Эффект справедливости

Дмитрий Владимирович Елагин
рассказ

Внимание! Любая перепечатка или размещение на сайте произведений Дмитрия Елагина без согласования с автором расценивается как нарушение авторских прав! В случае обнаружения таких нарушений автор будет выужден обращаться в судебные инстанции.


Мой начальник – сволочь. Эк, удивил! – скажут, наверно, многие. Где это ты захотел найти хорошего начальника? Чтоб на хамил, не воровал… Впрочем, пусть ворует, лишь бы это меня напрямую не касалось. А вот хамство… Не прощу! Я не Христос, чтобы ходить и думать, кому бы ещё подставить левую щёку. Тем более…
…Вообще-то мы с Володькой друзья. Были друзьями. В школе. Сидели за соседними партами, по вечерам тискали девчонок. Рассказывали, кто что прочитал, мечтали, как это применить в нашей обычной грешной жизни на земле. Но так было только в школе. После школы я пошёл в армию, Володька же по знакомству приобрёл военный билет с печатью нужного содержания, поступил в институт, и когда мы с ним снова встретились, его уже узнать было нельзя. Не то, чтобы внешне уж очень. Мы, кстати, внешне довольно похожи. Тёмные волосы, очки, одинаковый рост и тембр голоса. Ног вот отношение к жизни, к людям у него стало другим. Надменным каким-то, брезгливым. Когда я его первый раз после армии встретил, он сначала хотел сделать вид, что не узнал, пройти мимо. Я по простоте душевной не обратил внимания на его недовольную физиономию.
- Володька, ты!? – чуть ли не прокричал ему я, увидев его на улице, около магазина.
- Я! – ответил он блёкло, безразлично, но тогда я этого не заметил.
- Сто лет тебя не видел! Ты где сейчас?
Он вынужденно посмотрел в мою сторону, стараясь при этом не встречаться со мной взглядом.
- Я на заводе, главным инженером.
Я обрадовано схватил его руку.
- Молоток! Окончил, стало быть, институт? В люди вырвался!
Он не ответил. Только руку от меня убрал. Рука была вялая, безжизненная.
- Ну, а ты? – выдавил он наконец.
- Я-то?! Я отслужил, ездил в деревню, работал там, да теперь вот назад перебрался. Работу ищу. У тебя там, случайно…
Володька вздохнул, ещё раз как-то вскользь посмотрел на меня.
- Может быть. Ты что можешь?
- Да всё могу. Ты же помнишь…
- Помню, помню, - перебивая меня, как-то сумрачно пробурчал он. – Монтёром пойдёшь?
Сейчас я, наверно, уже не согласился бы. Но тогда, да ещё с Володькой-начальником!...
- Пойду! Это дело я знаю.
- Приходи завтра в отдел кадров. Скажешь, от меня. Я сейчас извини, время.
В общем, приняли меня в этот цех быстро, без проволочек. И я был рад этому. Ребята заводские оказались на редкость душевными. Как будто всю жизнь были вместе. А вот о Володьке отзывались как-то не очень. Потом до меня уже дошло, что они все были в курсе о нашем общем школьном прошлом, поэтому то ли из соображений тактичности, то ли безопасности, о Володьке при мне особо не распространялись.
Это было весной. В тот день Володька пришёл на работу как обычно, в понижено-безразличном настроении. Я уже привык к этой метаморфозе и перестал обращать внимание. Когда-то мы с Володькой держали на ушах всю школу. То нитроглицерин изобретали по рецептам, прочитанным в романах Жюля Верна, то с третьего этажа выпрыгивали, повергая в шок учителей. Тогда это было весело. Но жизнь меняется, меняемся и мы. Володька изменился сильно. Значит, так было необходимо.
- Хлебников, зайди, - буркнул Володька, проходя мимо нашей курилки. Хлебников, бывший среди нас самым старшим, поморщился и обречённо поплёлся за Володькой. Когда он вышел из кабинета, лицо его было всё таким же обречённым.
- Ну, как? – спросили его.
- Не спрашивайте. Остаётся только сделать упражнение для одной руки. – Хлебников, поясняя свои слова, высоко поднял правую руку и махнул ей, с силой опуская вниз.
Дверь Володькиного кабинета открылась, и Катерина, его секретарша, пропищала:
- Медведев, вас вызывают к главному инженеру.
Я послушно зашёл в кабинет.
- Медведев, вы чем сейчас занимаетесь?
Володька давно уже перешёл на фамильничанье. Я понимаю, положение обязывает, но наедине мог бы…
- Кладовщицу жду, провод получить надо.
Володька задумчиво потёр переносицу.
- Вам будет задание, провод получите потом. А сейчас возьмите лопату и расчистите снег под окнами конторы.
Я опешил.
- Чего ради? В мои обязанности это не входит…
- Медведев, я не понятно выражаюсь? Выполнять!
Таким я его ещё не видел.
- Зажирел ты, однако, в кресле. Власть показать хочется? Так показывай её кому другому. А мне…
- Выполнять! – взревел Володька, хлопнув ладонью по столу. Я пожал плечами и вышел.
Ребята в курилке с нетерпением ждали подробностей.
- Чего он на тебя орал-то?
Я ответил с улыбкой, которая на моём лице, наверно, в этот момент сидела глупо.
