Этот жестокий Бог 4

Брат Константин
Бытие, 4

 1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. 3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? 7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. 8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? 10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. 13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; 14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. 15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. 16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

По прочтении этого отрывка возникает сразу несколько вопросов. И главный: почему всё же Каин убил Авеля? Напрашивается ответ: Господь спровоцировал! Принял бы дар, и мир бы развивался по-другому. Были бы потомки у праведного Авеля, тоже праведные, глядишь, и потопа можно было бы избежать… ну и так далее.
Значит, надо прежде разобраться, почему Господь не принял дар.
Самый простой (и, добавлю от себя, самый точный) ответ звучит так: Он – Господь, Он Сам знает, как Ему надо поступить и делает всё по Своему разумению, которое нам не постичь.
Ответ точный, но не удовлетворительный. В самом деле, это для продвинутого христианина нормально, что Бог поступает, не спрашивая нашего мнения, а наше дело только принимать и подчиняться. Однако прочие люди такое поведение сочтут самодурством. Господь знает о нашей слабости, и поэтому снисходит к нам для объяснений. Собственно, вся Библия – это такого рода объяснение необъяснимых действий Господа. Значит, и этому действию должно быть какое-то объяснение. Попробуем пообъяснять.
Слышал я такое мнение: Господь знал (провидел), что Каин убийца, и поэтому не принял дара.
Это не выдерживает никакой критики. Раз так, значит Бог намернно подставил Авеля под удар, ведь Он знал, что Каин обидится и будет вымещать обиду. В принципе, в человеческом сообществе такая комбинация замыслов и действий выглядит, увы, едва ли не естественно. Устранение одного человека руками другого – сюжет для заурядного детектива. Но зачем Самому Богу этот огород городить? И правда, читаем в другом месте:
2. Быт.38:7 Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь.
Всё предельно просто. Что мешает нам предположить, что если бы был неугоден Авель, Господь стал бы действовать по-другому? Значит, не в этом причина.
Третья версия. Ценность дара. Авель принёс от стада, а Каин от плодов земли. Насколько я знаю, во все времена мясо ценилось дороже овощей. В пользу этой версии можно сказать ещё и то, что принося в дар животное, человек опосредованно приносит и те произведения земли, которыми оно питалось до того, как выросло для дара. Так что животное действительно ценнее. Есть только одно возражение: Каин не занимался разведением животных. Он был земледелец, следовательно мог принести только такие плоды своего труда. Конечно, животные у него в хозяйстве наверняка были, ведь не было в те времена пропашных тракторов. Но нигде не было сказано, что приносить в дар Господу нужно именно животных. Положения о дарах появятся значительно позднее.
Тут необходимо сделать отступление и поговорить о дарах, приносимых Господу.
Следующее упоминание о даре Господу:
7. Исх.35:24 и каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил сие в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил сие на всякую потребность [для скинии];
Строительство скинии (походного храма) требовало, во-первых, много материала, а во-вторых, личного участия каждого из народа. Здесь дар – это нечто, употребляемое с пользой, в конечном итоге, для всех.
Другой случай:
11. Лев.2:14 Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев, высушенных на огне, растолченные зерна, 15 и влей на них елея, и положи на них ливана: это приношение хлебное;
Не то ли самое делал Каин? За что же его третировать?
А вот о животных:
17 И сказал Господь Моисею, говоря: 18 объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым и скажи им: если кто из дома Израилева, или из пришельцев, [поселившихся] между Израильтянами, по обету ли какому, или по усердию приносит жертву свою, которую приносят Господу во всесожжение, 19 то, чтобы сим приобрести благоволение [от Бога, жертва] [должна быть] без порока, мужеского пола, из крупного скота, из овец и из коз; 20 никакого [животного], на котором есть порок, не приносите; ибо это не приобретет вам благоволения.
И наконец:
 Чис.18:6 ибо братьев ваших, левитов, Я взял от сынов Израилевых и дал их вам, в дар Господу, для отправления службы при скинии собрания; 7 и ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти.
Здесь дар Господу – люди, призванные служить Ему при жертвеннике. Особо нужно сказать и о нём. Жертвенник – место принесения жертвы. Что такое жертва? Читаем у Даля:
ЖЕРТВА ж. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно. || Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием; || отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь. || Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих.
А вот выдержки из энциклопедии «Религия»:
ЖЕРТВА (происходит от глагола "жрети", "жрать", "пожирать"; отсюда "жрец" - как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж. по освящении ее потреблялась самими приносящими) - в религиозных представлениях большинства народов - умилостивительное или благодарственное приношение различного рода божествам от плодов земных или царства животных. Согласно А. П. Лопухину, в наиболее чистом виде Ж. представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от высшего существа, человек старается умилостивить Его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха, и вследствие этого приносит Ему Ж., т. е. жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству…Правила о них изложены в Книге Левит; они разделялись на пять родов: 1) Ж. всесожжения; 2) Ж. о грехе; 3) Ж. повинности - за невольные и вольные прегрешения; 4) Ж. мира - выражение благодарности Богу; 5) Ж. бескровная - состоявшая из приношения не животных, а муки, масла, вина и ладана. Как первые четыре рода Ж. означали принесение Богу жизни, так этот последний род означал принесение Ему плодов земли.
