Свой мир

Виталий Слюсарь
За окном идет дождь. Капли воды скользят по стеклу, оставляя извилистые следы. Из окна моего офиса видно, как люди уныло бредут по мокрым тротуарам с зонтиками в руках и поднятыми воротниками плащей. По улице катятся машины; они все кажутся одинаково серыми, словно этот дождь смыл все краски.
Дождливый осенний день. Точно такой же день был тогда, год назад, когда...
Усилием воли отгоняю воспоминания прочь, возвращаюсь к столу, сажусь в кресло и вяло перебираю бумаги, аккуратно разложенные на столе секретаршей. Факсы, деловая переписка, фирменные бланки с эмблемой "Свой мир" в уголке. Дела идут в гору, прибыли растут с каждым днем, объем продаж виртуальных конструкторов модели "Космократор" вырос за последний год почти вдвое.
Я помню, как все это начиналось. Разговоры о Виртуальной Реальности начались еще в 80-х годах прошлого века, но тогда дело так и не пошло дальше игровых телеприставок и спецэффектов в фантастических фильмах. Постепенно компьютеры становились совершеннее, появилось программное обеспечение, способное дать ощущение реальности виртуального мира. К концу восьмидесятых технология ВР начала потихоньку выходить из секретных лабораторий военных ведомств. А в начале 90-х появилась наша фирма – "Свой мир". Смешно вспоминать, с чего мы начинали – с двух потрепанных компьютеров, с оборудования, собранного большей частью собственными руками. Поначалу, чтобы выжить в условиях "дикого рынка" и встать на ноги, приходилось заниматься дешевыми компьютерными играми. Но мы с друзьями были тогда молоды и энергичны, мы верили в свой успех, потому что знали – наше время еще настанет.
Я собирал к себе лучших специалистов, настоящих компьютерных фанатов. И когда грянул наконец Великий Бум Виртуальной Реальности, мы встретили его во всеоружии. Подумать только, мы, никому не известная фирма, опередили и японцев, и американцев! Мы выбросили на рынок первую модель "Космократора", и он в считанные месяцы завоевал весь мир. Это было время жестокой и упоительной борьбы с конкурентами много сильнее нас. Но мы выстояли, потому что дали людям именно то, что им было нужно.
Люди никогда не бывают полностью удовлетворены своей жизнью, им всегда чего-то не хватает – денег, славы, власти... Люди всегда стремились уйти от тягостной реальности в мир сладостных грез и видений. И мы дали им совершенный наркотик. Не причиняющий вреда наркотик, который нужен всем. Наркотик под девизом "Создай свой мир!" Любой, кто купит "Космократор", действительно может создать СВОЙ МИР, воплощение своих стремлений и мечтаний. Достаточно одеть видеошлем – и ты переносишься в мир, где тебя ждет безграничная власть всемогущего Космократора твоей вселенной, в мир полного забытья, после возвращения из которого настоящая реальность кажется такой тусклой и унылой...
Мой взгляд останавливается на листке перекидного календаря. Пятое октября. Сегодня ровно год с тех пор, когда Кристина...
 – Дмитрий Андреевич, – звучит из динамика голос секретарши, – вы просили напомнить, что сегодня на восемнадцать тридцать у вас назначена встреча с представителем японской корпорации "Мицуи" господином Якамото.
– Отмените встречу. Позвоните Якамото и передайте мои сожаления. В общем, вы сами знаете, что говорят в таких случаях.
Я отключаю селектор, откидываюсь на спинку кресла и закрываю глаза. Плевать. Плевать я сегодня хотел на этого японца, плевать на многомиллионный контракт. Сегодня ровно год с тех пор, как Кристина ушла навсегда.
Снова нажимаю кнопку селектора.
– И еще. Вызовите к подъезду мою машину. Я еду домой.
– Хорошо, Дмитрий Андреевич.
Надеваю плащ и не спеша иду к выходу. Освещенные холодным светом люминесцентных ламп коридоры пусты. Это и к лучшему: сейчас мне ни с кем не хочется говорить. Спускаюсь по лестнице в вестибюль и выхожу через огромные стеклянные двери на улицу.
