Этот жестокий Бог 2

Брат Константин
Исход, 4
19 И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей .20 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. 21 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа. 22 И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; 23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего. 24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его . 25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. 26 И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови -- по обрезанию.

Последние три стиха приведённого отрывка способны привести неискушённого читателя в замешательство. В самом деле, третья и четвёртая главы посвящены призванию Мосея Господом на служение. Мало того, Моисей был, судя по всему, первым человеком, которому Господь открылся под именем «Сущий». Итак, Моисей был призван, ему были даны подробные инструкции, он собрался, взял жену и детей и… тот самый Господь хотел умертвить его? Где же логика? Конечно, мы можем в ответ на подобный вопрос процитировать Ис55:8:
«Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь.»
Но этот ответ нам самим вряд ли показался бы исчерпывающим, если мы зададим подобный вопрос. Итак, будем искать ответ. К сожалению, не могу обратиться к первоисточнику, так как не знаю древних языков, а переводы не всегда достаточно отражают смысл оригинала. Но в данном случае вряд ли помогло бы и обращение к оригиналу. В некоторых местах язык Библии поэтичен и пространен, в других же – предельно лаконичен и напоминает газетное сообщение в конце колонки мелкими буквами. Но в таких сообщениях зачастую содержится серьёзная и ценная информация. Ну а уж в Библии и подавно нет информации малоценной и несерьёзной. Итак, придётся провести расследование по данному факту, используя саму Библию. Расмотрим ситуацию более подробно. На первый взгляд она выглядит абсурдно, это мы уже выяснили. Зачем Господу желать смерти Моисея? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо перечитать заново книги Бытие и Исход и поближе познакомиться с Моисеем и его предшественниками, кто напрямую общался с Богом. Всё ли гладко было в этом общении у них? Припомним наиболее яркие эпизоды. Вот Авраам:
1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. 2 Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. 3 Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог .4 На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. 5 И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. 6 И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7 И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? 8 Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе .9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. 10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. 11 Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. 12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. 14 И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. 15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба 16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] 17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего (Бытие, 22).
 Этот отрывок пространен, и потому, наверное, не вызывает такого острого неприятия при первом чтении, хотя некоторый осадок и остаётся: эксперимент над Авраамом был проведён жестокий. Однако он привёл к совершенно определённому результату. Очевидно, что Авраам был поставлен в такие условия, когда нужно совершить выбор. Выбор между собственным наследником здесь, на земле и Богом, хоть и являющимся и говорящим, но всё же выходящем за рамки обычного человеческого понимания (объясните-ка хотя бы значение слова «сущий») очень труден, рискну сказать, невозможен для нормального человека:
 (Матф.19:26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.)
 И конечно же, не Богу нужен был этот выбор, чтобы узнать душу Авраама, как и не для того Господь в раю спрашивал Адама: «Где ты?», чтобы найти его. Господь всё знает и про Адама, и про Авраама, и про нас с вами. Вопрос «Где ты?» нужен был самому Адаму, чтобы тот сам оглянулся на себя и вокруг и определил, где он. Так и жестокий эксперимент над Авраамом нужен был прежде всего самому Аврааму, чтобы он тоже определил для себя, где он. Говоря проще, экзамен нужен не экзаменатору, а экзаменуемому. Авраам в cвоей жизни провалил много экзаменов. И Сару он выдавал за сестру, так как боялся, как бы ему не погибнуть из-за её красоты. И Измаила едва не сделал своим наследником, не дождавшись обетованного Богом. Да разве мало подобных эпизодов малодушия и неверия могло произойти за более чем столетнюю жизнь? Он ведь был обыкновенным человеком из плоти и крови, как и мы с вами, и имел точно такое же право на страх и малодушие, как и мы (то есть, говоря по совести, точно так же не имел на это никакого права). Так что не будем вдаваться в подробности рассматриваемого эпизода и препарировать мысли и чувства, возможно возникавшие тогда в его уме и сердце, этому посвящено достаточно много исследований. Отметим сам факт: Господь сделал не просто жестокий эксперимент, а произвёл нечто вроде хирургической операции по удалению опухоли неверия. И не стоит говорить, что эта операция была проведена без наркоза. Весь жизненный путь Авраама был подготовкой к этой операции: несчастья и лишения закаливали его и повышали болевой порог, а благословения и удачи – чем не лучшее обезболивание?