Короче говоря, первоначальное значение слова - то, что пожирается жрецами (посредством жерла, если уж закончить этот ряд), постепенно было заменено на отказ от неких собственных благ ради умилостивления грозного сатрапа, сидящего где-то наверху, называющего себя Богом и требующего поклонения и тех же самых жертв. А ежели их Ему не приносить, то Он будет Сам забирать то, что сочтёт нужным. Однажды услышал в интервью с одной известной светской дамой по поводу того, что у неё несколько раз за последний год угоняли автомобили, примерно следующее: «Значит, Он подумал, что я живу как-то уж слишком хорошо и решил, что должны же быть у меня какие-то неприятности. Слава Богу, что только эти.» Весьма распространённая точка зрения и абсолютно неприемлемая с позиции Библии, а раз так, то и Самого Бога.
Первое упоминание о собственно жертве:
Быт.8:20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. 21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: 22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
Действительно, здесь жертва – символ отношений между человеком и Богом. Ничего странного не замечаете? Я замечаю. Во-первых, Ною в этом случае не было нужды отказываться от чего-либо наиболее дорогого. Всё дорогое из его имущества было уничтожено потопом. Остались лишь жена и сыновья с жёнами. По логике словаря (и многих людей) принести в жертву нужно было кого-нибудь из них. В некоторых языческих культах так и делалось, о чём в Библии много сказано, но мы вернёмся к этому вопросу позже. Во-вторых, раз нужна была чья-то смерть, то разве мало было Богу смертей тех, кто погиб при потопе? Или, может быть, недогадливому Ною следовало сжечь этих животных до потопа, и тогда бедствия можно было бы избежать? Тоже явная нестыковка.
Мне представляется, здесь дело в следующем: Конечно, Богу не нужна смерть. Смерть в данном случае нужна, как это ни странно, человеку. Ведь Господь жертв и подношений до сей поры не требовал. И Он верен Своему слову независимо от того, какими знаками оно сопровождается и сопровождается ли вообще. А вот человек может забыть. Для того человек и скрепляет слово кровью, самой крепкой из всех клятв. Ведь в крови – жизнь живого существа. Цитата из книги Левит, 17:
10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, 11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
Выражение «кровь завета» в Библии встречается довольно часто. Вот в этом, мне представляется, всё дело. Жертва мирная – это заключение завета (мира) с Богом, с которым человек в естественном своём состоянии находится во вражде. И заключать этот завет приходится многократно, ибо человек не только грешен, но и забывчив. А жертва за грех – это не некий штраф за правонарушение. Это тоже заключение завета. Человек как бы говорит Богу: «Я согрешил, я неправ. Но время прошло, исправить ничего уже нельзя, давай договоримся снова.» И, что удивительно, Господь соглашается на возобновление договора. И принимает жертву.
Впоследствии жертвоприношения достигали такого размаха, что местность вокруг скинии или храма должна была напоминать скотобойню. Жертвы стали обыденным делом, и восприятие людей, склонных не очень-то оглядываться на волю Божью в своей жизни, притупилось и скатилось к элементарной торговле с Богом: «Я Тебе козлёнка, а Ты мне прощаешь прелюбодеяние. Я Тебе быка, а Ты мне прощаешь убийство.» Изначально же, как мы поняли, было не так. Господь не торгуется. О том вся Книга. Поторговаться можно с мелкими демонами и бесами, которых провозглашают богами. Тем они и удобны. Никто из них не скажет: «Возмездие за грех – смерть» (Римлянам, 6.23) Скажут: принеси козлёнка, заколи его, и будем считать, что он умер за тебя, а ты теперь безгрешен. (Впрочем, подобную трактовку жертвы я встречал и у христиан).
Господь заключает завет.
Теперь вернёмся к нашим первым жертвам.
Всё это происходило задолго до того, как были установлены правила жертвоприношений, и можно только гадать, чем руководствовались братья, принося Господу дары. Но, насколько мы можем судить по реакции Господа, их помышления были разные. Авель пролил кровь животных. С какой целью? Не просто же так, ради развлечения. Он определённо чего-то хотел. С некоторой долей вероятности можно предположить, что он хотел заключить какой-то завет и скрепить его кровью. А может быть, им двигала интуиция. Трудно сказать. В любом случае, Господь всегда отмечает любое движение в Свою сторону от человека и вознаграждает его. С Каином всё проще. Он просто принёс, что имел. Само по себе это вовсе не плохо. Но далеко не всегда нужно. В тот момент интуиция Авеля была важнее, потому её и отметил Господь. А Каина благодарить не за что. Что он принёс? Не всё ли на земле, включая плоды, принадлежит Ему? Нужно ли Ему, чтобы мы от чего-то отказывались? Нет. Значит, дар Каина ничего не стоил, и если он надеялся за него что-то приобрести, то это была бесполезная надежда. Мы не знаем, какой завет заключил Авель. Может быть, я ошибся с его мотивами, и они были такие же, как у Каина (каждый принёс, что имел). Может быть, он тоже хотел поторговаться с Богом и, по милости Господней, что-то выторговал. Может быть, с него, как с младшего, был другой спрос, и поэтому Господь принял у него то, чего не принял бы у более опытного и мудрого Каина. Мы можем только гадать. Но мы знаем, что Каин не остался без благословения, причём великого, величайшего. И не заметил его. А благословение состояло в том, что Господь лично преподал ему урок смирения и лично же, словами, его озвучил. Многие ли из нас могут сказать, что вот так запросто слышали голос Божий, говорящий, как следует поступить в данной ситуации? Нет, есть, конечно, продвинутые христиане, получающие личные откровения едва ли не ежедневно. Но Каин не был христианином. Он был обычным человеком, как сейчас говорят, среднестатистическим. И имеющим некие начальные понятия о религии. Сейчас бы он работал на производстве или в бизнесе и изредка посещал храм, чтобы поставить свечку. Представьте себе такого человека, которому Господь в тот момент говорит: «Не нужна мне твоя свечка.» Здесь могут быть два варианта развития событий. Либо человек поднимает глаза к небу и спрашивает: «Что Тебе нужно, Господи?» Либо обижается. Каин не стал спрашивать. Он обиделся. Это привело к убийству со всеми вытекающими последствиями.