Как казаки в Индию ходили

Дмитрий Караганов
– Двадцать тысяч казаков –
В Индию, в поход! –
Павел Первый приказал
В свой последний год.
– О-двуконь собрать донцов,
Не вникая в суть.
Выслать в Оренбург гонцов,
Проложить чтоб путь.
– Спорить без толку. Приказ.
Царь сказал – в поход.
– Воевали мы не раз,
– Жаль, не знаем ход.
Воет, стелется метель,
Душу рвёт февраль.
Как судьба решит теперь?
Нет гадалки... Жаль.
Кони вязнут... Грубый снег,
Стынут казаки...
Вряд ли впереди успех,
Ропщут дончаки.
Дон остался без мужей,
Взяли всех в поход:
Бедных, раненых, больных,
Даже стариков.
Писарей, подростков взяли
И пономарей...
А.И.Мордовина - «Стихи о Донских казаках»


Почему огромные массы людей вдруг поднимаются с насиженных мест и, движимые какой-то идеей, идут вперёд, не смотря ни на какие трудности и препятствия, совершают подвиги, идут на мученничество…?

Ответ можно найти в исследованиях Льва Николаевича Гумилёва (1912-1992), сына славных граждан России - поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

Лев Гумилёв объяснил это введением понятия «пассионарности» от латинского «страсть». Пассионарность по Гумилёву «…это характерологическая доминанта, это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще всего, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников…».

Царь Александр Македонский (356-323 г.г. до н.э.) для достижения своей личной непревзойдённой славы дошёл со своими солдатами до Индии и завоевал её в 326 году до н.э.

Почему вспомнилось про Александра Великого и про его поход в Индию?

В 1796 году на трон, сменив свою мать – Императрицу Екатерину II, взошёл Павел Петрович Романов - Павел I (1754-1801).
Павел I в конце царствования резко сменил ориентиры российской внешней политики и начал совместные действия с Наполеоном против Англии, для чего в январе 1801 года отправил 23 000 казаков на завоевание Индии, стремясь нанести удар англичанам в неожиданном месте, а заодно подчинить России не только Индию, но и все, что лежит между Индией и Россией - так и было сказано в приказе, данном 12 января 1801 года атаману войска Донского генералу от кавалерии В.П. Орлову для казачьего войска… двигаться «…прямо через Бухарию и Хиву на реку Индус и на заведения английские, по ней лежащие…». Получив императорский рескрипт, атаман приказал по войску, чтобы "до последнего в шесть дней выступили все с полуторамесячным провиантом".
К этим силам должны были присоединиться и уральские казаки.

