбалась. Её одутловатое лицо, с воспаленно-красными глазами, поджатые губы, мясистый нос и выпуклые надбровные дуги мне всегда внушали ужас.

На фоне моего деда, худощавого, седенького, веселого, юморного старика, баба Лида казалась огромной горой, от которой некуда было спрятаться. Когда я приезжала в гости к старикам, дед крепко чмокал меня в щёчку, растрепывал сухонькой ладошкой мои волосы и ласково прижимал к себе. Баба Лида молча и терпеливо ждала своей очереди целоваться. Она захватывала меня тисками-руками, пытаясь поцеловать, и крепко прижимала мою, уворачивающуюся от поцелуев голову, к своей груди. В эти моменты я каменела, боясь пошевелиться, задыхаясь от страха в её стальных объятиях. Вырвавшись из сильных рук, я пряталась за худенькой спиной дедушки Саши.
В день нашего приезда баба Лида всегда устраивала торжественный обед. Стелила на стол белоснежную накрахмаленную скатерть, выставляла «парадный» сервиз и потчевала нас тем, «что бог послал»…. При бабе Лиде я ела, уткнувшись носом в тарелку, не поднимая глаз и даже не пытаясь сказать о том, что мне вовсе не хочется есть. И чувствовала на себе тяжелый взгляд пожилой женщины, неотрывно следящий за всеми моими движениями.

Дни, проведенные в доме бабы Лиды, казались мне вечностью. Мой старший брат уходил куда – то с дедом, и я их ждала часами, "прирастая" носом к оконному стеклу. Баба Лида знала о том, что я боюсь её, и не приставала с расспросами. Она молча перетирала на кухне смородину с сахаром, чтобы мы ели её зимой как «лекарство от простуды».

После смерти дедушки Саши баба Лида несколько раз приезжала к нам погостить. Мои родители работали, брат жил с семьёй далеко, в Красноярском крае, я училась в музыкальном училище. Баба Лида иногда по целому дню находилась дома одна. Помню, как я подбегала к дому после занятий и видела, как в нашем окошке маячила баба Лида, которая тоскливо высматривала нас, своих родных, так – же, как я когда – то высматривала деда с братом…

Всю историю её жизни я узнала от родителей уже после её смерти. Не простая это была жизнь, не сладкая. И любила она нас, как могла, как умела. Любила. И хотела, чтоб и её любили.

Вчера было двенадцать лет со дня смерти бабы Лиды. Мы с мужем вспоминали её.
И как перевернулось во мне что – то. Сердце заныло от того, как я к ней относилась.
От того, сколько я ей не рассказала, не дала, не подпустила, какой жестокой и черствой я была…
Время не повернуть вспять, и бабу Лиду не вернуть.
Прости меня, баба Лида, Лидия Григорьевна, бабушка…

20 декабря 2007