Подкидыш...

Геннадий Никишин
 
 
 Прогулка в лес – для меня всегда приятное событие. Вот и на этот раз, зная, что после долгожданных дождей пошли грибы, мы решили наведаться в ближайшую за посёлком лесную чащу.

 Осень ещё не наступила, но погода уже менялась. Заметно поостыло солнце, которое уже не обжигало полуденным зноем, а лишь ласково пригревало.

 Мы прошли вдоль «огородов» – так назывались здесь длинные, извилистые изгороди, окружающие когда-то наш посёлок на каждом шагу. Бессистемная на первый взгляд застройка была, на самом деле, вполне продуманной в хозяйственном отношении и вытекала из строгого учёта местности. Лицом дома обращены к центру – грунтовой дороге, разделяющей посёлок пополам. А «спиной» к приусадебным участкам, поленицам дров, хозяйственным постройкам, где содержалась различная живность и стояли заготовленные на зиму стожки сена.

 За разговорами незаметно вышли на насыпную дорогу – узкоколейку, уходящую в глубь леса к старым глиняным шахтам, когда-то, до войны и несколько лет после неё, обеспечивающим необходимым сырьём местный кирпичный завод. Сегодня о тех временах напоминали прочные полуразрушенные стены огромного корпуса, а мы застали завод ещё работающим: посёлок строился, было большой удачей получить здесь квартиру, а земельные участки, с которых люди кормились, уходили далеко в лес.

 Мы вошли под зелёный шатёр, и на нас накатила влажная, прохладная тишина, при которой и нам захотелось говорить вполголоса. Из зелёного полумрака зарослей на нас пахнуло прелым листом и грибами.

 Всё вокруг выглядело чистым и посвежевшим после прошедшего накануне дождя. У всех было приподнятое настроение, но особенно радовалась прогулке восьмилетняя Лена, приехавшая к нам в гости из города.

 Душа отмечала праздник! Легко шагалось по лесной, заросшей травой дороге. Свободно дышалось всей грудью. В лесу было непривычно тихо, промелькнула стайка юрких синиц. В стороне прокричала хитрая родня вороны – сойка-хохлатка. Значительную часть в рационе питания составляют у этой птицы жёлуди и орехи, из которых она каждую осень устраивает сотни кладовых. На протяжении зимы удаётся потом обнаружить и использовать чуть больше половины припрятанного провианта. Остальные орехи и жёлуди прорастают. И таких птиц-лесоводов у нас немало.

 «Ой, белка!» – прошептала мама девочки. Мы замерли и стали с интересом наблюдать, как зверёк среди листвы находит орехи. Стукнет лапкой по ветке, словно играет, и смотрит внимательно. Какая ветка дольше качается – там и гранка вкусных плодов. Не только человек, но и многие лесные обитатели знают толк в орехах лещины, заготавливают их на зиму. Кедровки, сойки, белки, поползни, бурундуки… Но самый главный заготовитель – человек. Чем же вызвана эта любовь к орехам? Они знамениты тем, что в 1,5 раза превосходят по питательности жирную свинину, в три раза – хлеб, в десять раз – молоко и в 13-14 раз свежие яблоки и груши. В этих орехах до 70 процентов жира, много белка, углеводов. Существует мнение, что орехи – это наш хлеб будущего, и такой точки зрения придерживался известный русский селекционер И.В. Мичурин.

 Мне нравится приходить в лес, и среди деревьев находить рощицу лещины. Особенно ранней весной, когда орешник начинает зацветать. Он пылит золотистой пудрой даже при самом маленьком ветерке. Но если такого ветра нет, можно обойтись и без него: стоит слегка постучать ладонью по стволу дерева, и оно запылит.

 «Мама, иди сюда, посмотри, что я нашла! Скорее!» – закричала вдруг девочка. Взрослые поспешили на призыв ребёнка и увидели под кустом маленького ежонка. «Такой хорошенький, - обрадовалась Лена и предложила, - давайте его с собой возьмём. Он, наверное, маму свою потерял. Кто-то ведь должен о нём позаботиться. Вот мы ему и поможем!» «Нет, не надо этого делать, - ответила женщина. – Ты же сама слышала, как в телевизионной передаче «В мире животных» говорилось, что не следует ловить и приносить домой диких животных, брать из гнёзд птенцов. Их надо оставлять на том месте, где они были найдены. Иначе они могут погибнуть!» Но наша юная спутница продолжала упрашивать, приводила примеры, когда птицы и зверьки неплохо живут в домашних условиях, вспомнив при этом и о живом уголке в детском саду, в который девочка ещё недавно ходила. И, наконец, выдвинула последний и решительный аргумент: «В саду у бабушки живёт семейство ёжиков. Вот туда и отнесём маленького!» Мать Лены колебалась: «Не знаю, а вдруг они не примут к себе чужого».

Задачка была непростая. Кто-то обратил внимание, что по виду ёжик действительно мало напоминал ухоженного и сытого ребёнка: кожа отвисла, крайне маленького роста. А ведь скоро предстояло залегать в спячку. Мы вспомнили, что лето было очень жарким, с редкими дождями, водоёмы высохли, вода в прудах и озёрах настолько прогрелась, что отмечалась массовая гибель мальков рыб. От этой жары страдали птицы, которым трудно было находить пропитание. Возможно, еды для ежей тоже было недостаточно. Чтобы удачно выдержать спячку, которая продолжается до апреля, ежу необходимо усиленно питаться и набрать жировую прослойку не менее 500 граммов, и потому даже в более благоприятные сезоны 70-80 процентов животных могут не пережить зиму...