* * *

Как же проходил этот поход казаков? Обратимся к очеркам истории Войска Донского, написанные знатоком истории казачества, классиком русской военной прозы, атаманом Всевеликого Войска Донского, генералом от кавалерии Императорской Армии Петром Николаевичем Красновым (1869-1947).
Вот как он описывает эти события: «В день 12 января 1801 года император Павел I повелеть соизволил: собрать все войско Донское. Куда, зачем замышлялся поход — про то никто не знал. Войсковой наказной атаман Василий Петрович Орлов предписал готовиться всем офицерам, урядни¬кам и казакам. Все, до последнего, должны были в шесть дней быть готовы к выступлению о-двуконь с полуторамесячным провиантом. Казаки обязаны были иметь при себе ружья и дротики… Куда пойдет войско Донское — этого никто не знал. В войске числилось 800 больных, но и им приказано было явиться на смотр. Шли недужные, опухшие от ран, искалеченные. Круглые сироты и беспомощные бедняки приготовлялись к походу; у многих казаков не было форменных курток и чекменей, их одевали в старые халаты, в сермяжное одеяние. Никому не делали уважения. Хотя дом сгорел, хотя все погорело - иди все равно, за счет станицы. Богатые казаки снаряжали бедных… Атаман приказал брать без очереди, и пошел последний хозяин, хотя два брата его уже служили в полках. Полки, только что пришедшие с Кавказской линии, из Итальянского похода, снова зачислили на службу. Церкви остались без пономарей, станичные правления — без писарей, всех забрали. Ополчение было поголовное!
Потребовали и калмыков на службу. Офицерам-помещикам не разрешено было съездить на свои хутора. Жены не простились с мужьями, дети — с отцами. Спешно, по царскому указу собиралось войско.
Сборными местами были назначены станицы: Бузулуцкая, Медведицкая, Усть-Медведицкая и Качалинская. В зимнюю стужу, в конце февраля месяца, собрались казаки на смотр атамана. Всего с войска набрали 510 офицеров, 20 947 казаков конных полков, 500 артиллеристов и 500 калмыков. Люди эти составили 41 конный полк.
Орлов разделил их на 4 части. 1, из 13 полков, повел генерал-майор Платов; 2, из 8 полков, генерал-майор Бузин; 3, из 10 полков, генерал-майор Боков и 4-ю, из 10 полков, генерал-майор Денисов, только что вернувшийся из Италии. С отрядом генерала Платова шел и атаман Орлов и с ним две роты донской конной артиллерии и войсковые инженеры. Артиллерией командовал полковник Карпов.
27 и 28 февраля полки выступили в неизвестный поход. Путь их лежал к стороне Оренбурга.
Больше никто, кроме атамана и начальников колонн, ничего не знал.
Что же произошло и почему от войска Донского потребовали такого страшного напряжения сил?
Император Павел I внезапно поссорился со своими союзниками, англичанами, и, в союзе с французским императором Наполеоном, решил объявить войну Англии. Главное богатство английской земли заключалось в громадной, плодородной, поросшей лесами редких деревьев Индии. Из индийской земли добываются и камни самоцветные, там же приготовляют драгоценные шелковые ткани. Произведениями Индии, ее хлебом и материями торгует Англия, и ею она богата. Император Павел решил отнять Индию у Англии и сделать это поручил донским казакам. Им предстояло пройти тысячи верст по безлюдной степи, потом по песчаной пустыне, перевалить через горы и вторгнуться в индийские земли.
«Индия, — писал государь Орлову, — куда вы назначаетесь, управляется одним главным владельцем и многими малыми. Англичане имеют у них свои заведения торговли, приобретенные или деньгами, или оружием. Вам надо все это разорить, угнетенных владельцев освободить и землю привести России в ту же зависимость, в какой она у англичан. Торг ее обратить к нам.
Атаману была прислана и карта Индии. По пути донским казакам надлежало занять Бухару, в Хиве освободить наших пленных. Все богатство Индии было обещано казакам в награду.
Если бы атаман Орлов и донские казаки успели исполнить это поручение, они прославили бы себя более, нежели Ермак -покоритель Сибири... Но не судил Господь совершить великий замысел государя!
Уже с первых же шагов в задонской степи страшные трудности встречались казакам. Дороги были занесены снегом, и артиллерия выбивалась из сил, вытаскивая пушки из глубоких сугробов. Нигде не было квартир для обогревания, и люди и лошади стыли и мерзли на холодном ветру в степи. Не было топлива, не хватало провианта, не было сена и овса. Некормленые лошади еле брели навстречу жестоким холодным буранам.
В начале марта вдруг настала оттепель. Заиграли ручьи, размокла степь, грязь стала непроходимая. Каждая балка сделалась страшным препятствием. Через пустую обыкновенно речку Таловку войсковой старшина Папузин еле переправился. Сорок верст шел он по колено в грязи, через самую Таловку переходил по устроенному им из хвороста, хуторских огорожей, ворот и крыш мосту.
