Последнее выступление

Игорь Воликов
Сергей проснулся в половине третьего ночи. Ему снова приснился длинный навязчивый кошмар про то, как он переезжает, куда-то спешит и никак не может добраться, как его одолевают разные заботы и неприятности. Он лежал, смотрел в черное окно и слушал ровное дыхание Наташи. Кошмары посещали его больше месяца, каждую ночь он просыпался, и это сильно истощало нервы. Короткий дневной сон также не давал облегчения. Дошло до того, что Сергей начал бояться спать. Теперь он думал о том, что плохо отдохнет перед завтрашним выступлением, будет весь день раздражаться по мелочам, завтракать и обедать с отсутствующим видом и о многом другом, что повторялось с ним каждый раз после этих ночных пробуждений.
Наташа спала лежа на спине, со слегка приоткрытым ртом. В темноте Сергей плохо различал черты ее лица, но по едва уловимым контурам подбородка, лба, носа и губ вдруг почувствовал всем своим разумом и душой и еще чем-то неопределенным, какая она красивая и притягательная кошка. Он мечтал о такой женщине всю свою сознательную мужскую жизнь, еще задолго до того как узнал, что такое женщина и сколько всего обворожительного может она подарить. Что с ним происходит? Порой он боялся своего чувства, особенно когда терял контроль над собой. Куда оно приведет и чем закончится?! Еще семь месяцев назад, в свои двадцать пять лет, он думал, что многое испытал в отношениях с женщинами. Их было достаточно в его жизни, и каждая не такая как предыдущие – по темпераменту, характеру, социальному положению, они хотели от него и давали ему то, чего он еще не испытал и не почувствовал с другими. Сергей был заметен и оригинален, чаще они сами искали сближения с ним – из любопытства, от безнравственности или пресыщенности, из-за отсутствия в жизни настоящего мужчины. Но ни одна из них не смогла вывести его из душевного равновесия, лишить покоя и уверенности в себе.
Наташа появилась в их труппе полтора года назад, и Сергей сразу отметил, что она «холодная красавица». Еще он подумал, что она без внутреннего мира и вообще не в его вкусе. Он всегда делил женщин на тех, с кем хотел бы отношений и на тех, с кем не хотел бы ничего. На этом интерес к Наташе тогда закончился, тем более у Сергея был очень бурный роман в Москве, он много времени проводил в экзотических ночных клубах, дорогих гостиничных номерах и на фешенебельных загородных дачах. И при этом остался самим собой и не потерял индивидуальность. Потом, когда труппа отмечала 8 марта, у него с Наташей произошла короткая вспышка страсти длиною в пять часов. Тогда он понял, что «холодная красавица» на самом деле бесконечно чувственная и ненасытная любовница, с которой хочется никогда не останавливаться. Такого с Сергеем раньше не было, но главное случилось утром, когда Наташа сказала ему: Я не представляла, что ты такой нежный и беззащитный.
Сергей не мог понять, что с ним происходит, а потом его озарило, что он давно мечтал об этой Женщине, о том, чтобы самое сокровенное в его душе разгадали сразу и без подсказки, чтобы с Ней было легко и непринужденно как с сестрой и матерью и всегда хотелось быть Мужчиной.
Сергей вспомнил все прошедшее за семь месяцев. Да, это любовь, но это и отчаянье и саморазрушение и страсть, когда не думаешь про завтра, а только сейчас, только Она, без остатка и без конца. Каждый день делился на «с ней» и «без нее». Он понимал, что это болезнь и зависимость, но в тоже время это любовь и счастье, без которого не хотелось жить и вообще ничего не хотелось.
Он повернулся лицом к Наташе. Пока она рядом, у меня все будет хорошо, у меня не может быть по-другому, - сказал Сергей себе. Потом он крепко заснул.


На манеже пахло опилками, дикими животными, человеческим потом и металлом. Во рту тоже был металлический привкус.
Сергей с Наташей отрабатывали новый трюк. Раньше, когда Сергей выступал один, он заканчивал тренировку после двенадцати успешных повторений, теперь, при работе в паре, они выполняли шестнадцать повторений. Если они ошибались на пятнадцатой попытке, то делали двадцатиминутный перерыв и начинали все заново.
С двадцати лет Сергей сам составлял себе режим тренировок. Каждые полгода он усложнял комплексы упражнений, каждый год на половину менял номер, с которым выступал. Он регулярно консультировался со своим первым тренером и в медицинской академии на кафедре спортивной медицины, но с двадцати лет Сергей чувствовал себя самостоятельным и независимым. Неудачи могут быть у каждого, но настоящего бойца им не сломить.
Цирк был его страстью, потому что в душе Сергей чувствовал себя артистом. Когда он выступал с вдохновением, то за десять минут доводил зрителей до экстаза. Нет ничего приятнее, чем крики восторга и пронзительный свист, когда ты выполняешь номер под куполом цирка, и малейшая ошибка может стоить жизни. Посторонние звуки не отвлекали Сергея, наоборот, ему казалось, что за спиной вырастают крылья, и он взмывает ввысь над целым миром и может все…
Сергей знал, что он очень талантливый и если будет продолжать много работать, то станет одним из лучших воздушных гимнастов мира. И вот теперь его планы были под угрозой, потому что очень скоро Наташа, которую он безумно любит и без которой не представляет дальнейшую жизнь, родит от него ребенка, перестанет выступать, и они погрязнут в череде однообразных и бесконечных семейных забот. Сергей очень боялся, что произойдет катастрофа всей его жизни. Что с этим делать он не знал, время шло, и надо было принимать решение.