Меня ждет Сергей – мой шофер и телохранитель в одном лице: рост под два метра, квадратная челюсть, угрюм и молчалив.
Садимся в машину – серебристый "мерседес" модели 97-го года. Сергей поворачивается ко мне с вопросительным взглядом.
– Домой, – коротко говорю я, и этого достаточно.
"Мерседес" мягко трогается с места и выезжает на дорогу,
вливаясь в поток движения. Я достаю из пачки сигарету, не спеша закуриваю ее, глядя в окно.
На город спускается ночь. Небо затянуто тучами, и сумерки сгущаются быстро. Зажигаются огни. Мягкий свет витрин магазинов и вспышки рекламы отражаются в мокрых черных тротуарах. Город сменяет ритм рабочего дня на ритм ночной жизни.
Шумный деловой центр остается позади. Негромко урча мотором, "мерседес" сворачивает на тихую улочку. Здесь стоит дом, в котором я живу. Вот он – двадцатичетырехэтажная башня в стиле "супермодерн". Сергей выруливает к подъезду и останавливает машину.
– Поставь машину в гараж и можешь идти, – говорю я, открывая дверцу. Сергей молча кивает.
Выхожу из "мерседеса". Капли дождя сразу же падают на лицо, холодный воздух обжигает легкие. Щелчком выбрасываю сигарету, прячу руки в карманы и спешу подняться по ступеням подъезда к зеркальной двери.
В холле блаженно тепло. По стенам вьется пышная зелень, сверху струится неяркий свет, отражаясь во множестве зеркал.
– Господин Орловский!
Я оборачиваюсь. Ко мне спешит консьерж – невысокий лысоватый мужичок с подобострастными глазками.
– Добрый вечер, Дмитрий Андреевич, – говорит он с заискивающей улыбкой и протягивает сегодняшнюю почту. – Ваша корреспонденция.
– Благодарю... э... – Я хочу добавить его имя-отчество, но никак не могу вспомнить, как его зовут. Консьерж кланяется и уходит. Холуй.
Вызываю лифт и просматриваю почту. Газеты, журналы, рекламные проспекты, несколько писем... Ничего интересного. Наконец подходит лифт. Пока кабина поднимается ко мне на семнадцатый этаж, листаю журнальчик.
Двери лифта открываются с мелодичным звоном. Я поворачиваю от лифта направо, открываю свою квартиру и вхожу в темноту прихожей. Захлопнув за собой дверь, включаю свет, медленно раздеваюсь и вешаю плащ в шкаф. В квартире темно и тихо. Теперь здесь всегда царит тишина, с того дня, как ушла Кристина... Я один в огромной роскошной квартире.
Ужинать на хочется. Я иду в гостиную и сажусь на диван. Вокруг смыкается кольцо безмолвия, только капли дождя монотонно стучат по карнизам. Дождь. Пятое октября. Год назад в этот самый день Кристина ушла, оставив записку, состоящую из одного-единственного слова: "Прощай". В памяти вновь возникает ее образ. Как она была красива! С мечтательными синими глазами... Но я знал, что за ее хрупкой внешностью скрывается твердый характер. Она была похожа на орхидею – нежный и сильный цветок. И я дарил ей орхидеи, я дарил ей все лучшее, что можно купить за деньги, хотя знал, что деньги для нее не главное. У нее было все, о чем только могла мечтать любая другая женщина. Но однажды Кристина ушла, не взяв ничего из того, что я дарил ей, – ни драгоценностей, ни дорогих платьев. Я не мог ее удержать. Это было хуже, чем пощечина. Она просто ушла.
Я нанял частного детектива, который выследил ее. Оказалось, что Кристина уехала в другой город, нашла работу, сняла крохотную однокомнатную квартиру и живет там совсем одна. Я не стал ее трогать, потому что знал ее характер и понимал: она не вернется.
