Зеркала

Петр Малышев
 Дни мои, словно листья осенние, уплывают вниз по темной реке. Сижу на холодном каменном полу, слушаю как журчит вода, опустив голову на забинтованные руки. Вспоминаю свои сны. Сны о еще непрожитом - и жизнь, что была похожа на сон.

*

 Небольшая комната, освещенная лишь слабым светом толстой желтой свечи. На деревянной низкой кровати в углу спит человек. Внезапно - он садится и открывает глаза. Глядит в одну точку остекленевшим и бессмысленным взглядом. Едва шевеля губами, шепчет что-то. Комната изменилась. Исчез дверной проем - на его месте лишь странная картина в черной раме, изображающая люк в железном клепаном полу и уходящую вниз, в темное никуда, ржавую лестницу. Окно теперь - вровень с землей, а в щели ставен лезет бурая крапива. В углу появился небольшой верстак, с разложенными на нем инструментами и куском толстого металла размером в две ладони.

 Человек, смахнув рукой с лица последние паутинки сна, садится за верстак. Это - Мастер. Он берет лист металла, берет резцы и напильники, и в руках его начинает оживать удивительное зеркало. По краю зеркала бежит орнамент - семь змей сплелись в любовном танце, образовав кольцо. На оборотной стороне высечены цветы и осенние листья, а также рыба. Пучеглазая, с маленьким фонариком на тонком стебельке, растущем из головы.

 Мастер работает, пока сквозь оконные ставни не начинает пробиваться серый, холодный утренний свет. На мягкую тряпочку он берет немного серебристо-зеленой мастИки, и - последний штрих - полирует лицевую сторону зеркала до невероятного блеска. Рука его движется без остановки, но все медленнее и медленнее. А спустя несколько часов зеркало выпадает из разжавшихся пальцев. Падая, оно исчезает, так и не успев долететь до пола. Мастер сидит, привалившись к столу, а глаза его все так же смотрят в никуда. Затем верстак, кровать, человек и картина исчезают. Не сразу, а постепенно - предметы ветшают, покрываются сеткой трещин, рассыпаются в прах. В оконный, и вновь появившийся дверной проем ползет сырая земля. Бежит время, лето сменяет зиму, возникают и рушатся империи, а на месте дома, стоявшего некогда на отшибе, остается лишь курган, с каждым годом становящийся все меньше и меньше.
 Человек этот давно уже мертв. Лишь череп его скалится мне через столетия улыбкой младенца.

*

 Другой глубокой ночью, на перекрестке четырех дорог, у засохшего мертвого вяза, стоят четыре зеркала в черных деревянных рамах. Каждое зеркало бескрайне и беспредельно - и в то же время имеет размер. Вблизи они совсем небольшие, но стоит отойти чуть подальше, как они начинают расти, и вскоре понимаешь - зеркала окружают, и обойти их невозможно. Первое - на востоке, второе отвоевало юг, третье - преграждает путь на запад, а четвертому принадлежит север. Поверхность зеркал словно гладь черного речного омута, и моего отражения в них нет. Есть совсем другое.

 

Зеркало первое:

 

 Она так близко от меня - смуглая, горячая кожа. Казалось, дотронься - и обожжешься. Темные волосы, лицо ребенка, а глаза... Глаза полные боли и ласки, рабской покорности и дикой, черной страсти. Взгляд, молящий о пощаде и требующий боли наслаждения. Целая вселенная - иная, вселенная снов, счастья, любви.

 Там - целый мир - светлым утром пробуждение маленькой девочки-жены в теплых объятиях, смешливой и веселой. Она же, засыпающая в бережных руках, умиротворенная и счастливая. Две души, переплетенные судьбой, идущие по жизни в согласии и гармонии. Детский смех. Мираж. Мираж, рожденный воспаленным разумом, истерзанным холодом одиночества и боли. Иллюзия, рожденная неумолимостью и слепым роком.
 И я не выдерживаю - рука моя тянется к ней, к ее теплу и огню. Всего одно прикосновение... С резким звуком лопается стекло, бежит сетью трещин, складывающихся в незамысловатый узор - пятиконечную звезду - перевернутую.
 А из изломанной мозаики скалится и смеется козлиная морда... Недолго - секунд десять. Осколки опадают разом, становясь ворохом обычного, битого стекла... Осталась пустая черная рама. И никакого волшебства.