Наконец подошли к Волге. Лед вздулся и побурел. Лошади проваливались на нем. Местами он уже тронулся. Денисов со своею колонной подошел к нему и увидел, что переправа опасна. Через всю реку, поставил он мужиков с веревками и им придал по нескольку казаков для оказания помощи. Начали вести лошадей, но они проваливались и шли ко дну. Однако Денисов знал, что на больших реках лед в середине всегда толще, и вот он приказал повести своих рослых и сытых лошадей вперед. Сначала они проваливались, но потом перешли. За ними потянулись и казаки. До 700 лошадей провалились, но казаки вытащили их всех. Пять часов длилась переправа.
И опять пошли, сперва по Волге, потом по течению реки Иргаза. Степь становилась все безлюднее и пустыннее. Комиссионер Теренин, обязавшийся доставлять хлеб и фураж, не выполнял своего обязательства; на Волге это лето было неурожайным, и он не мог собрать продовольствия. По приходе на ночлег не находили овса, да и сено было пополам с мусором. Лошади падали от бескормицы, и путь, пройденный казаками, обозначался длинной вереницей вздувшихся конских трупов да черными стаями ворон.
Громадною толпою втянулись донцы в безграничные степи и затерялись в них, как песчинка. Замолкли удалые песни. Мерзли по ночам казаки, а днем мучились в грязи и лужах, в которые обращало степь весеннее солнце. Много было уже и больных казаков. Цынга появлялась.
А впереди была все та же степь, и конца-края ей не было. И солнце вставало там в золотистом тумане, и равнина тянулась весь день, сегодня, как вчера, как будет и завтра.
Тяжело было казакам, но молча, без ропота шли они воевать с неведомым врагом, завоевывать для России далекую Индию.
Прошли от Дона без малого семьсот верст по пустыне. 23 марта, накануне Светло-Христова Воскресения, казачий отряд, находившийся в селе Мечетном Вольского уезда Саратовской губ., догнал курьер из Петербурга. В ночь с 11 на 12 марта скончался император Павел I и на престол вступил император Александр I Павлович. Он повелевал вернуться домой. Сейчас же приказано было собрать полки. К ним вышел атаман Орлов и воодушевленным, дрожащим от радостного волнения голосом сказал:
— Жалует вас, ребята, Бог и государь родительскими домами!
В первый день Пасхи атаман и некоторые полки слушали обедню в Старообрядческом монастыре недалеко от Мечетного. Весело было в этот день в казачьем лагере. Стреляли пушки, палили из ружей, пели песни.
В день Благовещения пошли в обратный путь. Обратный путь был легче. Наступала весна. Становилось теплее, но местами еще грязь лежала непролазная. Между 9 и 17 апреля полки вернулись домой. Хоперские, медведицкие, бузулуцкие, верхнедонские и донецкие казаки были отпущены прямо с границы, остальные с офицерами левою стороной Дона пошли к Черкасску.
2 мая атаман прибыл в Черкасск,
После суворовского перехода через Альпы оренбургский поход донских казаков — самое трудное из походных движений. 1564 версты сделаны 20-тысячным конным отрядом в два месяца по безлюдной степи в весеннюю распутицу. Сделано без потерь в людях и без отсталых. И лошади вынесли этот поход, несмотря на бескормицу, хорошо. На полк пришлось павших лошадей от 62 (в Атаманском полку) до 12 (в полку Миронова).
Много лет прошло с тех пор, уже нет в живых никого из участников этого похода, но старики еще помнят рассказы отцов о таинственном-походе в сторону Оренбурга, о том времени, когда на Дону казаков как повымело — никого не осталось, и бабы работали все работы. Помнят это страшное, тяжелое время вечных походов.
А молодежь, рассуждая об этом походе на Индию, часто задаёт вопрос: «Могли ли бы казаки дойти до Индии, могли ли бы разорить её?»
Много великих подвигов совершили казаки. С одними пиками, пешком, брали они измаильские твердыни, на легких лодках переплывали Черное море, от себя воевали, на свой страх брали Азов, с Суворовым перешли они заоблачные выси Альпийских гор, но это повеление — завоевать далекую Индию — было невыполнимо. Не знали те, кто посылал их, как далек и труден был этот путь и сколько препятствий на нем встретилось казакам. Дойти до Индии по безлюдной пустыне, без продовольствия и фуража было невозможно. Но войско Донское пустилось исполнять волю государеву без рассуждения — все казаки погибли бы в нем. Поход на Индию замечателен тем, что в нем казаки показали, как велика и отлична у них была дисциплина и преданность государю, как закалены они были в походных невзгодах.
Наши деды всею своею доблестной службой учили нас совершать подвиги, и поход на Индию — пример высокого мужества, отчаянной решимости, святой покорности государевой воле!..».