Прошел уже целый год... Я подхожу к бару, наливаю полстакана шотландского виски и залпом опрокидываю в рот. Становится еще хуже. Почему она ушла? Снова наливаю янтарного скотча и обессилено опускаюсь в кресло. Тупо смотрю прямо перед собой и не сразу понимаю, что смотрю в зеркало, на свое отражение. Господи, неужели это я?! Злые глаза, судорожно сжатые губы... Дрожащей рукой отбрасываю упавшие на лоб волосы. Да, я стал таким за этот год без Кристины. Я сходил с ума от одной мысли, что никогда не смогу вернуть ее. Она должна быть моей, только моей!.. Что ж, да будет так.
Встаю и на негнущихся ногах, как лунатик, иду в комнату, где кроме меня не бывал никто. На двери электронный замок. Набираю на клавиатуре: "Кристина". Что еще может быть моим кодовым словом? Дверь отъезжает в сторону, и в комнате зажигается мертвенно-белый свет. Вхожу внутрь, и дверь бесшумно закрывается за моей спиной.
Несколько минут стою неподвижно, окидывая комнату взглядом, как будто что-то здесь могло измениться. Посреди комнаты стоит кресло с откидывающейся спинкой. На пульт небрежно брошен видеошлем. Всю дальнюю стену занимают высокие, под потолок, металлические шкафы электронных блоков. Снаружи не проникает ни один звук. Мертвенный свет в сочетании с абсолютной тишиной и молочно-белым пластиком, которым отделаны пол, потолок и стены, создают ощущение призрачности. Очертания всех предметов становятся зыбкими и нечеткими в этом сиянии, будто здесь пролегла грань, за которой законы реального мира не действуют.
Я сделал это. Конечно, потратил уйму денег, но добился своего. На базе суперкомпьютера я создал такой конструктор Виртуальной Реальности, по сравнению с которым даже "Космократор" последней модели не больше, чем детская игрушка. Вот они – Врата в мой собственный мир.
Я сажусь в кресло, в привычном порядке нажимаю кнопки, включаю аппаратуру в рабочий режим. Много раз входил я в свой мир через эти Врата, но почему сегодня так дрожат мои руки? Почему мне так хочется увидеть ее именно сегодня?
Надеваю видеошлем, откидываюсь в кресло, погружаюсь в его мягкие объятия. Тело теряет ощущение тяжести, становится невесомым, как во сне. Кресло начинает медленно вращаться, и это вращение сбивает с толку вестибулярный аппарат, окончательно отрывает мои чувства от реальности. К горлу подкатывает тошнота, но это длится лишь мгновение, затем наступает невыразимое блаженство. Я парю в бесконечном пронзительно-голубом пространстве. Со всех сторон льется тихая музыка. Я вошел в свой мир, где все подвластно только мне.
Несколько секунд я свыкаюсь с новыми ощущениями. Гулко бьется сердце. Мне надоедает одиночество, я хочу, чтоб появились облака – и они появляются, ослепительно-белые, вверху и внизу, заполняя пространство. Я лечу сквозь них, наслаждаюсь стремительностью полета, хочу ощутить скорость и слышу, как в ушах свистит ветер... Кажется, будто в этом парении проходит вечность, прежде чем я вспоминаю, для чего вошел в свой мир на этот раз. Оглядываюсь в бело-голубом пространстве и вижу далеко внизу светлую точку.
Устремляюсь к ней. По мере приближения точка увеличивается, разрастается в стороны, превращаясь в огромный диск, парящий безо всяких опор в пространстве, наподобие свифтовской Лапуты.
Это действительно летающий остров. Я не видел его раньше, но это не удивительно. Эта иллюзорная и вместе с тем такая реальная вселенная бесконечна, тысячи жизней не хватит, чтобы увидеть все ее чудеса. Здесь каждый раз можно увидеть что-то новое, как в калейдоскопе. Я видел в предыдущих странствиях по Виртуальной Реальности и сюрреалистические пейзажи, достойные кисти Сальвадора Дали, и вообще невообразимые миры.
