Кнопка удовольствия

Ула Флауэр
Вместо эпиграфа


–– Джим, почему ты носишь ботинки на три размера меньше, чем нужно?
–– Видишь ли, жена моя - страшненькая, неаккуратная и к тому же плохо готовит. Сын учится безобразно, и я не уверен, кончит ли он вообще школу. Теща ворчит беспрестанно. Единственная радость у меня в жизни – это, когда я вечером снимаю ботинки... /а можно ещё добавить/ ..и сажусь перед экраном кампутера!

***
Кому-нибудь когда-нибудь приходило в голову представить жизнь без удовольствий? Ни соседа или ещё кого-то, а свою собственную жизнь. Лично я так и не смогла вообразить этот тихий ужас. И будет ли жизнь без удовольствий называться жизнью? Ой, вряд ли!

На эти раздумья меня навела на днях прочитанная статейка, в которой был представлен рейтинг удовольствий. Список был на удивление длинным. Из 50 пунктов! Самые хитовые удовольствия оставила на десерт. Начала с середины середины.

Пункт 15.

Вкусная еда, за которую кто-то заплатил.

Н-дааа. Халява, конечно, - она и в Африке халява. Для многих на халяву и уксус сладок, ну, а вкусная еда сама по себе удовольствие. Даже за свои. Какое-то убогонькое удовольствие за пунктом 15. Лично я бы это сомнительное наслаждение разместила где-нибудь в конце списка. Но читаем дальше.

Пункт 14.

Удовольствие при известии о несчастье или беде другого человека с радостной мыслью: « Слава богу, не я!»

Да уж! И тут же обратила внимание, кто составлял этот рейтинг. Ученые! Хм. Умные люди старались. Из Великобритании. А я как-то слишком уж пренебрежительно отнеслась с самого начала. Задумалась. Получаю ли я от подобного известия удовольствие? Старалась быть честной перед самой собой, но вспомнить особой радости по этому поводу не получилось. Вот слёзы вспомнила, когда смотрела репортажи с места событий о разбившемся башкирском самолете. С детьми! Или.… Нет уж, вспоминать не буду, ведь об удовольствиях настоящая тема. Да даже если учёные и правы, то в собственном рейтинге из пятидесяти пунктов - этот пункт я бы разместила под номером 51. А вы?

Пункт 11.

Отход ко сну в свежезастеленной постели.

Надо же. Неужто ученые из Великобритании рейтинг среди бомжеватого населения проводили? Как, скажите, такая частая радость может быть удовольствием под пунктом 11? Я это удовольствие не замечаю и особого значения не придаю, чтобы выделять отдельным пунктом. Всё равно что почистить зубы или… Ой, странный рейтинг, но посмотрим какие ещё удовольствия ученые надыбали..

Пункт 6.

Мгновенный восторг в заключительной фазе чихания.

Ха-ха, и мне невероятно захотелось чихнуть, прожить заключительную фазу и самой удостовериться, что это истинное удовольствие! Но нарочно не чихалось и почему-то вспомнился из года в год повторяющийся грипп, когда во время приступа чиха слёзы брызгают из глаз, а из носа вылетают фонтаном хрустальные сопли вместе с царапающими слизистую паразитами микроорганизмов, передающихся воздушно капельным путём. В эти моменты удовольствие, по-моему, получают исключительно микроорганизмы, а сам страдаешь как под пытками. И проклинаешь всех и вся… и хочется избавиться от носа и вообще от головы.

Пункт 3.

Облегчение при уходе неприятного или незваного гостя.

О, боже мой! Лично я получаю удовольствие, когда могу особо не церемониться с незваными и неприятными гостями, и деликатно намекнуть или прямо дать понять, что они ни ко двору. Гордое одиночество, как свобода и независимость вот удовольствие, а пункт 3… не уверена!

Пункт 1.

Созерцание себя в зеркале в хорошем настроении.

Нууу! Здесь спорить не стану. Я знаю любителей посмотреть на себя в зеркало или на удачные фотки с собственной физиономией. Но всё же гораздо значительнее по силе несколько иное удовольствие, когда тебя в хорошем настроении созерцают другие и при этом выражают искренний восторг. Это удовольствие на порядок выше первого пункта ученого рейтинга. И с горечью про себя отметила: что-то как-то давненько такого удовольствия не испытывала.