* * *

Кстати, с этим казачьим походом дело тоже обстоит далеко не так просто, как кажется с первого взгляда. Ведь на Дону тогда было очень даже неспокойно. Одно только то, что осенью 1800 года в Черкасске были казнены «за мятежные замыслы» полковник лейб-гвардии казачьего полка Евграф Грузинов – из бывших гатчинцев, т.е. из самых верных, преданных, служивших при Павле еще в бытность его великим князем, - и брат Евграфа отставной подполковник Петр Грузинов, свидетельствует о многом. Император не раз высказывал желание «встряхнуть казачков», вот и отправил их «своим путем» - в целях «воинского воспитания».

* * *

 Приказ Павла I от 12 января 1801 года часто трактуют как некий абсолютно бессмысленный и безумный акт, отправивший на верную смерть не подготовленных для такого похода казаков. Между тем, это не совсем так. Дело в том, что кроме казаков в Индию должны были отправиться еще две армии: российская в 45-50 тысяч солдат и французская такого же размера. А это обстоятельство делает поход в Индию не таким уж безумным.

Автором идеи "индийского похода" был сам Наполеон Бонапарт. Ещё в 1800 году он предложил России организовать военную экспедицию в Индию, чтобы отнять у англичан богатую колонию. По плану Наполеона, русский корпус должен был выступить из Астрахани, переправиться через Каспийское море и высадиться в персидском городе Астрабаде. Французский корпус от Рейнской армии маршала Моро должен был спуститься до устья Дуная, переправиться в Таганрог, а затем двигаться через Царицын до Астрабада. Наполеон рассматривал возможность лично отправиться в Индию во главе экспедиционного корпуса.

Из Персии предполагался совместный поход на Индию. С Камчатки в Индийский океан должны были подойти три русских фрегата, которые могли составить достойную конкуренцию находящимся там английским кораблям…

Как считали Павел I и Наполеон, они вдвоем ничем не хуже одного Александра Македонского. Если англичане смогли покорить Индию в одиночку, то почему это не под силу вместе русским и французам? Наконец, если бы индийский проект действительно являлся чистой утопией, то не вызвал бы такого переполоха в Англии…!!!

Военные силы в Бенгалии состояли тогда всего из 2 тысяч английских солдат и 30 тысяч сипаев - индийцев, обученных европейским методам ведения войны. К тому же верность сипаев Лондону всегда была под большим вопросом. Так, в 1857 году, именно сипаи встали во главе восстания против английских колонизаторов.

В исследовании «Истории XIX века» французских профессоров Лависса и Рамбо, выходившей во Франции в 1920-х годах, можно прочесть: «Так как у обоих властелинов (Наполеона и Павла I) был один и тот же непримиримый враг, то, естественно, напрашивалась мысль о более тесном сближении между ними ради совместной борьбы с этим врагом, чтобы окончательно сокрушить индийскую державу Англии – главный источник ее богатства и мощи. Так возник тот великий план (выделено в тексте), первая мысль о котором, без сомнения, принадлежала Бонапарту, а средства к исполнению были изучены и предложены царем».

 
Ослабление могущества Англии делало Францию полновластным хозяином Европы.
Война в Европе продолжалась уже добрый десяток лет и показывала примерное равенство сторон – Франции и Англии. Это противоборство с переменных успехом могло продолжаться еще довольно долго, если бы на континенте не существовало третье великое государство – Россия. Павел 1-й, каким бы его ни изображали при жизни и впоследствии, понимал, что, во-первых, с победителем нужно дружить и, во-вторых, что победителя должна определить именно Россия.
 
Известный советский ученый А. З. Манфред так оценивал ситуацию: «Россия в то время экономически и политически значительно отставала от Англии и Франции. Но она намного превосходила их огромной территорией, населением, военной мощью. Сила России основывалась на ее военном могуществе».

