Этот жестокий Бог 3

Брат Константин
Исход, 20
5 …Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Читаем стих пятый. Какой страшный, мстительный и несправедливый Бог! И бедные, несчастные дети, рождённые в мире, созданном этим Богом! Даже шестой стих после такого шока звучит для нашего уха не столь оптимистично. Что такое эти мифические «тысячи родов», которых, может быть, и не будет, по сравнению со страданием существа несомненно близкого и родного, собственного ребёнка или внука? Какая изощрённая месть! Ты видишь это страдание и ничем, ничем не можешь помочь. Самый известный пример из Библии – страдание царя Давида о сыне Вирсавии (2 Царств, 12)
 «15 И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. 16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле. 17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.»
 Скорбь Давида вызывает сочувствие и уважение. Однако никакого ропота в сторону Бога. И это понятно: Давид знал Закон и понимал, что рождение ребёнка было следствием совершённого прелюбодеяния и убийства (главы 11 и 12). Смертью ребёнка по пророчеству Нафана был наказан сам Давид. И это действительно тягчайшее из всех наказаний – когда дети страдают за вину родителей. Впрочем, наверное, в данном случае формулировка «за вину» некорректна. Скорее правильно будет говорить «по вине». Здесь мы имеем дело с Законом Божиим не как со сводом неких правил и наказаний, подобных человеческим, которые, в принципе, можно и обойти или пересмотреть. Здесь мы вплотную приступаем к Закону мироздания, частью какового (мироздания, а не закона), является человек. Не случайно рассматриваемые строки находятся именно в Десятословии Моисеевом, которое, как гласит Библия, было начертано на скрижалях Божиим перстом, так что его можно рассматривать как некий основной закон (читай: конституцию) человеческого общежития. Основное отличие Закона Божьего от законов человеческих состоит в том, что его в принципе нельзя как-то нарушить или обойти. Убивать и прелюбодействовать по Божьему Закону нельзя не потому, что тебя за это могут наказать (если поймают и докажут, что виновен), а потому, что в мире, созданном Богом, эти действия приводят в конечном итоге к смерти. Это всё равно, что подбрасывать над собственной головой тяжёлый камень: он неминуемо упадёт тебе на голову. И говори после этого, что мир устроен несправедливо! Но это лишь частный случай общего закона: куда бросишь камень, туда он и полетит, с поправкой на притяжение земли. Почему же, если мы направляем камень в голову соседа и попадаем, то закон справедлив, а если подбрасываем его вверх над головой собственного ребёнка (как в случае Давида), то плох? Закон ни хорош, ни плох, он дан нам не для оценки, а для использования в жизни. Он сигнализирует: не делай того, что может причинить вред тебе или твоему ближнему (в частности в данной статье, не делай себе объектов для поклонения и не поклоняйся им), а делай то, что принесёт пользу (Втор., 5: 16 Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.) Таким образом, мы приходим не к тезису о мстительности Бога, а о Его любви к нам, по которой Он предупреждает нас о возможных последствиях наших поступков. Наши грехи – это камни не только над нашими головами, но и над головами наших детей. И наше дело – не возмущаться тем, что Господь устроил этот мир не по нашей прихоти, а просто следовать советам, которыми, собственно, все тексты законов и являются.
 Втор.30:19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, 20 любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.
 Так где же несправедливость Божья? Может показаться, что Его слова напоминают слова разбойника: «жизнь или кошелёк?» или тому подобные, когда сильный человек (например, пахан в тюремной камере) начинает диктовать некие условия общежития, основанные на подчинении его (пахана) авторитету. Однако тут тоже есть кореное различие. Пахан не создавал своего мира. Он такой же точно узник, просто желающий устроиться здесь с комфортом за счёт других. И тюремная камера – не прообраз мира, в чём нас пытается уверить массовая пропаганда, призывающая «бороться за место под солнцем». В мире места хватит всем, если каждый будет находиться на своём месте. Но наше место определяют не паханы, не сильные мира сего, не те, кто пробился ближе к солнцу по своей теории. Они такие же точно твари, создания, как и те, кого они «учат жизни» и притесняют. Иное дело Господь. Лучше всего ситуацию показывает псалмопевец в Псалме 138:
1 Господи! Ты испытал меня и знаешь.
2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение [Твое], - высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью";
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.
Прекрасная картина. Кому, как не тому самому Господу, Кто нас создал, предъявлять к нам, как Своему творению, требования. И не кажется ли абсурдной ситуация, когда Творец уговаривает Своё творение жить, а оно всячески старается погубить себя, при этом пытаясь объяснить необходимость своих действий теми или иными причинами? Творец предупреждает, что смерть ужасна и непоправима и тянет за собой массу последствий для других людей и всего мира в целом. И обращается Он к нам, как к неразумным детям: накажу, отомщу! Но это милость Его, ибо что хуже: отеческое наказание ремешком, или безоговорочная смерть по Закону? И не удивительно ли то, что люди предпочтают «честно» умереть?