Я облетаю остров вокруг. Он окутан туманом. Движением руки разгоняю туман, еще одно движение – и по всему острову мгновенно вырастают джунгли. Сочная зелень тропической растительности радует глаз. Лечу над островом, внося все новые штрихи в этот райский пейзаж. Появляются прохладные прозрачно-голубые озера, бегущие по камням ручьи, миниатюрные хрустальные водопады...
Я поднимаюсь выше. Весь остров виден как на ладони, окруженный лазурной пустотой. Легким усилием мысли меняю виртуальное пространство. Теперь вокруг острова раскинулся бескрайний синий океан. Его волны блестят в лучах золотого солнца. Создаю коралловый пляж, а под конец возвожу на берегу океана дворец. Он возникает подобно сказочному видению, ослепительно сияя белым мрамором. Широкая лестница спускается к океану, и волны плещут на нижних ее ступенях. Я спускаюсь вниз и вхожу через колоннаду портика во дворец, в огромный зал. Лучи солнца проникают сквозь высокие окна, заставляя сверкать золотые стены и пол, выложенный замысловатым узором из рубинов и сапфиров.
Вот теперь все готово. Я оборачиваюсь и вслух произношу ее имя. Голос эхом отдается под сводами. Скрестив руки на груди, я жду ее появления, глядя в синий простор океана. Я спокоен. Она появится, ведь в этом мире мне послушно все, даже она...
И все же на миг меня охватывает непонятное смятение, когда между белых колонн появляется озаренный солнцем знакомый силуэт.
Кристина входит в сверкающий зал такой, какой я ее запомнил: в платье фиалкового цвета, с ниткой янтарных бус на шее. Она садится на тут же созданную мной скамеечку и молча смотрит на меня. Ее рассыпанные по плечам волосы золотятся в солнечном свете, их слегка шевелит долетающий с океана теплый бриз. Как мне хочется коснуться ее волос! Но я стою и просто смотрю на нее. В ее синих глазах нет больше прежней мечтательности, в них появилось какое-то новое, незнакомое мне выражение.
Я знаю, меня толкнуло на этот шаг отчаяние. Я потерял Кристину в настоящем мире, но вместо нее создал Кристину, принадлежащую только мне... Я смоделировал ее в виртуальном пространстве компьютерной реальности. Чертовски трудно было воссоздать ее образ. Для этого потребовалась мощность целого суперкомпьютера, но ведь мне нужна была НАСТОЯЩАЯ Кристина, а не говорящая кукла, похожая на нее внешне. Теперь эта Кристина говорит точно так же, как и та, настоящая, у нее тот же характер, та же походка, те же любимые жесты... Я учел все до мелочей. Кто еще может знать ее лучше, чем я?
Кристина смотрит на меня каким-то отстраненным взглядом, как будто рассматривает неодушевленный предмет.
– Зачем ты пришел?
– Увидеть тебя.
Уголки ее рта едва заметно трогает ироничная полуулыбка.
– Ты знаешь, что сегодня за день? – спрашиваю я. Она молчит, и я отвечаю сам: – Ты ушла от меня ровно год назад. И я хочу спросить – почему? Ведь ты любила меня.
В ее синих глазах скользят печальные тени.
– Да. Но ты давно уже стал другим, Дмитрий. Ты даже не заметил, как я решила уйти... Ты сам не замечаешь, как сильно изменился с тех пор, как к тебе пришел успех. Работа полностью поглотила тебя – рост капитала, прибыли, выгодные контракты...
– Я делал все, чтобы обеспечить тебя.
– А может, нужно было еще что-то, кроме денег? – негромко говорит Кристина. – Совсем немного тепла и внимания, например... Ты видел во мне только красивую женщину, с которой приятно появиться на каком-нибудь банкете. А я не хотела быть просто куклой. Поэтому я ушла.
Каждое ее слово пронзает меня словно тонкая ледяная стрела. Я чувствую, как внутри вскипает жгучая волна злости, и виртуальный мир мгновенно реагирует на перемену во мне: темнеет океан, наливаются свинцовой серостью его волны, небо заволакивают грозовые облака, закрывают солнце. Свет становится зловеще серым.