- Чего-чего! Партийное задание дал, снег лопатой расчистить под окнами.
- Совсем с газетки упал. – Неодобрительно отозвались они.
- И часто это с ним бывает?
- А ты и не знал? Это же наш местный Беня Крик. Мы просто тебе не рассказывали. Думали, не поймёшь.
- Понял уже.
- Ну, как ощущения?
- Противно. И обидно. Ладно, начальство есть начальство. Где лопата?
- Да ты погоди, не кипятись, - остановил меня уже пришедший в себя Хлебников. – Оно тебе надо?
- А как же я могу…
- Да плюнь ты. Никто не напомнит, и он забудет.
- Да как же я не пойду?! Кто снег уберёт?
Хлебников улыбнулся.
- Ты в окно давно глядел?
Я с интересом выглянул в окно. За окном с усердием работал какой-то маленький бульдозер, виртуозно сгребая кучи снега, которые тут же погружались на машину и вывозились. На уборке снега работала целая бригада технической службы.
Я потёр лоб, показывая недоумение.
- Может, я чего-то не понимаю?!
- Всё ты понимаешь! Просто раньше он тебя не трогал, теперь и до тебя очередь дошла. Власть показывает, иначе чувствует себя ниже других.
Настроение было испорчено. Что мне оставалось делать? Подчиняться глупым приказам? Дать относиться к моей персоне как к чему-то непотребному?! После нескольких минут мучительных раздумий я принял решение не мешать транспортникам и не помогать Володьке выставить меня клоуном и мальчиком для битья по совместительству. Дождавшись кладовщицу, я получил долгожданный провод и поехал на подстанцию, которая находилась в паре километров от нас. Всё ещё находясь под впечатлением от пережитого, я вышел из автобуса и вместе с толпой стал переходить улицу, когда меня остановил свисток милиционера. Я послушно подошёл.
- Что-то случилось?
- Случилось! Вы перешли улицу на красный свет.
Видимо, мои приключения на день не кончились. Или в жёлтом доме сегодня день открытых дверей.
- Вы, наверно, ошиблись. Я шел также, как все, на зелёный свет…
- На красный.
- Ну хорошо, даже если так. – Я уже устал за сегодня. – Почему же тогда из всех задержали меня. Ловите тогда всех…
- Всех поймаем, - лаконично ответил лейтенант, - А сегодня начнём с вас. Пройдёмте в дежурную машину, выпишем штраф.
Я послушно побрёл за ним.
- Сейчас будете платить? – поинтересовался лейтенант.
Я пошарил в карманах. Денег было ровно на обратный билет.
- Нет, у меня с собой нет денег.
- Хорошо, - так же спокойно и лаконично ответил лейтенант. - Ваш паспорт?
- Товарищ лейтенант, по-вашему, все граждане обязаны таскать с собой всюду паспорта?
- Значит, нет? Хорошо, сейчас сделаем запрос. Ваши фамилия, имя, отчество?
И тут у меня мелькнула мысль. Она была шальная, может быть, даже опасная, но всё же. Я решил рискнуть.
- Решетников Владимир Александрович!
Лейтенант потянулся к рации.
- Енисей Ангаре. Енисей Ангаре.
- Ангара Енисею. Слушаю, – отозвалась рация.
- Гражданина мне пробей.
- Диктуй.
- Решетников Владимир Александрович. Дата рождения? Адрес? – снова обратился он ко мне.
Я назвал. Благо, я знал о Володьке всё.
- Ангара Енисею, - снова заговорила рация. – Данные подтверждаем. Номер паспорта нужен? Записывай.
Лейтенант прилежно записал номер паспорта в квитанции.
- Расписывайтесь.
Я поставил подпись. Даже залюбовался, как получилось. Со всеми завитушками, Володькиной гордостью.
- Оплатите через Сбербанк в течение месяца. О правонарушении будет сообщено по месту работы.
Я взял квитанцию и вылез из машины. Впервые за этот день на моём лице появилась улыбка. Я представил, какой нагоняй будет Володьке со стороны директора, ведь, получается, что Володька в это время вместо работы шарился по городу. И от жены! И от суда, ведь вовремя неоплаченный штраф наверняка будет передан в суд. Конечно, риск есть, и меня поймать могут. Но это только в том случае, если будет проведено множество экспертиз на почерк. Но подпись я Володькину научился подделывать уже давно, никто до сих пор не поймал, а внешне мы с ним очень похожи. За день у этого лейтенанта проходит столько народа, что он вряд ли сможет нас различит, если вообще вспомнит. Да и кто будет возиться из-за такого пустяка. Володька, чтобы не раздувать историю, просто послушно заплатит штраф. Спеси у него, конечно, от этого не поубавится, но…
Знаю я, знаю, что поступил плохо. Как в анекдоте про бабку. «Извините, бабушка, я наступил вам на ногу». «Ничего, милок, я тебе уже на спину плюнула». И всё-таки, что-то изменилось. Зло не было вполне наказано, как не было и торжества Всемирного Добра. Но появилось какое-то подобие эффекта справедливости, и опять на наш город ласково светило солнышко, а в душе воцарилось потерянное было ощущение мира и гармонии.
 
г. Лесосибирск
5 ноября 2007 года