Лихо пробежалась по остальным пунктам рейтинга. Там были перечислены и такие удовольствия как:
–– нюхание цветов –– избавление от зубной боли –– облегчение мочевого пузыря и, само собой, не только пузыря –– сладкое потягивание затекших членов –– поглаживание кошки –– потрепывание собаки –– потрепывание по телефону –– гордость при взирании на необъятные просторы Родины с высоты.

Я выдернула из списка те, читая которые улыбалась. Примеривая к самой себе эти пунктики, обратила внимание, что сегодняшнее моё понимание удовольствия с ними стыкуется слабо! А там ещё были пункты и про ванну и массаж, свидание и оргазм, покупки и деньги. Хотя и про удовольствия от чтива вскользь не забыли упомянуть, причем в следующем порядке: а) проза, б) справочники, в) стихи. ))

***
Мне захотелось составить собственный рейтинг удовольствий! Взяла чистый лист и прежде, чем внести первую запись включила кнопку, отвечающую за мозговой процесс под названием «память». Кнопку-кнопку, ещё какую кнопку. В организме человеческом этих кнопок немереное количество. С каждым разом всё больше рычагов становится доступно для управления, регулирования и манипулирования человеками.

Разумеется, сама с собой я была предельна откровенной, и мой личный рейтинг удовольствий возглавила страсть к бесплодному писательству! По значимости страсть превосходила все прочие удовольствия. А ведь Удовольствие это тоже, кстати, кнопка!

И кнопку эту под названием « центр удовольствия» ученые открыли относительно недавно. Чисто случайно. Сначала её обнаружили у крыс. В 1952 году канадский исследователь одной крыске нечаянно вживил электрод в мозг не в центр бодрствования , а с небольшим отклонением. И если все подопытные крысы избегали того места в клетке, где на них воздействовали током, то одна крыса с «неправильным расположением электрода» наоборот, забыв про еду и детенышей, секс и сон, не переставала замыкать рычаг, стимулируя тем самым свою зону блаженства. Эту зону то и окрестили в последствии кнопкой удовольствия.

Но! Крыса погибла. Во цвете лет. Получившая возможность бесконтрольно раздражать центр удовольствия, довела себя до полного изнеможения. А вскоре эту кнопочку нашли и у человека. Располагается она в области мозолистого тела, на стыке между двумя полушариями. Боясь повредить мозг, официально эксперименты над людьми прекратили, но из неофициальных источников известно, что в Москве и Питере, в частных клиниках, эту кнопку включают желающим. За деньги разумеется.

Интересна эта кнопка ещё и тем, что есть предположение, что именно в ней и кроется разгадка появления м а н ь я к о в – возможно у них просто недоразвит или поврежден центр удовольствия - с кнопкой нелады! Замкнула и не отжимается, зараза.

И вот так вот плавненько моя память воспроизвела, что графоманство – это тоже мания – мания писательства!

***
Множество раз меня спрашивали: «почему ты пишешь?» Или: «зачем?». И всякий раз внятно ответить на эти вопросы не могла. Ах, «почему» и «зачем»? Если бы знать наверняка! Часто ловила себя на странном ощущении, что удовольствие от создания шедевра, а кто-то поправит – опуса, и без сомнений будет прав - заключается не в укладке слова к слову, ни в наборе текста на клавиатуре. Удовольствие – это приготовления к укладке и набору. Словом, само удовольствие – это период вынашивания плода, совершающийся в любом состоянии, спишь или бодрствуешь, шагаешь или куда-то едешь, погруженный в собственные мысли. И в этом состоянии, ощущаешь себя существом избранным, стоящим вне и над течением жизни. И я с тревогой вспомнила, что теперь эти приятные ощущения поглощают меня намного чаще, чем раньше и вредят мне в других сферах жизнедеятельности. Бог мой, неужели, когда «творю», я превращаюсь в ту подопытную крысу и забываю о работе, о еде, детях, сексе!!! А Вы?