 

Зеркало второе:

 

 Мне становится стыдно. Стыдно, но и оторваться я не могу. Какая дикая слабость, какой упадок... Я опускаю глаза на секунду, чтобы вновь поднять их и <cut>


*обрывок чужого разговора*
...а второй ранит душу...
-А как по твоему, что будет, если держащий за рукоять шагнет навстречу?
<cut>


 ...ноги уже еле держат, и все в глазах заволокло мутной пеленой. Сквозь этот туман можно различить странный витой знак алой ниткой высвеченный в зеркале. Невыносимой громкости гул стоит в голове - резкий, на одной металлической ноте, вкус соли и железа во рту... Глядя на знак я чувствую, как кровь покидает тело... Словно упругой струей, быстро и - в никуда... Словно вода из крана... Хохот в ушах, судорогой сведенные мышцы - ухватившись ослабевшими руками за раму, невероятным усилием отвожу глаза - чтобы услышать звон бьющегося стекла.

 

Зеркало третье:

 

 По ту сторону - пляж. Жаркий, цыплячье желтый - а за ним - море... Здесь удается продвинутся чуть дальше. Вблизи море поражает зеленой прозрачной водой, стаями мелких рыбешек. Море искрится пеной, радугой мелких брызг прибоя, кристалликами соли. А на горячих камнях в полуметре от кромки волн, умирает медуза.
 Студенистое тело плавится под жарким палящим солнцем, содрогается, исчезает, истекает в другой мир, дверь в который - тут рядом, только руки протяни.
 Подобрав выброшенную прибоем ветку, я аккуратно подталкиваю медузу к воде. Полминуты - и вот полупрозрачное тело медленно крутится, машет бахромой, медленно уходя в глубину. А я стою по колено в воде и смотрю вдаль. Словно чудное видение, такие яркие краски... Вдали, в у гризонта - архипелаг, немного правее - белый росчерк паруса, а под солнцем, туда куда ведет золотая дорожка, плещется в теплом море дивное сказочное создание... Кошка? Как возможно такое? Возможно и это - в зазеркалье возможно все, и веселая морекошка ныряет и взмывает над водой, вздымая брызг капель. И хочется к ней, отчаянно, хочется резвиться вместе, быть рядом, быть достойной ее... Но из воды глядит на меня лишь отражение оскаленной волчьей пасти...
 Капля крови, сорвавшись с клыков, разбегается в соленой воде паутиной, бегут трещины по холодной мути стекла, деля его на двенадцать частей. И вот уже третье зеркало ссыпается в кучу стеклянной крошки.

 

Зеркало четвертое:

 

 Я бегу по осеннему лесу, бегу легко и свободно. У меня четыре лапы, роскошный мех и самые острейшие зубы, которые когда либо создавала природа. Небольшая стая движется ровно, размеренно - а я с краю, чуть впереди и особняком. Широкая ложбина выходит на поляну, и я останавливаюсь как вкопанный, уставившись на нее. И она смотрит на меня - маленькая, черно-глянцевая волчица. В глубоких темных глазах плещется улыбка - приглашающая и вдруг - с легкой грустинкой и извинением. Я делаю медленный круг подле нее, впитывая кружащий голову запах. Тело сводит от желания, но что-то останавливает меня. Остальных волков на поляне уже нет - нас оставили вдвоем. Мы садимся друг напротив друга на расстоянии метра и она начинает говорить. Глаза в глаза.

- Твое место не здесь.
- Но я хочу быть здесь.
- Твои желания мало что значат в подлунном мире.
- Все, что желается, когда-нибудь должно сбыться - главное, хотеть. По настоящему.
- Это не так. Есть судьба, есть предопределение. Есть место в мире.
- Я хочу, чтобы мое место было рядом с тобой, здесь.
- Ты опять не понимаешь... Не важно, что ты хочешь. Не важно, что желаешь. Тебе уже написана роль, очерчена граница. И занавес уже поднят - от тебя зависит лишь, как ты сыграешь свою роль. Можешь - с успехом и овациями, а можешь - просто ждать и не снискать даже жалкого хлопка.

