Сталинград, или Первые странички в памяти

Станислав Яковлев
1.Три тени. Две большие тени и маленькая между ними.
Это папа, мамы старший брат и я, зимой идём по Сталинграду.

2. Окопы, ямы, муляжи солдат лежат, оружие разбросано местами, какие-то разбитые машины, огни костров…
А по мосткам из досок мы идём, переходя окопы, ямы.
Это мы попали на место проведения съёмок кинофильма «Сталинградская битва».

Мне это вспомнилось, когда вместе с родителями, уже на Дальнем Востоке, мы смотрели этот фильм. Притихший от увиденного в фильме, я молчал, пока мы шли домой. Когда пришли домой, я начал задавать вопросы.

Сначала я сказал, что многое из фильма мне знакомо. Как мог я видеть многое, что было в этом фильме? Ведь, это было до меня!..
Они не верили моим словам, но я настаивал, что это уже видел.
Мама с папой стали спрашивать меня о том, что помню я ещё, тогда я и сказал про тени. Достали фотографии тех дней, а на одной из них мой папа, мамы старший брат и мальчик между ними – я.
Поверили они и многое тогда мне рассказали, а я сидел и слушал их, раскрывши рот…

Запомнил многое, но часто снова я у них просил о прошлом рассказать. Рассказывала чаще мама. В открытой дверце печки щёлкают дрова, выскакивают угольки, а мы сидим и ждём отца.
Довольно поздно папа приходил тогда, а нам тревожно было…

Потом тревожно тоже было, но эти ночи помню!
А в девятнадцать лет и я шинель надел, как надевали папа мой и мои деды.