Национальные мотивы

Либби
В 1922 году СССР создавалось как федеративное государство на основе признания права наций на самоопределение. В Конституциях 1924, 1936, 1977 годов содержались нормы о суверенитете республик входивших в состав СССР. Однако с течением времени, союз все больше превращался в унитарное, по существу, государство с управлением из центра и нивелирующее различия между республиками – субъектами федеративных отношений. Вместе с тем, трудности, возникающие в области межнациональных и межрегиональных отношений, игнорировались вплоть до 1990 года, когда ослабленная, проводимыми ей же реформами, власть цента не смогла сдержать взрыв недовольства.
 
В 1990 году ни Белоруссия, ни Украина не хотели выходить из состава союза. В апреле 1991 года главами России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана было подписано "Заявление 9+1". На 20 августа 1991 года было назначено подписание нового союзного договора, а 19 августа, начался путч, после которого ни один из руководителей бывших союзных республик, опасаясь реставрации коммунизма и наступления диктатуры, не был готов идти на установление союзных отношений ни в рамках федерации, ни в рамках конфедерации.

Экономические связи полностью распались еще в середине восьмидесятых, когда Горбачев начал проведение реформ. Провозглашенная "гласность" превратилась в "разгул демократии". Усилив злость народа на всех «кто жить, мешает», обострив недовольство существующим порядком «гласность», привела массы в готовность к активным действиям, одновременно сняв «табу» с национального вопроса, она же спровоцировала вспышки национализма, вплоть до межнациональных конфликтов.

Всего бы этого не произошло, если бы амбициозные планы по увеличению темпов роста экономики осуществились. Но мешали старая система управления и ограниченность экономического мышления всего управленческого аппарата.

8 декабря 1991 года президенты Украины, Белоруссии и России, недалеко от Минска, в Беловежской пуще, констатировали: СССР более не существует.

Такова, в самых общих чертах, история распада Советского Союза.

В тот период, действительно сложный, три славянских народа разошлись бескровно. Сейчас бывает, поругиваемся, когда зло, как на коммунальной кухне, когда беззлобно, чтоб время скоротать. Хочется думать, что скоро и это прекратится. Ругаться будем как «цивилизованные» супруги, состоящие в разводе – через адвокатов.

А вот у других народов не получилось разойтись без кровопролития. Конфликты начались еще в относительно спокойном 1986 году. В Алма-Ате - после того как на место первого секретаря ЦК Казахстана Д. А. Кунаева Москва назначила Г. В. Колбина - стихийно разгорелся погром, жертвами которого стало три человека и более 120 попали в больницы.

С 1988 года без межнациональных столкновений не обходились во многих республиках, в марте этого года в Сумгаите начался первый армянский погром, погибло 32 человека. Потом Армения и Азербайджан обменялись любезностями и с территории Армении изгоняли азербайджанцев, а из Азербайджана армян, начались теракты. По Баку, при полном попустительстве правоохранительных органов, прокатилась волна армянских погромов. Союзное руководство ввело в город войска и объявило военное положение. В результате жертв стало больше, в Азербайджане родилась ненависть к Советской Армии и СССР. Дальше вспыхнул Карабах и конфликт перешел в фазу затяжной армяно-азербайджанской войны. В 1989-90 годах резня в Фергане и Оше, погром в городе Новый Узерень, начало гражданской войны в Грузии и вооруженный конфликт в Приднестровье.

И сегодня, больше чем через десятилетие после описываемых событий, постсоветское пространство не свободно от межнациональной розни, напряжение сохраняется. Остается неизменным нетерпимое отношение к русским и России со стороны некоторых бывших союзных республик. Постоянны обвинения России, в том, что она стремится к реваншу и возрождению Империи.

Строго говоря, Российская Империя прекратила свое существование еще в 1917 году, и Союз Советских Социалистических республик, в основу которого была заложена идея коммунизма, даже имея огромную территорию - империей от этого не стал. СССР – государство, где в основу регулирования межнациональных отношений лег принцип унитаризма в форме демократического централизма, и это не империя. Это одно, другое – мода, винить во всех своих бедах русских, обрастает все новыми деталями. Перед прибалтами мы виноваты, в том, что Советская Армия выбила с их территорий освободителей – гитлеровскую армию. Перед Украиной – попрали память национальных героев, воевавших с той же самой Советской Армией, принудительно ввели русификацию ну и, естественно, грабили национальные богатства этой благодатнейшей земли.

Вот разве что перед Грузией мы ни в чем не виноваты, потому что, как недавно сообщил господин Саакашвилли: «Они нас всегда боялись, именно поэтому и не давали нам создать свою, национальную армию». Армения и Азербайджан сдержанны в оценках – проблемы Карабаха так и не решены до конца, но явной неприязни, по крайней мере, граждане этих государств не высказывают. Белорусы с философским спокойствием наблюдают за происходящим и оценок предпочитают не давать. Молдавская аудитория просто проигнорировала мои вопросы, а вот подданные восточной части бывшего СССР высказали недовольство, тем, что в тяжелый период мы их «бросили». Вот, пожалуй, такой расклад получился.