Сергей родился и вырос в маленьком районном городе без достопримечательностей и без интересных людей. Родители его жили бедно и серо, маялись от присутствия друг друга, ничем не интересовались и ни к чему не стремились. Дни были похожи один на другой, без событий и увлечений, без желания стать лучше и чего-то добиться.
В двенадцать лет Сергей дал себе слово, что постарается никогда не решать свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и приложит все усилия, чтобы не быть похожим на своих родителей. Спорт был не самоцель, а шанс вырваться из однообразия и убожества, стать богатым и знаменитым. Потом было цирковое училище и чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, от того что выступление удалось и сегодня он превзошел самого себя, первые деньги, первые поклонницы, первые заграничные поездки и свой номер в программе, который не имел мировых аналогов. Сергею предсказывали огромное будущее, а позади оставался родной город и постоянный страх стать таким как его родители.


Сергей очень боялся прожить жизнь также не интересно и бесцветно как родители, очень хотел богатства и славы и даже знал, как этого добиться. Но еще у него была мечта. Много лет он мечтал встретить женщину, которая его поймет, перед которой не надо будет притворяться, с которой будет легко и уютно. Наташа была женщиной его мечты. Сергей не мог понять, как он прожил столько лет без Наташи, боялся подумать, что если бы не случай, то между ними ничего бы не произошло. Когда он засыпал, обнимая ее руками и ногами, то хотел одного – чтобы ночь никогда не заканчивалась, когда они гуляли вдвоем и он слушал ее голос, то хотел, чтобы прогулка длилась вечно. Сергею было приятно делать Наташе подарки, оказывать знаки внимания, рядом с ней хотелось стать лучше. И вот в их отношения бесцеремонно вмешивается кто-то третий, с кем надо постоянно считаться, кто будет требовать сил и времени и внимания. Тогда прощайте мечты и планы на будущее! Обыденность поглотит все!
Наташа оставалась непреклонна. Она будет рожать, она будет любить их двоих, через год после родов она восстановится и сможет выступать.
- Сережа, я готова слепо довериться тебе во всем, но то, что касается нашего ребенка – я чувствую силы и энергию преодолеть любые трудности, - ответила она.
Было решено, что через два месяца Наташа прекратит выступления, и они официально станут мужем и женой.


Они продолжали работать, никто в труппе ни о чем не догадывался. Подсознательно Сергей увеличил нагрузки на тренировках. Он не признавался в этом даже себе, но очень надеялся, что с беременностью что-нибудь случится и проблема разрешится сама собой.
Наташа летала как на крыльях. Она излучала красоту и хорошее настроение. Своей работоспособностью она могла измотать кого угодно. Сергей каждый день влюблялся в нее сильнее и сильнее и от этого еще глубже скатывался в отчаянье. Он ни о чем не жалел в своих отношениях с Наташей, четко понимал, что она его муза и гений созидания, но дети никак не укладывались в его личные и творческие планы. Через два-три года их дуэт прославится на весь мир, его трюки еще долго никто не сможет повторить. От мысли, что он сможет все, кружилась голова, и он начинал сбиваться. Сергей не привык проигрывать и уступать, но сейчас он столкнулся с самой жизнью, и Наташа была не на его стороне.


Во время выступления Сергея и Наташи по сюжету дважды гас свет, каждый раз на две-три секунды, что создавало очень сильный эффект у зрителей. Придумала это Наташа. Она добавила в выступление очень много тонкостей и деталей. Никто не мог предположить, даже работники цирка, но каждый раз в полной темноте Сергей и Наташа успевали нежно поцеловаться. Мгновенные поцелуи тайком, на большой высоте, в самый разгар выступления стали их ритуалом, залогом успеха, маленькой тайной от целого мира. Это и забавляло их, и подстегивало нервное напряжение, и еще больше сближало.
А еще был фрагмент, который Наташа выполняла без страховки. Сергей висел вниз головой, одной рукой держал Наташу в металлическом обруче и раскручивал ее в течение минуты. За те чувства, которые они испытывали в это время, можно было многое отдать и многим пожертвовать. Наташа говорила, что когда доверяет Сергею свою жизнь, ей становится очень легко и кажется, что Сергей ангел-хранитель ее души.
- В это время я люблю тебя и отдаюсь тебе без остатка, потому что верю тебе больше чем самой себе.
Они часто были одним целым, часто говорили это друг другу, и номер в цирковой программе был вершиной отношений, самым главным проявлением чувства.