- А если финалом будет лишь смерть?
- Смерть в любом случае будет финалом, раньше или позже. Хоть я и не знаю, какова она будет. Но зато могу сказать, что ждет тебя на пути. Тебя ждет одиночество. Ты обречен не иметь дома, не иметь близких. Ты обречен не чувствовать почвы под ногами. И овации, которые ты можешь снискать - тоже лишь иллюзия, потому что, скорее всего, все это как театр одного актера, так и театр одного зрителя. Я могу лишь дать тебе слабую надежду... Что если ты сыграешь свою роль до конца, тебя ждет нечто неизведанное - то, что не каждому дано было испробовать под этими Солнцем и Луной. Но шанс этот - ничтожно мал, и, скорее всего, ждут тебя - лишь безвестие, скука и неудача...
 
 Волчица говорит, и внезапно я понимаю, как стары ее глаза. Затем замечаю, что и шерсть совсем седа, словно грязный весенний снег. Я смаргиваю от внезапно набежавшей слезы, а когда открываю глаза, вижу, что мир вокруг изменился. Нет передо мной никого - лишь полуистлевшая горстка костей. Вокруг - короткие обугленные скелеты деревьев, а землю устилает толстым слоем серый, тяжелый пепел. Нет чувства боли, нет страха - чувства, кажется, испарились вообще. Последний взгляд на то место, где годы назад была - она - и ноги несут невесомое тело, куда...

 Путь мой лежит там, где некогда зеленела трава, там, где когда-то пели птицы, где дул свежий ветер - а сейчас лишь мертво и неподвижно лежит свинцовая пыль. Минуя высохшее русло реки я выхожу на плоскогорье. Здесь был город. Искореженные, обугленные развалины, сплетенные невероятной силой в странный узор прутья арматуры. Редкие, чудом сохранившиеся стекла в огрызках домов. Лицо, мелькнувшее за одним из них, занесенные вверх руки...
 А я стою, прижавшись горячим лбом к ледяной поверхности зеркала и вижу, как вниз ползет трещина... и еще одна - поперек. Разделенное на четыре половины зеркало выпадает из рамы, и, ударившись о землю, взрывается сотней осколков.
 Путь свободен. Зеркал нет, сквозь пустые рамы дует стылый ветер, пробирая до костей. Ночь на исходе, а впереди - дороги, не ведущие никуда. Нет разницы - какую из них выбрать, ведь любая приведет лишь к оставшимся трем. И поэтому - я делаю шаг...

*

 "...в этом же состоит суть всех зеркал - показывать то, что угодно им, потакать слабости и лжи, истинную же сущность человеческую прятать под черной пленкой амальгамы. Питаться чужой силой, взамен даря иллюзию. Яркую, почти совершенную, но все же - иллюзию.

 Далеко не каждое зеркало способно окончательно увести человека из его мира, каждому человеку предназначено только одно - ЕГО зеркало..."

 

*

 ...и мое зеркало скитается по лавкам старьевщиков и торговцев антиквариатом. Я приблизительно помню, как оно выглядит. Зеркало это из странного металла, по краям украшено причудливым орнаментом, изображающим небывалых птиц и зверей. Там, где орнамент, оно позеленело от времени, а вот серединка неизменно сияет, отполированная до невероятного блеска.
 До тех пор в зеркалах я вижу лишь чужое отражение, когда же наступит время - на короткое мгновение увижу настоящего себя... А потом отражение и душа поменяются местами. Отражению недолго гулять по свету - лишь несколько лет проведет оно, бессмысленно проживая дни. А душа, заточенная в металле, запутавшись в нескончаемом сне, начнет свои скитания.
 Через много миллиардов лет, когда старые материки уйдут под воду, а на месте неведомых ранее глубин вырастут горы, и даже небо поменяет свой цвет, человек новой расы раскопает в прибрежном песке стертое, покрытое зеленым налетом зеркало. Шестипалой рукой сотрет он налет веков - и из глубины - глянут в последний раз на него мои глаза... А может быть, это будут глаза той, которую я полюблю...