Безусловно, что я не могу сказать, что таково мнение всех без исключения граждан ближнего зарубежья, естественно, что опросить я смогла очень небольшое количество респондентов но, ответы единодушны. Как выяснилось, никто, за исключением грузин, не видит разницы между восстановлением государственности и восстановлением территории. Зато абсолютно все согласны, что отделение от СССР – было самым правильным решением. Но и здесь без мифотворчества не обошлось. Украинская аудитория считает, что активные выступления, митинги, народное недовольство и повлияли на то, что союзный договор не был подписан Кравчуком. Хотя, на тот период решения принимались сообразно совсем другим доводам. Как я уже говорила, именно консервативное крыло, не желающее терять власти, устроило себе «подарок» приурочив путч именно на 19 августа. Только вероятность реставрации отвратила, всех без исключения руководителей республик, отказаться от подписания договора.

Однако, даже если бы подписание и состоялось, то оно было бы не в состоянии остановить центробежные силы вызванные лозунгом «перестройка, гласность, ускорение». Реформы привели только к ослаблению влияния центра на республиканские власти. В основе СССР лежал закрепленный Конституцией национально-этнический принцип, позволивший этнополитическим элитам законным образом освободиться друг от друга.

Сегодня, мы так лихо говорим о диктатуре и тоталитаризме, но забываем о том, что с 60-х годов главным рычагом управления были не репрессии, а кадровая политика ЦК КПСС, которая умело подбирала руководителей на местах, устраивая властную вертикаль и горизонталь таким образом, чтобы профессионально-политические и национально-этнические факторы не вступали в противоречие друг с другом. Решение же всех конфликтов заключалось в идеологической и пропагандистско-воспитательной работе. Два принципа, которые внушали всем нам, без исключения: интернационализм (дружба народов) и уважение национального достоинства малых наций. В случае обострения конфликта – грозили применением силы. Если это не помогало, то просто подавляли. И это, кстати, действительно не позволяло разгореться массовым межэтническим конфликтам. Плохо? Да – это плохо, но только не для тех, кто выжил, а тем более не для тех, кто погиб в межэтнической бойне 90-х годов.


В заключении.
Честно скажу, что крайне удивлена реакцией грузин. Ожидала от них нетерпимости, неприязни на деле же, люди просто ответили на вопросы, и тон общения сохранялся или деловым или доброжелательным. И это притом, что они считают позицию России, в отношении конфликтов с Осетией и Абхазией, не конструктивной. А вот при беседах с украинскими и прибалтийскими респондентами я узнала массу интересных вещей о состоянии российского общества. Причем этого вопроса им не задавалось, это так сказать из души рвется. Поскольку, на вопрос: - «А откуда вы это собственно взяли?» - часть указала на местные СМИ, часть заявила: «Таково мое мнение», а часть просто промолчала, то думаю, что все сведения, почерпнуты из прессы.

Хочется поделиться с читателями тем, какими же они нас видят. Ну, прежде всего, я об этом уже говорила, каждый русский озабочен тем, как бы захватить территорию свободного и независимого государства. Коренные народы Сибири и Урала – колонизированы и страдают, по улицам городов расхаживают националисты и устраивают погромы, то, что остается после погромов уничтожают скинхеды, а правительство потворствует беззаконию. Культуры у нас нет, и ни когда не было, поскольку все культурное достояние создавалось не русскими. Общество находится в угнетенном и подавленном состоянии, а радость находит только от посягательств на соседние территории. Вместе с тем мы очень хитрые и коварные, плетем интриги и затеваем провокации, чтобы выставить в «не красивом» виде наших бывших соседей по союзу, но, и нас сразу об этом предупреждают, ничего у нас не выйдет. Как ничего у нас не получится ни в области культуры и науки, ни в области технического совершенствования производства, ни в области сельского хозяйства … ну нигде. И вот именно это пожелание, высказанное в довольно грубой форме, и открыло самую суть современных трений между Россией и бывшими республиками.

Россия и русский народ всегда полагались только на себя, другие, за 70 лет советской власти, разучились это делать, отсюда и стремление прислониться к чему-то большему, например к НАТО.

Что же до посягательств России на другие территории то, думаю, что объяснять, кому бы то ни было, что нам не нужны дополнительные хлопоты – не имеет смысла. До тех пор, пока такая точка зрения будет удобна, ее будут отстаивать. Можно говорить до бесконечности на эту тему, но это все равно ни к чему не привет. Есть правда еще один вариант, мода ругать русских может пройти сама собой.