Был разгар гастролей, через три недели они смогут отдохнуть несколько дней и потом Наташа станет его женой. В любви и в дружбе, в радости и в горе, в достижениях и заботах – вместе до конца жизни они пройдут этот путь. Много хорошего и плохого случится с ними, но пока они любят друг друга, не могут друг без друга, то справятся с любыми трудностями.
Сергей понимал все это, более того – не представлял своей жизни без Наташи, но мысли о ребенке вызывали у него панику.
Вечером они гуляли по незнакомому городу. Заканчивался один из теплых октябрьских вечеров накануне осенней непогоды с сырым ветром и мокрым снегом, с обложными дождями на несколько дней и утренними заморозками. Наташа и Сергей держались за руки, вспоминали лето, строили планы на будущее, но в тоже время между ними присутствовало какое-то внутреннее напряжение друг от друга. Что-то оставалось недосказанным, что-то мешало заговорить о главном, искренне сказать: Я тебя люблю!
Потом они легли спать раньше чем обычно. Сергей не надеялся на сон. Скоро у Наташи дрогнули пальцы рук, и она уснула. Сергей лежал и чувствовал, как внутри смешиваются злость на себя с ненавистью к Наташе и страх, потому что он понимал, что завтра потеряет ее, если категорически потребует сделать аборт. Жизнь без любимой после всего, что он узнал с ней! Это невозможно. Думать, что она где-то, с кем-то другим, дарит кому-то все то, что должно быть только для Сергея и Наташи! Я не справлюсь с собой, это будет невыносимое мучение, мне ничего не надо без нее, - мелькнуло в голове.


Утром Сергей принял решение, что после вечернего выступления обязательно скажет все Наташе. Думать об этом было очень страшно, но жить так дальше невозможно. А что будет с ним потом, когда она уйдет из его жизни?! Такое даже нельзя представить. Мир сжимался до размеров маленькой черной точки, и его место занимала пустота. Это не жизнь, а одно бесконечное страдание. Ну почему не сделать сейчас аборт, подождать несколько лет, ведь у них еще все впереди. А за это время придут известность и материальное благополучие. Он ведь тоже не планирует навечно оставаться под куполом цирка, они вместе будут учиться на юристов или экономистов, выгодно вложат заработанные деньги в недвижимость и перспективную работу. Наташе только двадцать один год, она еще нарожает ему детей. Он постарается объяснить, что зависим от нее физически, что любовь к ней как наркотик, порознь они не смогут, а ребенок сейчас разрушит их будущее.
После дневного выступления Наташа сказала ему: То, что мы делаем, я уже воспринимаю как со стороны. Со следующего месяца я не пропущу ни одного твоего выхода на манеж, а после родов буду приходить вместе с нашим ребенком. Мы станем твоим талисманом. Я тебя очень люблю и мы будем счастливы всю жизнь.


Сергей плохо понимал как выходил вечером на манеж, он слышал аплодисменты, потом рассыпалась сухая барабанная дробь, потом он сделал шаг вперед и развернул корпус к Наташе. Через два часа между нами все будет кончено, - услышал он чей-то голос. Наташа улыбнулась ему в ответ, а ее губы беззвучно сказали: Я тебя люблю.
Они взлетели вверх, яркий свет оживил переливающиеся костюмы, и представление началось. Зрители завороженно следили за молодым героем и его бессмертной душой, вверху разворачивалось действие, вечное как сама жизнь. Сердца замирали, а потом бешено неслись вперед, и вдруг тишина взрывалась криками восхищения, а в это время под куполом боролись любовь и отчаянье, жизнь и смерть и это было прекрасно.
Когда погас свет, холодные губы Сергея коснулись губ Наташи, еще через мгновение свет зажегся, Наташа отстегнула страховку, и они перешли к заключительной части номера.
Обруч стремительно раскручивался, и наступила минута, когда женщина-душа превратилась в молнию и отдалась чувству свободного полета. И тогда Сергей разжал пальцы…


Он добился в жизни всего, о чем мечтал, ни разу не остановился на половине пути, у него появилось многое из того, что приносит человеку счастье. Все, кто знал его историю, очень жалели Сергея и сочувствовали ему. Но иногда, в самый неподходящий момент, он вдруг понимал, что убил не Наташу, а самого себя, и не было для него наказания мучительнее и безысходнее.