Обратимся к другому «нелогичному» отрывку:
22 И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; 23 и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. 24 И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; 25 и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. 26 И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. 27 И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. 29 Спросил и Иаков, говоря: скажи [мне] имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? [оно чудно.] И благословил его там. (Бытие, 32)

В этом отрывке тоже есть некоторая нелогичность. Зачем Господу было бороться с Иаковом, да к тому же наносить ему увечья, тем более в такой тяжёлый и ответственный момент жизни этого человека? Но интересно и поведение Иакова. И тоже нелогично! С точки зрения неверующего человека. Посмотрим картину в контексте. Человек, вступивший в такую серьёзную борьбу, определённо должен был стремиться к цели своего путешествия всей душой. Куда стремился Иаков? Много лет назад он бежал отсюда, спасаясь от гнева своего старшего брата, притом, гнева, в общем-то, справедливого. Первородство, купленное за тарелку не самой лучшей еды – этот эпизод мог бы и забыться. Кто из людей не проявляет слабости в самый неподходящий момент и не произносит глупые и напрасные слова? Однако, глупое слово Исава не пропало. (Лук.1:37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.) Ох как сильно и больно оно ударило по нему! И припомнил его не кто-нибудь, а родной брат, тот, кто был «кротким и живущим в шатрах» (Быт., 25:27), что не приличествовало мужчине. Вдвойне обидно! Да и воспользовался этот кроткий прохиндей своей покупкой не просто так, а приправил её подлогом, обманув родного отца. Обидно втройне! Мог ли Исав, настоящий мужчина, оставить такое поведение без наказания? Вообще нормальный человек как поступит в данной ситуации? Поставьте себя на место Исава. Это просто. Теперь попробуйте представить себя Иаковом, только что перешедшим Иавок. Куда так стремится этот человек? Да, жизнь его у Лавана не была лёгкой и радостной. Некоторые говорят, что если бы можно было производить зачёт грехов лишениями и страданиями, баланс Иакова к тому времени наверняка был если не положительный, то уж наверняка нулевой. Но Иаков знал, что такого зачёта не существует. И боялся. Тем не менее – шёл! И именно туда! Разве он не мог избрать другое направление? Скажем, Вавилония… Или дальше, в Индию. Да почему бы и не на север? Были бы мы сейчас потомками Авраама, Исаака и Иакова по плоти. Однако он шёл именно назад, в то место, где прошли вряд ли счастливые детство и отрочество, и где его ждал смертельный враг. Текст Библии не даёт нам прямого ответа, почему Иаков не пошёл в другое место, а решил вернуться назад. Но тут тоже нужно обратиться к контексту. Дело в том, что возвращался на родину совсем не тот человек, который в своё время уходил. Двадцать лет жизни в трудах и без надежды сильно изменили того мальчика, выросшего на женской половине дома. Он узнал цену богатства, которого жаждал, и цену обмана, которым пользовался. Оставалось разрубить последний узел: отношения с родными, в первую очередь с братом. Мальчик-обманщик в своё время решил, что лучшим решением проблемы будет бегство. Взрослый мужчина знал, что за всё нужно отвечать, и лучше сделать это здесь, на земле, перед тем, кого обидел, чем на небесах перед Самим Богом. И ещё: все двадцать лет, проведённые у Лавана, он помнил об обетовании, данном ему Богом в Лузе:
 13 И вот, Господь стоит на ней (лестнице) и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; 15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.(Бытие, 28)
 Вот это сочетание веры с осознанием долга и двигало Иаковом. И Божье благословение было необходимо ему. А ещё был действительно необходим этот эпизод с борьбой. Всё ещё можно было отменить. Иавок легко переходился вброд. Перейти его назад и спокойно отправляться осваивать другие земли, искать новую родину, где, может быть, и земля более плодородна, и где нет смертельного врага. Но Иаков не жалеет даже собственной ноги, чтобы пойти именно сюда, потому что Господь обещал. Это тоже была ситуация, в которой Иаков должен был подтвердить свой выбор самому себе. И он сделал это. И дальше происходит чудо: смертельный враг простил его. Тому тоже пришлось прожить нелёгкую жизнь человека, оставшегося без отцовского благословения, и она научила его цене многих вещей. В том числе и цене прощения. Так что Господь приготовил Иакову прекрасный подарок. Ни один поступок в Божьем мире не остаётся без последствия, и много зла Господь обращает в добро. Это мы впоследствии увидим на примере Иосифа, проданного братьями в рабство. Итак, Иаков выдержал экзамен.