Но Господь не был бы Господом, если бы говорил только о карательных мерах или о некоей вечной жизни, перейти в которую можно только по ту сторону гроба. Он даёт нам всё необходимое для жизни ещё здесь. И готов и здесь благословлять нас. До тысячи родов – это не шутка и не метафора. Достаточно посмотреть на Соединённые Штаты и некоторые страны Европы. Многие бедствия обходят их стороной, а если не обходят, то страны быстро восстанавливаются. Вспоминаются стихийные бедствия, наводнения 2002 года, когда разбушевавшиеся воды принесли массу разрушений. Однако число погибших на всю площадь поражения не превысило полусотни человек. И это учитывая огромную плотность заселения пострадавших районов. Экономика же восстановилась и вовсе незаметно, хотя убытки были несомненно гигантские. Ещё о восстановлении экономики: после второй мировой войны та же Европа восстановилась из руин гораздо быстрее, чем наша Россия. И дело тут не только в масштабах разрушения и поражения, ведь, скажем, Польша пострадала гораздо сильнее, да и самой Германии досталось. Кстати, ту же Польшу не смогли сломать даже годы коммунистической власти. Надо думать, среди католического населения этой страны было немало истинных верующих, молившихся за свою родину. Вспоминаются строки из 18 главы книги Бытие:
«20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; 21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. 22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. 23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? 24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? 25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? 26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. 27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: 28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. 29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. 30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. 31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. 32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. 33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.»
 События следующей, 19 главы, переносят нас в Содом, где, как выяснилось, не было и десяти праведников, а было всего четверо: Лот, его жена и дочери. Перед тем, как предать город огню, Господь вывел их оттуда.
Бытие, 19; 29 «И было, когда Бог истреблял [все] города окрестности сей, вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот.»
 Сколько праведников было в Польше, мы не знаем, но они там явно были. А вот Швейцария, колыбель протестантизма, страна, принимавшая истинных верующих во времена гонений, когда католическая церковь переживала упадок. Фактически со времён Кальвина эту страну обходят стороной все европейские войны. Сомнительно, чтобы современные швейцарцы горели верой так же, как и их далёкие предки. Однако благословения продолжаются. Разве это не удивительно? А чего стоит показатель развития таких стран, как Япония и Корея за последние 60 лет? Корея формально приняла христианство, а Японии для получения благословения потребовалось всего лишь перестать гнать христиан. Даже перемена отношения с резко отрицательного на нейтральное способна творить чудеса. Господь как бы говорит: «Не останавливайтесь! Идите ко мне, и я благословлю вас ещё больше!» И благословит, ведь обещал: «до тысячи родов». Стоит только избрать жизнь.
Кстати, история жизни Лота сама по себе является хорошей иллюстрацией рассматриваемой нами темы. Читаем 19 главу дальше:
«30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его. 31 И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; 32 итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. 33 И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. 34 На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. 35 И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. 36 И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, 37 и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне.38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне.»
 Дочери Лота были всё же дочерьми Содома, его порочной культуры, в которой, видимо, такие поступки были вполне нормальны. Беда Лота состояла в том, что он свою праведность не смог привить ни жене, ни дочерям, ни, тем более, зятьям. Он не был авторитетом в своей семье, и дочери принимали решение за него. Увы, расплачиваться за это пришлось не только им самим, но и их потомкам. В самом деле, в такой семейной атмосфере, где в основании всего лежит множество грехов и падений, вряд ли вырастут добродетельные дети. Слишком много препятствий было поставлено перед добродетелью. Потомки выросли противниками Бога и Его народа. Вот одно из характерных пророчеств о них:
 Соф.2:9 «Посему, живу Я! говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: Моав будет, как Содом, и сыны Аммона будут, как Гоморра, достоянием крапивы, соляною рытвиною, пустынею навеки; остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие.»
 Страшно. Но вполне объяснимо и понятно. Впрочем, есть и другие пророчества об этих народах. Например, Иеремия, 49:
 «5 Вот, Я наведу на тебя ужас со всех окрестностей твоих, говорит Господь Бог Саваоф; разбежитесь, кто куда, и никто не соберет разбежавшихся. 6 Но после того Я возвращу плен сыновей Аммоновых, говорит Господь.»
 Господь жалеет народы, которые навлекают на себя проклятие. Народы эти были нечестивы, и страдали за своё собственное нечестие, но началось всё с того, что было допущено Лотом. Не утерял бы Лот своей праведности, «заразил» бы ею других – его потомки стали бы совсем другими, и благословение не покидало бы их. Впрочем, это утверждение справедливо для всех потомков Адама: не имея жизни невозможно передать её детям ни генетически, ни воспитанием.
