Думиничи... В краю родном...

Геннадий Никишин
 От автора. Думиничская земля–
 сердце нашей великой и необъятной
 России. Она хранит в своей памяти
 события разных лет и эпох: освоение
 новых земель, набеги монголо-
 татарских племён, события времён
 Великой Отечественной войны, когда
 дивизии фашистской Германии,
 поработив многие государства Европы
 и стремясь к мировому господству,
 предприняли попытку сделать это и с
 нашим Советским Союзом. На
 подступах к Москве развернулись
 огромные по масштабу и крайне
 важные для будущей Победы
 сражения, и Думиничская
 земля на долгих два года оставалась
 полем этих грандиозных и
 судьбоносных сражений.
 Вчерашняя и сегодняшняя история
 небольшого сельского района. Как
 необходимо всё это знать и сохранить
 для будущих поколений.
 -----------------------------------
 Из глубины веков.
 ***************
 История земли думиничской уходит своими корнями в глубокую древность. До нас не дошла более точная дата, когда образовались Думиничи как географическая единица. Как и не сохранились сведения, где и в каком году в этом глухом и лесном краю появились первые поселения. На этот счёт существует несколько предположений. Вот лишь одно из них, по мнению краеведов, более близкое к истине.

В середине 1Х – Х веков нашей эры в бассейне рек Ока-Угра-Жиздра поселилось племя вятичей. Называлось оно по имени их предводителя Вятко. Один из древнейших летописцев земли русской – летописец Нестор писал, что были два брата – Родим и Вятко. Пришли они и решили обжить эти земли. Родим – на реке Соже, и стало это племя называться родимичи. А Вятко выбрал место со своим родом на реке Оке, и получил этот род название вятичи.

Главным занятием для вятичей было земледелие. Сначала подсечное, а чуть позже пашенное. Орудия труда – железный топор, мотыга, соха, борона, косарь. Убирали урожай серпом, молотили – цепом. Сеяли рожь, овёс, просо, ячмень, репу. Важное место отводилось скотоводству. Охота, рыбная ловля, бортничество играли подсобную роль. Кругом простирались дремучие леса, где было в достатке
всякого зверья, которые давали мясо, шкуры. Много рек и озёр, хорошо зарыбленных.

Кроме того, леса могли послужить надёжным убежищем на случай вражеских набегов. По этим и другим причинам и приглянулись наши места первопоселенцам. Жилища строились в форме полуземлянок. Внутри сооружения выкладывались печи – каменки. Хозяйство было натуральное.

 Первые поселения вятичей располагались по берегам рек. В середине Х-го столетия племена вятичей были подчинены киевским князем Святославом Игоревичем. Вятичи были язычниками. Своих умерших они хоронили путём сожжения трупов. В семейном быту у них поощрялось многожёнство.

С 1097 года земли вятичей вошли в состав Черниговского княжества. Как свидетельствуют архивные документы, в политической и экономической жизни того времени всё большее значение начинает приобретать православная религия, принятая Русью в 988 году. Как всякое нововведение, христианство не сразу было принято вятичами-язычниками. Многие из них так и не примирились с православием, покидали обжитые места и уходили в глухие лесные дебри, в глушь, куда ещё не ступала нога человека. Уходили в незнакомые места, чтобы сохранить свою веру и обычаи. Одним из таких затерянных мест стала для вятичей река Жиздра.

В древних летописях упоминается с 1146 года селение Жиздра с шестью дворами. Примерно в эти же годы, по дошедшему до наших дней преданию, близ реки Жиздра, там, где сейчас находится деревня Думиничи, обосновался со своим родом вятич Думин или Думинич. От его имени и пошло название поселения – Думиничи. Эта версия имеет право на существование, если ознакомиться со словарём древнерусских личных собственных имён, составленным в 1903 году Н.М.Тупиковым.

В ряду довольно часто упоминаемых и широко распространённых в Древней Руси личных имён автор словаря называет такие, как Баян, Хваст, Дума ( отчество – Думин или Думинич ), Сухин. К тому же, как известно, образовательный суффикс – ичи – в древние времена указывал на принадлежность лицу. От имени основателя поселения при помощи суффикса – ичи – и появились названия поселений Сухиничи, Хвастовичи, Думиничи. Не настаивая, что название Думинич происходило именно таким образом, мы можем сказать с уверенностью только одно: история нашего думиничского края берёт начало со времён глубокой древности, когда на его территории огромные площади занимали дремучие Брынские леса и топи болотные.

Через Брынские леса пролегал в те далёкие времена торговый путь. В летописи об этом говорится так: «В 1228 году Михаил князь Черниговский находился в Брыну». Брын – город, основанный Черниговским князем Святославом Олеговичем в 1146 году и первоначально называемый Дебрын, находился на речке Брынь, в девяти километрах от современных Сухиничей.

С 1146 года земля вятичей, в том числе и территория нашего района, была ареной междуусобных раздоров. В этом же году Киевский князь Изяслав Второй Мстиславич пошёл походом на Черниговского князя Святослава Олеговича, который укрылся в земле вятичей и которому удалось в 1147 –ом году отразить нападение Киевского князя.

 В 1228 году монголо-татарские воины под предводительством своего хана Батыя вторглись в пределы нашего края. О их нашествии на Русь, зверствах над нашим народом подробно рассказывается в книге Чивилихина «Память». А. И. Герцен писал: «Татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагана, сокрушающему всё, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили население и убивали». Не исключено, что в 1238 году во время семинедельной битвы за Козельск, многие беженцы, спасаясь от зверств завоевателей, находили укрытие на территории нашего района. По преданию, таким образом улица на берегу речки Брынь получила своё название Татарская.

Есть и другая версия, что именно на этом месте располагалась ставка хана. Отсюда монголо-татары напали на город Брын ( Старая Брынь ) и полностью его сожгли. Так же был уничтожен и Козельск, жители которого оказали врагу жестокое сопротивление, что привело в ярость хана Батыя. Все жители города были уничтожены, а он сам предан огню. Когда во времена царствования Алексея Михайловича на Руси произошёл раскол православной веры, то многие сторонники старой веры бежали в Брынские леса, где укрывались от преследователей, возводили здесь свои скиты. Свидетельством тому может послужить деревни Скачок и Хотисино нашего района, где до сих пор ещё можно встретить приверженцев старой, дореформенной веры. Об этих событиях смутного времени, например, рассказывается в книге писателя Н. М. Загоскина «Брынский лес». Подтверждением тому может послужить и существующая в селе Брынь старообрядческая церковь.

Многие годы дремучие Брынские леса служили убежищем для разбойников, скрывающихся от наказания за государственные преступления, для людей с тёмным прошлым, которые контролировали торговые пути, нападали на проезжих купцов и грабили их. До сих пор в народе жива легенда об атамане Кудеяре, который, согласно преданию, жил в тех местах со своей шайкой разбойников, где сейчас находится современное село Брынь. Овраг за селом так и называется – Кудеяров.