Обратимся теперь к Моисею. Что же произошло с ним? История Моисея вообще довольно лаконична. Знал ли он о своём еврействе, живя в доме дочери фараона? Сомнительно. Скорее всего, он узнал об этом позже. Во всяком случае, в неведении он не оставался, ибо зачем тогда было ему убивать египтянина, плохо обращавшегося с рабом? (Исход, 2:11 – 12) Но национальное самосознание ничего не могло дать Моисею. И тогда Господь высылает его из языческого Египта туда, где он мог получить хоть какое-то понятие о Боге, в дом Иофора (или Рагуила), священника Мадиамского. Мадианитяне – тже, в общем-то, еврейское племя, ибо происходят они от того же самого Авраама (Быт. 25;2). И, вполне возможно, они имели понятие о Господе и завете, заключённом Им с Авраамом. Скорее всего к тому времени их родовая вера выродилась в культ Ваал-фегора (подробно об этом в Числа, 25), но наверняка оставались и те, кто знал и чтил Бога Живого. Таковым скорее всего и был Иофор-Рагуил, будущий тесть Моисея, Мадиамский священник. Именно от него Моисей и должен был получить то знание о Боге, которого был лишён в Египте. Можно представить себе, как поражён был Моисей откровением из горящего куста. Ведь кто такой Господь для человека, выросшего в языческом многобожии? Всего лишь одна из многих безликих сил, которым по большому счёту нет никакого дела до человека. Ведь терпит же Он мучения народа, который Ему поклоняется. И вдруг всё это оказывается правдой, а то, в чём он рос и воспитывался с самого детства – ложью. Это надо было пережить. И Моисей это пережил. Он принял решение – возвращаться обратно в Египет. Собственно, он ведь вполне мог бы этого не делать. Судя по всему, у Иофора ему жилось неплохо, и отношения между ними были хорошие, не то, что у Иакова с Лаваном. И имущества Моисей не нажил, уходил только с женой и детьми. Весьма возможно, он должен был наследовать Иофору. А что ждало его в Египте? Всей радости – только то, что «умерли искавшие души» его. Слава пророка – сомнительная вещь, да и сам Моисей не очень верил в неё. Тем не менее, он пошёл. И вот… дорогою Господь хотел умертвить его! Реакция Моисея не была описана. И скорее всего просто потому, что Моисей проявил нерешительность. Это был человек, остро нуждавшийся в поддержке всю свою жизнь. Господь дал ему Аарона вместо рупора и Иисуса Навина, как полководца. И ещё была у него Сепфора, верная и скромная жена, в решающий момент совершившая единственно правильный поступок. «Жених крови ты у меня». Завет обрезания – завет крови. Я дочь священника, человека Божьего. А ты сам Божий человек, пророк. А это – твой сын, за которого ты в ответе, как в ответе за тот народ, пророком которому тебя поставил Господь. И вот – твой с Ним завет. Помни, кто ты, куда идёшь и зачем. Моисей вспомнил и ободрился и смело пошёл вперёд. И больше не проявлял слабости и неверия. А Сепфора, как и положено верной жене, ушла в тень. Судя по всему, Моисей отослал её с детьми обратно, чтобы их не коснулись последующие лишения и «казни Египетские». Встретятся снова они уже во время скитания Израильского народа в пустыне. Впрочем, семейная жизнь Моисея окутана тайной. Но этот эпизод дорогого стоит.
Итак, что мы видим в результате? Святые мужи Божии: Авраам, Иаков, Моисей и другие – обыкновенные люди, подобные нам. Но от многих из нас они отличаются тем, что Божьи обетования ставят во главу своей жизни. Рецепт прост: Деян.5:29 …должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.