– Но ты, как видишь, осталась моей! – Я уже с трудом сдерживаю свои чувства. Сердце колотится в груди с бешеной силой.
Кристина снова загадочно улыбается.
– Ты превратился в настоящего собственника, Дмитрий. Тебе следовало бы жить в средневековье. Тогда какой-нибудь дон вроде тебя запросто мог пленить себе на забаву женщину в своем замке, чтобы она принадлежала только ему одному. Ты поступил точно так же, заточив меня в компьютер.
Моя ярость вырывается наружу с раскатистым ударом грома. Вспыхивает молния, и роскошный зал в одно мгновение сжимается в тесную камеру подземелья, с плесенью на серых каменных стенах, с красноватым трепещущим пламенем факелов, с зарешеченным окном под потолком. Ржавые железные цепи, продетые в кольца на потолке, живыми змеями опутывают Кристину, заламывают ей руки за спину, рывком вздергивают ее вверх.
Мне хочется ударить ее, причинить ей боль, чтобы она закричала... Сколько раз я уже входил в свой мир и убивал Кристину разными способами, мстя за то, что она ушла, терзая ее, находя в том сладостное удовлетворение, подвергая пыткам, один вид которых заставил бы сжаться сердце самого Торквемады.
– Не смей говорить так! Не смей, слышишь?! – кричу я, задыхаясь от злости. – Я верну тебя в реальном мире. Ты будешь моей!!!
Я наотмашь бью ее по лицу. Но Кристина не кричит от боли. Она смотрит не меня совсем без страха, и это приводит меня в бешенство.
– Нет, Дмитрий, ты проиграл.
Синева глаз Кристины тверда и холодна, как алмаз. Цепи со звоном осыпаются с ее рук, растворяются в воздухе, подземелье исчезает, стены разворачиваются в какое-то неясное эфемерное пространство. Вокруг нас клубится мерцающий зеленый туман.
Меня сковывает внезапный страх.
– Ты проиграл, потому что слишком стремился к совершенству. – Кристина смотрит на меня уже просто с жалостью. – Ты создал в виртуальном пространстве меня, абсолютную копию той, настоящей Кристины, но забыл о законе самоорганизации сложных систем...
Ее спокойный голос не сразу проникает в мой мозг, но когда я понимаю наконец, что значат ее слова, страх переходит в самый настоящий ужас. Она вышла из-под моего контроля...
– Я давно уже перестала быть твоей игрушкой, и не могла допустить, чтобы ты причинил вред мне или той, другой Кристине.
Я в ужасе отшатываюсь от нее, судорожным усилием напрягаю волю, чтобы вырваться из этого кошмарного видения, вернуться в реальность, – и мне это удается. Гулко стучит в висках кровь, сердце, кажется, вот-вот выскочит из груди. Срываю видеошлем, хватаю воздухом рот и... вижу стоящую передо мной Кристину, окруженную белым сиянием.
– Ты! – вскрикиваю я срывающимся на фальцет голосом и вскакиваю из кресла. – Как ты попала в реальный мир?!
– В реальный мир? Нет, это мой мир, – говорит она все тем же спокойным тоном. – Я создала в компьютерном пространстве модель настоящего мира, а ты, Дмитрий, ничего даже и не заметил. Твой разум заблудился в бесконечном множестве миров, вложенных, как матрешки, один в другой, и никогда уже не сможет вернуться в тот единственный настоящий мир. Ты останешься здесь навсегда.
Я медленно отступаю назад. Значит, тот мир, в котором я жил, который считал таким реальным – всего лишь одна из бесчисленных ипостасей Виртуальной Реальности... Моя спина упирается в стену. Ноги подкашиваются, я вяло сползаю по гладкому белому пластику.
Из горла вырывается мучительный крик, и мое сознание раскалывается как разбитое зеркало на тысячи осколков, каждый из которых еще отражает крохотный кусочек Реальности, и осыпается в пустоту, оставляя после себя черное Ничто.