 Есть у рассматриваемой нами статьи Закона и ещё одна сторона. Читаем выборочно.
Исход, 6: 24 Сыны Корея: Асир, Елкана и Авиасаф: это семейства Кореевы.
Числа, 16: 1 Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, 2 восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. 3 И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? 32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; 33 и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
Числа, 26: 11 но сыны Кореевы не умерли.
Сыны нечестивого Корея не просто не умерли, но и остались в истории, как авторы замечательных псалмов.
В дополнение можно сказать вот ещё что:
Существует один очень серьёзный богословский вопрос, волнующий всех, кто хоть как-то знаком с христианством.
«Удивительно, между тем, что самая непостижимая для нашего разумения тайна - преемственность или наследственность первородного греха, и есть именно то, без чего мы никоим образом не можем познать самих себя! И действительно, ничто не противоречит так нашему разуму, как ответственность за грех первого человека тех, которые, будучи столь удалены от первовиновника греха, никак, по-видимому, не могут нести вины за него. Эта наследственность вины кажется нам не только невозможной, но и крайне несправедливой: с нашим жалким правосудием никак не согласуется вечное осуждение неправоспособного сына за грех, в котором он принимал, по-видимому, так мало участия, - как в событии совершившемся за несколько тысяч лет ранее его появления на свет.»(Паскаль. Мысли о религии, 10)
Этот вопрос о наследственной природе греха не будет иметь вразумительного ответа до тех пор, пока мы будем рассматривать грех, как явление самодостаточное и равноправное (хоть и противоположное) праведности. Однако здесь тоже следует отвлечься от стереотипов мышления и взглянуть на дело непредвзято. Обратимся к первоисточнику, к самому началу:
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Бытие, 2)
Разгадку, судя по всему, нужно искать здесь. Господь не обманул Адама, мы это знаем, Адам действительно умер в тот момент, когда ослушался Бога. Он оторвал себя от Источника жизни и сравнял себя с несмысленными животными. Иными словами, вхождение греха в Адама правильнее было бы назвать выхождением из него праведности. А вхождение смерти - выхождением жизни. Да, грех не существует сам по себе, как не существует сама по себе смерть, не существует тьма, не существует небытие, не существует ноль. Что такое ноль сам по себе? Это даже не само отсутствие числа, а всего лишь значок, обозначающий это отсутствие. Тьма – всего лишь отсутствие света, и нельзя даже сказать, что мы видим её, потому что если она не полная, значит мы видим сквозь неё окружающие предметы, а если полная и абсолютная – мы просто не видим ничего. Глаз не получает никакого сигнала, и чёрный фон, который мы ощущаем своими глазами есть всего лишь отображение этого отсутствия сигнала. Так же и смерть становится ясна нам только в сравнении с жизнью. А небытие, для обозначения которого у нас есть слова, и вообще невозможно ни представить, ни объяснить. Таким образом, грех, как некая отрицательная категория, является не отрицанием праведности, а отсутствием её, и не только её. Тут и ответ на другой вопрос: создавал ли Бог грех? Нет, не создавал, как не создавал тьму, а лишь разделил её со светом и дал определение (Бытие, 1, 4). Так же не создавал Он и смерть. Её и незачем создавать, она всего лишь синоним отсутствия бытия, жизни и т. д.
Возвращаясь к заданному вопросу, остаётся только сказать, что в данном контексте всё правильно. Мы не получаем по наследству Божье наказание, предназначенное кому-то из предков, например, Адаму. Мы вообще ничего не получаем, вот в чём дело. Если у предка, например, Адама, не было жизни, то и у нас её не будет. Некоторые могут возразить с точки зрения генетики: если состояние греха является приобретённым, то как же оно наследуется? Опять же – не наследуется! Ведь во-первых, со вхождением греха ничего не приобретается, а наоборот человек многого, если не сказать всего, лишается. А во-вторых состояние жизни не является для Адама исходным.
« И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» (Бытие, 2, 7)
 Человек становится живой душою лишь тогда, когда Господь вдыхает в него дыхание жизни. С большой долей вероятности можно говорить о том, что «дыхание жизни» - это если не сам Святой Дух, то по крайней мере некий Его прообраз. Выходит, обижаться нам не на что: мы рождаемся не лучше и не хуже Адама. Мы даже находимся в более выгодных условиях: мы знаем, что случилось с Адамом и многими другими. Так что, наша жизнь – не наказание за чей-то, например, Адама, грех. Это всего лишь время, которое Господь милостиво предоставил нам для осознания того, что жизнь лучше смерти. И не Его вина, если мы путаем понятия и предпочитаем смерть.