Гость Мира сего

Саид Чинкейра
 
Гость Мира сего.

Мир — это горница о двух дверях,
в одну мы входим, а в другую выходим..
так давайте, сделаем наше время, которое мы
вместе, приятным для всех.
Арабская мудрость


Сразу по въезду в село встретил своего родственника Ахмеда, мы вместе выросли... Ты ничего не знаешь — спрашивает он меня. Нет, а что... Я так и думал... МаIа умирает! Лежит уже четвертый день... язык отнялся, ни с кем не разговаривает, никого не узнаёт! Сказать, что эта известие меня огорчило, значит — ничего не сказать. МаIа, старик — родственник по отцу. Когда я родился, он дал мне имя, под его внимательным оком мы — молодая казахстанская поросль старинного чеченского рода выросли...

Огорчённый до глубины души, направляюсь во двор, где живёт МаIа. МаIа лежит в своей маленькой кроватке, весь белый, почти светящийся от чистоты и умиротворения, в комнате тихо, стараясь не шуметь, я подхожу и всматриваюсь в дорогие мне черты, вдруг он открывает глаза, мои губы предательски дрожат: «МаIа, — вырывается непроизвольно у меня, — Ты меня узнаёшь?» Он пристально смотрит, и неожиданно говорит своим ясным глубоким голосом: «Конечно, узнаю, — и произносит моё имя, — не обманывайся этим миром, твой отец тоже не обманывался...» Это были последние слова, последний совет, который сказал МаIа в этом Мире...

Не обманывайся, что же это такое, не обманывайся? Мне кажется, в молодости я понимал смысл этих слов намного лучше, чем сейчас... Мне кажется, смысл этих слов, на чеченском, намного глубже и ярче, хотя я знаю русский лучше... Что же это такое — не обманывайся... не дать себя обмануть? Не очаровывайся... Или, не увлекайся — тоже, или не увлекайся особо — тоже...

Теперь, когда прошло много времени, я всё чаще и чаще вспоминаю эти слова и присовокупляю к ним ещё другие, из этого порядка, сказанные не только Им, но и другими такими же... Не подпускай близко к себе, не впускай в душу, держи на расстоянии вытянутой руки... Не дай этому миру себя обмануть! Не поддавайся соблазну, наверное... Задаю себе вопрос, было ли это боязнью людей? Нет! У него не было оснований бояться людей, и не поэтому он говорил так. А, скорее всего, защищал меня будущего... чтоб мне не было тяжело потом расставаться, вырывать из сердца, ранить душу...

МаIа, тебя уже не было рядом... и я впустил. МаIа я не хотел впускать или, скорее всего, я и не думал об этом, оно само оказалось внутри меня. Это было ощущение вечности, это было бездонно. В сравнении с эти всё меркнет, МаIа. Теперь, когда я тоже готовлюсь уйти... у меня больше ничего нет с собой, кроме этого... и боли... или, скорее всего, воспоминание об этой боли, что была потом. Потом мне было больно МаIа, мне было так больно, как никогда. Я до сих пор ощущаю её, через столько лет. Но эта боль мне так же сладка, как и то ощущение, что подарила мне Она!

Было ли это тем, отчего ты хотел уберечь меня, чтобы, когда настанет моё время расставаться с этим миром, я был спокоен? Не думаю. Разве от Этого можно беречься. А ведь, это, как мне кажется, то единственное, за чем стоило приходить в этот мир! Но ведь ты знал же и про это?! Но мы не могли говорить с тобой на эту тему — она табу в наших отношениях. Что я мог бы достичь при соблюдении совета, я в старости я не мучался бы от сознания быстротечности жизни и неосуществлённости всех задумок!? А кто, уходя, смог сказать, я сделал всё, что желал...!? Кто насладился этим миром досыта ...?! Наверное, ты хотел облегчить мне путь, сознавая, что Мир, это беспрерывная череда расставаний: с привычками, с любимой, другом, родителями, а затем и с самим Миром.

Как я мог не впустить тепло матери, отцовскую заботу, верность друга, счастье быть любимым, любить! Ведь всё это уже было во мне, оно родилось со мной, и оно вместе со мной уходит... Или ты подразумевал нечто помимо этого: блага, роскошь, славу... С этим тоже тяжело расставаться... Не дай обмануть себя этому миру, не обманись этим Миром! Не очаровывайся этим Миром. Стой, или всегда старайся стоять над! Ты Человек, и всего лишь на всего человек! Ты не хозяин этого мира, ты его гость! Знай своё время ухода. Оставь о себе приятные воспоминания провожающим тебя, сделай всё так, чтоб после тебя, у них осталось ощущение невосполнимой потери, и... утешь их!