Сарта

Лена Локтина
I
- Чем занимается?
- Да в основном пишет.
- Та-ак. Значит, в скором будущем мы сможем увидеть её сочинения? Это было бы неплохо. Вы, конечно же, читали их, Онрэ?
- Читал. Дневники, Мемуары…
- Та-ак. История Алая из первых уст. Это пахнет диссертацией. Как у неё, ну, с общением?
- Замкнутая. Но она морально крепкая. Через год, я думаю, сможет жить самостоятельно. Также я думаю, что она возьмет назад своё имя. Единственная Алайка на Сарте, больше того, во всей вселенной!... Исчезнувший вид… М-да. Она будет зарабатывать своим именем и своим происхождением не меньше наших эстрадных звёзд.
- Вы так уверенно говорите. Вы хорошо её знаете.
- Не я, Ренэ – моя дочь.
- А как связаться с вашей дочерью?
- Никак. Пресса не сделает ни шагу ни к Мартине, ни , тем более, к моей дочери. Все контакты через меня.
- Чего вы боитесь?
- Я просто люблю их.
- Им не сделают ничего плохого.
- Когда Ренэ станет совершеннолетней, когда Мартина сможет решать сама… Делайте тогда с ними всё, что захотите, они смогут за себя ответить. А сейчас я просто отец.
- Спасибо и на том.
- Пожалуйста. Надеюсь, больше я вам не понадоблюсь.

II
Алай меркнет в моих воспоминаниях. Я помню, насколько он был ярким, но яркости теперь не вижу. Воспоминание расплывается, как облако на ветру, растворяясь, исчезает…
Вечно голубое небо Алая. Чаще всего дождь вызывали по ночам, поэтому днём было всегда свежо и чисто. Много зелени и много света. Перемещающие на расстоянии кабинки!.. Здесь тоже неплохая техника, но другого направления, до такого тут никогда не дойдут. Они похожи на здешние телефонные будки. Общественный транспорт на Алае изжил себя уже миллион лет назад, а здесь, по-видимому, людям и так удобно.
Весь Алай можно описать всего в нескольких словах и это будет точно: вечный смех, вечная вездесущая доброта. Алайцы не знали ни печали, ни голода, ни страха, ни обиды, но это счастье создавалось не годами – миллионами лет. Когда-то были и войны, ведь каким-то же образом Алай занял всю сушу на планете Рашш… Только крохотное государство Сарта, расположившиеся на маленьком острове, в древности почему-то оказалось нетронутым, и теперь президент Алая, по совместительству мой свёкор, питал к нему огромный интерес.
То, что я представляю сейчас, по сравнению с тем, кем я был раньше – это небо и земля. Сейчас я уже даже не тень Мартины Ретты. И не тень её тени. Мартина я теперь только для представителей семьи Миларес, для всех остальных у меня новое имя – Александра Геннадьевна Суворова. Когда я раньше это произносила мне становилось тошно. А теперь ничего, привыкла. Но я расскажу вам о Мартине, пока помню…
Все нижесказанное чистая правда, хотя для большей интересности истории некоторые вещи я позволю себе дорисовать.

III
Если сравнить её с цветком, то она была бы скорее дикой полевой ромашкой. Девушка – светлячок. Живучая, решительная авантюристка с крылышками за спиной. Она не ходила, а, скорее, летала. Тёмные, коротко остриженные волосы, словно море переливались на солнце. Истинная Алайка. Она была умна и образована, она знала несколько больше других о своём государстве, так как имела статус молодой жены сына президента Алая Дина.
Однажды в кафе, с Мартиной приключился случай. Как обычно, она села за столик у окна. Не читая меню, уже знала, что закажет сырный салат, говяжью котлету и сок, но только она собралась позвать официанта, как чей-то резкий, непривычный, со странным металлическим акцентом голос заставил её обернуться: маленькая девочка лет десяти, бледноватая, с мышиного цвета волосами, убранными в тонкую косичку, делала заказ:
- Двойной кофе. И побыстрее.
Официантка удивлённо выпучила глаза, улыбнулась и ушла за заказом.
Мартина тут же, не спросив разрешения, подсела за столик к девочке. Теперь она могла разглядеть незнакомку более подробно. Неестественно худая, в лёгкой серой футболке. На правой руке – крупные часы, в форме головы кошки, работы очень талантливого ювелира, на левой – совершенно недетский браслет из стальных пластиночек, который, казалось, больно впивался в её кожу. Девочка постоянно теребила его, снимала, надевала снова, вертела в тонких пальцах. Губы у неё были узкие и сухие, веки розоватые, серые глаза казались слишком большими на её маленьком лице, но именно это выдавало в ней ребёнка больше всего. Будь глаза чуть меньше, Мартина бы подумала, что это почему-то плохо развившаяся девушка лет восемнадцати.
Наверное, когда она вырастет, подумала Мартина, она займется чем-то очень важным, от неё будет многое зависеть. Искусство не для неё, скорее точные науки. Она определённо знает, чего хочет.
- Привет, - сказала Мартина, протягивая руку. – Меня зовут Мартина.
- Ренэ Миларес.
- Не знаешь, сколько времени?
- Пять минут четвёртого.
Отвечала Ренэ сухо, будто бы хотела побыстрее отделаться, что было не исключено, но последующие действия Мартины заинтересовали её: Алайка достала из сумочки баночку с розовыми таблетками и бросила одну в рот.
- Что ты пьёшь? – отчеканила Ренэ.
- В смысле?
- Что за таблетки?
Мартина насторожилась. Разумеется, в той степени, насколько это было возможно на Алае. Вечная лёгкая улыбка и теперь не сошла с её лица, но вопрос был более чем странным: несколько сотен лет розовые таблетки являются неотъемлемой частью жизни всех алайцев. Это как воздух…
- Чем ты больна? – повторила Ренэ.
- Чем я что?
- Лекарства принимают, чтобы вылечится от какой-то болезни, - пыталась объяснить девочка. Какая-то детская некомпетентность собеседницы начинала её раздражать.
- Прости, я не понимаю.
Здесь у Мартины на самом деле возник пробел. Историей она в то время интересовалась не очень, а болезни настолько давно оставили Алай, что даже о самом слове «болезнь» и о чём-то подобном никто не имел понятия. У отца Дина была громадная библиотека, в которой хранились и столь древние сведения тоже, но язык старинных книг мог разобрать лишь сам президент и немного Дин.
- Боже мой, куда я попала?... Не думала я, что всё настолько серьезно… – пробормотала Ренэ и, презрительно шмыгнув носом, встала из-за столика.
- Ты уходишь?
- Да, в ваших забегаловках обслуживают слишком долго.
Это заявление несколько ошеломило Мартину, но только девочка подошла к выходу, она крикнула вдогонку:
- Погоди! Я с тобой! – и, сорвавшись с места, побежала следом.