Немаловажным для Павла I было и понятие ущемленной рыцарской чести. Захват англичанами Мальты, которую Павел взял под свое покровительство, приняв в 1798 году титул великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, поссорил его с Англией. Главной целью всей российской внешней политики того времени стало освобождение от англичан Мальты. Павел, стоявший в ту пору во главе католического (!) мальтийского ордена, был до глубины души оскорблен тем, что Лондон не желал вернуть рыцарям-мальтийцам «их остров».
И пошли православные казаки, возглавляемые атаманом-старообрядцем М.И.Платовым, будущим Героем Отечественной войны 1812 года, воевать против англичан-протестантов за интересы французов-католиков. Интересный завиток истории!
Примечательно, что генерал-майор Матвей Платов , был специально для этого выпущен из Петропавловской крепости. Платов потом вспоминал: “Анператор спрашивает: «Атаман, знаешь ли дорогу до Гангы?» Я впервой, вестимо, слышу. Но в тюрьме-то сидеть задарма кому охота? Я и говорю: «Да у нас на Дону любую девку спроси о Гангах, она враз дорогу покажет…». Тут мне Мальтийский крест на рубаху – бац! Вши мои ажно обалдели. Велено иттить до Индии и хватать англичан за щулята...”.

Историк А.Н. Архангельский в своей книге «Александр I» пишет: «Чуть позже пойдут разговоры об умопомрачении Павла, отправившего казаков в поход на Индию. О том же, что план разрабатывался совместно с Наполеоном, равно как о давних планах Екатерины воевать берега Ганга и Персидском походе Петра, как-то забывалось».
 
Так значит, вести россиян походом на Индию русские цари придумали еще задолго до Павла? Убедиться в этом не сложно – автор «Кавказской войны» генерал-лейтенант В. А. Потто свидетельствует: «Петр перенес свои любимые помыслы на Каспийское побережье и решился предпринять исследование восточных берегов этого моря, откуда предположил искать торговый путь в Индию. Исполнителем этой могучей мысли был избран им князь Бекович-Черкасский. В 1716 году Бекович отплыл из Астрахани и начал сосредоточивать сильный отряд близ самого устья Яика. С Кавказа назначены были в этот поход конный пятисотенный полк гребенских и часть терских казаков…». Но отряд князя Черкасского погиб в боях с хивинцами.
 
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года Павел I был убит в результате заговора, который возглавлял его сын Александр Павлович Романов – Александр I (1777-1825).

Для Наполеона участие англичан в убийстве российского императора не вызывало ни малейших сомнений. Известно, что Наполеон, узнав об убийстве Павла, пришел в неимоверную ярость и воскликнул: «Англичане промахнулись по мне в Париже, но они не промахнулись по мне в Петербурге». Наполеон имел в виду покушение, которое было совершено незадолго до того: он сам чудом избежал смерти в результате взрыва «адской машины».

* * *

Можно только гадать, как развивалась бы судьба России в союзе с наполеоновской Францией, если бы не цареубийство?

Александр I - наследник-отцеубийца, заключил в 1807 году с тем же Наполеоном позорный для России Тильзитский мир, а другой сын убитого Павла I – Николай I (1796-1855), опять-таки позорно проиграл в 1855 году Восточную (Крымскую) войну тем же французам и англичанам...

* * *



Использованная литература:
Бондаренко А. Легенда о безумном государе. – М. – «Красная звезда». – 24.01.2001.

Глущенко В.В. Казачество Евразии. – М.: Вузовская книга, 2005.

Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Айрис Пресс, 2007. – С.48-56

Краснов П.Н. История донского казачества. Очерки истории Войска Донского. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. - С.296-304.

Рыжов К.В. Все монархи России. – М.: Вече, 2003. – С.431-442.

Романов П. Что общего между Павлом I, Фрунзе и Жириновским? – М.- «РИА Новости» – 06.07.2006.

Кашан О. Как казаки в Индию ходили.
За свою историю Россия ни разу не воевала с Индией. – М. – «Азия и Африка сегодня" - 28.01.2003.


На портрете: Атаман М.И.Платов. Автор Орловский Александр Осипович. 1825 г.
см. http://rexstar.ru/content/id66102 ,