Пастьба

Миша Фактор
Недавнечко, Сергей Моисеев вопрошал: «Никогда вам не доводилось пасти корову?...». И по прочтении возникло во мне неодолимое желание ответить на этот риторический вопрос.

- А вот и доводилось! Был, был и у меня такой опыт! - с каким же глубоким чувством могу я ныне воскликнуть, обнимая крепко своего товарища, с пониманием похлопывая его по натруженным плечам, роняя непрошеную слезу от щемящего ощущения сопричастности. И точность его изложения воистину удивительная заставляет снова и снова упомнить каждую мелочь, каждую чудесную детальку, коими лишь и отличаются наши бывшие в разных местах и в разное время подвиги.
А детали эти вполне заслуживают внимания.

... И был он мне вручен весьма обыденно, как и положено простому инструменту простого сельского ремесла. И сделан он был не то, чтоб искусно, но на совесть, добротно, на долгие годы. Кнут пастушеский, обыкновенный, метров, примерно, пяти-шести длиной. Начинался он деревянным кнутовищем, отполированным шершавой пастушеской рукой до грязного зеркального блеска. К кнутовищу был закреплен двухметровый кусок клинового ремня, отслужившего верную службу на каком-нибудь старом комбайне. Ремень этот был соструган так, что толщина его, постепенно уменьшаясь, сходила на нет, и служил сердцевиной аккуратной сыромятной оплетки, которая также плавно утоньшалась от где-то четырех сантиметров у рукоятки до самого хвостика диаметром миллиметра три. Весу в кнуте было. Тяжело и приятно оттягивал он мою гордую руку, которая, поигрывая, волокла его в предвкушении лихой и славной работенки на вольном воздухе.

 Конечно же, вы видели и не раз, как крутой ковбой ударом кнута стряхивает пепел с сигары плохого парня? А слышали эти пистолетные выстрелы, которые издает самый кончик бича, когда в умелой руке пробивает звуковой барьер? А видали ль вы, как опытный пастух, обвязав хвостом кнута подходящий камень, выстреливает его, как из пращи, с дивной точностью попадая корове в окорока?

В мечтах лелея эти завидные образцы чудесного мастерства, отойдя несколько от деревни в сопровождении удалившихся уже от меня пастуха - напарника моего с не менее замечательным кнутом - и своры грациозных млекопитающих, именуемых в деревне почему-то телками, я приступил к освоению азов, решив начать с пистолетного щелчка. Славно с оттягом размахнувшись, повторяя не раз испытанное в детстве движение, приводившее на игрушечном веревочном подобии к желаемому звуку, я выполнил упражнение. Удар был силен. Вопль, исторгнутый мною от неожиданности, мало напоминал пистолетный хлопок, но по громкости, вероятно, был ближе к пушечному выстрелу.

Как выяснилось, кнут этот в неумной и неумелой моей руке так ловко и хитро изогнулся, приобрел такую сложную и непредсказуемую траекторию, что хвостом своим, своим чудесным, гибким, хлестким змеиным хвостом, стеганул меня конкретно по попе. Слава маме моей, снабдившей меня в колхоз толстыми непродуваемыми штанами, которые совместно с брезентовой штормовкой предотвратили самые зловещие последствия этого первого эксперимента.

Следующие пять минут преподали бы стороннему наблюдателю наверняка самую любопытную сцену самобичевания, которую только можно увидать в нашей местности. Подпрыгивая и приседая, прикрывая на всякий случай голову, пробуя то справа, то слева, то слегка наискось, пытался овладеть я этим неукротимым чудовищем, уже тщательно дозируя прикладываемые усилия. Результат был все тот же: с завидной точностью мясника, разделывающего мороженую тушу тяжелым топором и неизменно попадающего плоским лезвием все в тот же рез, скача и увертываясь лупил я себя по заднице, лишь иногда случайно попадая по ногам или по спине. Терпение мое не было вознаграждено. Я заплел кнут в тяжелый круг, перекинул через плечо и побежал догонять.

Все остальное было удивительно похоже на приключения моего предшественника - сорванная криком глотка, сбитые вкровь ноги, взмыленная холка, безумные глаза и высунутый язык - за мелкими исключениями:
1. гнусные ненасытные животные дорвались не в овсы, а в клевер;
2. задница у меня очень болела еще от того первого молодецкого удара, а кнут натер плечо, на котором висел;
3. телки, в отличие от коров, бегают очень быстро.