Аль-Хазрай

Анатолий Штаркман
 Аль-Хазрай
(В продолжении Аль-Каганат)
Еврейская Энциклопедия определяет хазар как народ, организовавший в эпоху раннего средневековья под своим господством кочевую массу орд, населявших нынешнюю территорию России.
Большая Советская Энциклопедия определяет хазар как союз тюркоязычных, в основном кочевых племён, живших на территории юго-востока Европейской части СССР (Дегестан, Крым, Нижнее Поволжье, Приазовье, Подонье).
Между двумя энциклопедиями всего около полувека человеческой жизни и пропасть в определении. Советский историк Лев Гумелев подходит к вопросу хазарского определения в зависимости от «системы ассоциаций и целей, поставленных при начале чтения». Не утруждая себя ссылками на какой-либо источник он ставит читателя перед фактом, что «начиная с 4-го века здесь (пр. авт.: имеется в виду дельта Волги) появляются хазары, народ совершенного иного склада – рыболовы и земледельцы». «Среди поданных тюркского хана были вольнолюбивые телесские племена Джунгарии, кангары приуральских степей, позже получившие широкую известность под именем печенегов, болгарские племена Северного Кавказа, барсилы, жившие между Тереком и Волгой, и хазары». И наконец: «хазары – потомки хунских воинов и сарматских женщин». (!?) В таком духе можно было бы продолжить, перефразируя известную пословицу: чем дальше в гумелевский лес, тем больше дров.
Историк Артамонов, учитель Гумелева, пишет: «Азербайджан был очищен от северных завоевателей не раньше 536 года. Принимая во внимание арабские известия, северных врагов Кавада (пр. авт.: Кавада – правитель Азербайджана) следовало бы считать хазарами». Как было бы убедительно, если бы не «бы». Далее Артамонов продолжает: «Однако византийские писатели 6-го века довольно щедро сообщают о савирах (пр. авт.: по имени названия реки Савва, у которой потерпел поражение болгарский вождь Бузан) вовсе не знают в это время хазар…» И только советский археолог С. А. Плетнёва в послесоветское время сомневается: «Памятники, которые можно было бы безусловно связать с хазарским этносом, т. е. считать, что они принадлежат именно хазарам единичны. Предположения об их хазарском происхождении всё ещё подвергаются в археологической науке сомнения и постоянно дискутируются. Практически мы можем изучать культуру, складывавшуюся из культур разных этносов…» Опять же, как и у Артамонова, о хазарах ничего не сказано определённого.
В библиотеке колледжа Церкви Христа в Оксфорде хранится рукописная версия переписки между царём Хазарского Каганата Иосифом и испанским дипломатом Ибн-Шапрутом из Кордова. Вот что пишет о своём происхождении царь Хазарского Каганата: «Ты спрашиваешь меня в своём письме: «из какого народа, какого рода и племени ты?» Я сообщаю тебе, что (происхожу) от сынов Йэфэта, из потомства Тогармы. Так я нашёл в родословных книгах моих предков, что у Тогармы было десять сыновей; вот их имена: первенец – Авийор, второй - Турис, третий – Аваз, четвёртый – Угуз, пятый – Баз-л (Басил), шестой – Т-р-на, седьмой – Хазар, восьмой – Янур, девятый – Б-лг-р (Булгар), десятый – Савир. Я присхожу от сыновей Хазара, седьмого из сыновей».
К жителям 21-го века не дошли хазарские родословные книги. Однако в Библии в Бырэйшит действительно упоминаются три сына Гомэра, среди которых сын по имени Тогарма, и, это касается уже Хазарского Каганата, все цари которого носят библейские имена. Следовательно, именно Библия или Библия и приложение к ней (?) были родословными книгами царей Хазарского Каганата.
В начале 4-го века два кочующих племени Бану аль –Хазрай и Бану аль-Аусь подошли к городу Ятриб и начали строить в окрестностях укрепления подобно еврейским.
Я предлагаю читателю проанализировать образование и смысл некоторых слов. Слово «Бану» на иврите – ;;;; - означает в переводе – мы пришедшие, мы достигшие, что вполне соответствует образу жизни кочевых племён. Слово «БАНУ» я позаимствовал из энциклопедии. Возможно и логично, что первоначально писалось «БНЕЙ», на иврите ;;;, то есть – сыновья Хазрая и Ауся. Приставка «аль», насколько мне известно, означает арабизм типа определённого артикля в английском языке, с другой стороны, «аль» на иврите – ;; - слово-связка в различных понятиях, в том числе сверху, с высоты из поднебесья, от Бога. В слове Хазрай корневая основа такая, как и в слове хазар, на иврите - ;;; или ;;;; – хазар или козар.
Легенда из арабских источников рассказывает, что еврейские племена вели себя агрессивно по отношению к пришельцам, и потому часть племени Бану аль-Хазрай мигрировала в Сирию в правление Абу-Джубайла. Евреи Каганата, почувствовав слабинку оставшихся, объединились с арабским племенем Бану аль-Аусь и напали на хазраитов. Их глава по имени Малик (от слова ;;; – на иврите – царь) обратился за военной помощью к тому же Абу-Джумайле. Тот, пользуясь случаем пограбить, поспешил на призыв. Евреи укрылись в укреплённых башнях. Малик убедил евреев, что Абу-Джумайла идёт войной на Йемен и ничего против евреев не имеет. Те поверили, и Малик пригласил их в свой стан. Главари еврейские поспешили на пир, но были все убиты. В течение почти целого столетия каганиты и хазраиты продолжали враждовать, но потом помирились и породнились друг с другом.
Более позднее предание рассказывает, что в 515 году город Ятриб осадил правитель Йемена Тобба Абу-Кариб. Два раввина из осаждённого города вышли за городские ворота и убедили йеменского правителя на только снять осаду, но и перейти в иудаизм. Взяв с собой этих двух евреев, царь обратил в еврейство сначала армию, а потом весь народ. В предании не упоминаются какие-либо арабские или другие племена, с которыми мог бы Тобба Абу-Кариб заключить военное соглашение против жителей Ятриба. Это наводит на мысль, что уже в начале шестого века живущие в городе евреи и хазраиты, то есть хазары, настолько породнились, что воевали воедино.
Таким образом, зачатки государственного объединения между Хазарами и Каганатом произошли в городе Ятрибе в 6 веке, более чем за сто лет до образования Хазарского Каганата. Впрочем, свидетель тех врёмён Ибн-Шапрут называет его Еврейским государством.