Если бы знать, как повлиять на кнопку, которая отключила бы во мне механизм под названием «пейсательство». Ах, если бы не эта мания писать! Лупить остервенело по клавиатуре, стучать упоенно со скоростью сорок пять ударов в минуту.

А ведь были и такие среди читателей, которые решили, что стучу, чтобы достучаться до чьего-нибудь одинокого сердца. И однажды электронный ящик буквально завалили письмами с желанием осчастливить навсегда! Когда объяснила , что вовсе не нахожусь в поиске, многие обиделись, не понимая, что уже бесконечно счастлива. Тем, что творю высокохудожественные вирши, которые в моём буйном воображении непременно войдут ( уже вошли!) в анналы мировой сетературы.

Удивительно, но факт, сайты и форумы расхватали миньки и рассказы. Когда узнала про их воровские проделки - долго прибывала в эйфории от удовольствия. Лично почтила своим присутствием каждый сайт, и с ещё большим одержимым ожесточением застрочила по клавиатуре со скоростью, которой позавидует даже пулемет "Максим".

А включилась эта мания однажды, когда, пересилив сомнения: а стоит ли показывать неряшливые «пробы пера» – вывесила первый текст на любимом сайте. А собственно, почему нет? Если так хочется. Как говорится, если хочешь петь, надо как минимум открыть рот. Если есть место, где размещают эти «пробы» все кому не лень и без какого либо ложного стеснения, почему бы и свои потуги не разместить для обозрения и критики.

Примерно так я рассуждала: а может, это и есть возможность шлифоваться и подвергаться огранке через унизительные критические отповеди, всякий раз читая которые организм получает известную долю встряски, раздражая тем самым мой личный центр удовольствия. А потом, как законченный мазохист снова и снова замыкать рычаг взаимодействия и выставлять на показ неухоженные «цветочки », взращенные пока в диких полевых условиях. И вот, когда ещё только лютиками получается усыпать свой садик, некоторые уже ожидают «ягодки». И это ожидание многого стоит.. Это ли не удовольствие?

Значит, получается не только в мании писать и находиться «над» и «вне» течения жизни заключается удовольствие! Нет. Сайт создавали умные люди, прекрасно представляющие, каким образом включается кнопочка и замыкается рычажок на удовольствие.

Мой очередной вирш будет полным враньем, если не сказать, что радость необыкновенную доставляют так называемые рецензии.. Во время ожидания отзывов кнопка удовольствия невероятным образом активизируется. И если отправлять в день десяток рец, и ждать в ответ не меньшее количество, то удовольствие может сравниться с алкоголем или сексом. О господи! Но такие забавы однажды могут довести до кабинета психиатра!

Вот такие развеселые мысли посетили меня сразу после того, как автоматически сработала кнопка под названием « здравые размышления» на тему составления личного рейтинга удовольствий. И я приняла решение - забуксовать.
Прерваться. НА ВРЕМЯ! И. Возобновить посещения дэнскласса, тренажерного зала. Походы в театры и кино. В клубы и на тематические вечера. Отправиться в гости и наприглашать к себе. Отведать вкусных угощений и самой порадовать фирменным блюдом собственного приготовления. Испытать радость от выбора подарков и вообще обновок. Приобрести путёвку, ну если не в Прагу, то на какой-нибудь местный горнолыжный /саночный курорт. Влюбиться, наконец! В живого человека. Вспомнить, что такое массаж, оргазм и прочие радости ! ))

Заключение.

Преклоняюсь перед всеми, кто с завидной регулярностью садится перед волшебным экраном Творить! Но! Призываю не сходить с ума окончательно и бесповоротно, и притормозить, если наблюдаете симптомы з а в и с и м о с т и! Если бессонница, если потерян аппетит, если не тянет целоваться, заниматься спортом, наслаждаться природой, активным отдыхом итд! Есть кнопки, которыми управлять можете только вы:

[1]- чувство меры и [2] -чувство самосохранения!


Всего наилучшего! С наступающим Новым Годом! С новыми и разнообразными удовольствиями!



XII-2007