 Подумав и обсудив ситуацию, взвесив все «за» и «против», мы согласились. У девочки нашлись сторонники, что ежонка нельзя оставлять одного, и если предположить, что мать малыша погибла, то и он тоже был обречён. А тут был хотя бы какой-то выход. Мы же, в случае чего, надеялись поддержать его домашним коровьим молоком, а где-то к осени, когда он наберёт силу и подрастёт, выпустить на свободу в тот же наш сад, где по нашим наблюдениям вот уже несколько лет подряд жили колючие обитатели. Не просто жили, но и приходили к нам в гости. Мы привыкли к такому соседству, часто видели охотников среди огородных грядок. Ёжики стали ручными, не боялись нас и с удовольствием хлебали молоко из тарелки. Одним словом, по нашим прикидкам всё должно было пройти удачно.

 Набрав грибов, которых оказалось не так много, мы по дороге домой пережили ещё одно приключение. Девочка наткнулась на ужа, однако его не испугалась, в отличие от взрослых, которые приняли безобидное существо за ядовитую змею. А когда отец Лены взял безногое животное в руки, все бросились в стороны.

 «Убей, она тебя укусит!» – настаивали перепуганные женщины. Мужчина спокойно переложил ужа в другую руку и объяснил, чем отличается уж от своих ядовитых собратьев, указав на хорошо заметные жёлто-коричневые пятнышки по обеим сторонам головы. И добавил: «Даже если вы встретите ядовитую гадюку, её тоже не стоит трогать. Змея на человека первой никогда не нападает. Да и ядовитых среди них не так уж много. В лесах нашей средней полосы живёт одна-единственная ядовитая змея – гадюка обыкновенная. Конечно, она представляет некоторую опасность, но гадюка может укусить лишь в том случае, если ей приходится защищаться. На неё наступили ногой, схватили рукой, попытались ударить палкой. Гадюки могут быть серого, бурого и зеленоватого цвета, но у всех у них есть отличительный знак – волнистая или зигзагообразная линия, проходящая по спине вдоль всего тела. По этой линии и узнают гадюк. Если ты встретился с такой хорошо заметной змеёй, лучше всего оставить её в покое. И уж конечно, не стоит хватать палку и набрасываться на неё. Гадюки – отменные охотники, они уничтожают много грызунов. Там, где по вине человека это полезное животное исчезает, за короткий период времени численность грызунов-вредителей резко увеличивается. А они не только уничтожают урожай, а больше всего опасны, как распространители различных тяжёлых заболеваний. Отправляясь в лес, надо просто только быть готовым к тому, что вам может повстречаться гадюка. А также редкие птицы, дикие животные. Следует проявлять осторожность, осмотрительность и помнить, как вести себя при таких встречах. Лучше всего их оставлять в покое!»

 Мы прослушали полезную лекцию с большим интересом. Кто-то слышал подобную информацию раньше, а для кого-то она оказалась хорошим уроком на будущее.

 К обеду мы были уже дома. Колючую находку сначала поместили в картонную коробку. К нашей великой радости ежонок с удовольствием напился коровьего молока. И задремал, уткнувшись острой мордочкой в угол коробки. Вечером в саду, действительно, появилась ежиха со своими малышами, одного из которых мы тоже посадили в коробку. Чтобы они некоторое время побыли вместе. Это была наша вторая удача. Немного погодя, мы обеих ежат отнесли в сад. Но от нашего подкидыша, похоже, продолжало пахнуть чужим запахом, и мамаша приняла только своего ежонка, а на нашего зафукала сердито, оттеснила его в сторону.

 «Животный мир интересный, особенно когда у взрослых появляются малыши. Не должна ежиха отказаться от этого ежонка. Она же не умеет «считать»», - заметила и успокоила нас бабушка Лены, предложив наколоть на иголки ежат по кусочку яблока. Они-то и разрешили окончательно нашу проблему. Малыши запахли одинаково, и ежиха-мать успокоилась.

 Прошло несколько дней, мы по-прежнему встречали в саду наших колючих друзей. Им понравилось жить рядом с человеком. Наши колючие санитары охотились на комаров, червей, слизней и разных гусениц. Любили кусочки мяса, грибы, жёлуди, куриные яйца. Подружились с нашими кошками и стали вести с ними борьбу с грызунами.
В живой природе ёж может разорить птичье гнездо, и уничтожить кладку яиц. Но пользя от зверька всё-таки намного больше.

 И вдруг однажды одного ежонка мы не досчитались. Это был наш Подкидыш, который всё ещё выделялся среди своих собратьев худеньким тельцем и маленьким ростом, хотя и шёл заметно на поправку. Мужчина-сосед сообщил, что видел маленький трупик мёртвого ёжика недалеко в лесу. Мы тяжело восприняли такое известие, пожалев о непродуманном шаге, когда решили принести ежонка домой. Но на следующий день ежиная компания снова пришла в наш сад в полном составе, и среди них был наш Подкидыш. С тех пор ежи в нашем саду жили ещё несколько лет подряд. Кто знает, может, среди этих интересных зверьков был и наш Подкидыш.