IV
Я была очарована этой девочкой. Это было что-то невероятное, невозможное и эта невозможность окутывала Ренэ с ног до головы.
Она задавала странные вопросы, и сама была очень странная. Очень худая и очень бледная – это отличало её от алайцев в первую очередь. Тогда, впрочем, я ещё не знала слова «бледная» - я вообще не знала очень многих слов, которым выучилась здесь…
- Почему все веселятся? – спросила девочка – Сегодня какой-то праздник?
- Да вроде бы нет. Куда ты так торопишься?
- Я привыкла ходить быстро. Я просто гуляю.
- А где ты живешь?
Ренэ остановилась и обернулась. Она подошла ко мне вплотную, от чего у меня на секунду перехватило дыхание, и прошептала:
- Нельзя. Ты проболтаешься.

Они стояли посреди тротуара. Справа располагалась театральная улица – на ней находились все театры города, слева – городской парк – любимое место жителей для семейного отдыха. Мартина взяла новую знакомую под локоть и отвела в сторону, к ограде парка. Так же тихо, как и Ренэ, она спросила:
- Кто ты такая?
- Отстань, - бросила девочка, с силой выдернув руку.
- Прости, - Мартина впервые в жизни смогла употребить это слово.
Зашли в парк, купили мороженого. Сели на скамейку. До тех пор всё молчали, но терпеть дольше, Мартина была не в силах.
- У тебя очень интересные часы. Красивые. Дизайнерская работа?
- Да нет, что ты!
Ренэ вопрос понравился. Она обожала эти часы, и не могла не воспользоваться возможностью в очередной раз полюбоваться ими, да ещё и похвастаться.
- На Сарте все более-менее обеспеченные…
Она поняла что проговорилась. Мартина была готова к какому угодно повороту, но только ни к этому. С Сарты? Нет, как такое возможно? Маленькая девочка… Откуда? Ещё не было известно ни одного случая попадания человека с Сарты на Алай. Это сенсация. Нет, это больше чем сенсация!... Но ответила девушка как можно более спокойно:
- Модные они у вас там, да?
- Да, – себе под нос проговорила Ренэ.
- Посмотри мне в глаза. Запомни одно: на Алае ты можешь доверять всем и каждому. Не спрашивай почему. Но, тем не менее, Алай для сартцев – опасная страна. Тебе повезло, что ты встретила именно меня. (Слово «опасная» - в то время я тоже не знала. Но как-то втолковала, Ренэ поняла – прим.автора). Расскажи, как и зачем ты сюда попала.
- Нашему классу в школе задали реферат по истории Алая… Мои одноклассники смотрели на меня как на сумасшедшую, когда узнали, что я хочу ехать. Со мной побоялись… А как писать про историю страны, если знаешь её только по скучному материалу учебников?!
- В ваших школах проходят нашу историю?!
- Ну естественно… Это только вы – Алайцы – зациклены на самих себе.
- Погоди… да ведь ты в совершенстве знаешь наш язык!
- Просто я учусь в лучшей школе нашего города.
- Слушай, а скажи что-нибудь на сартском, а?
- Арэнтэ-нон-кеман-олот.
- Что это значит?
- Арэнтэ – значит, что я тебе доверяю. Покажи мне город.

V
Контакт был найден. Через некоторое время Ренэ общалась свободно и непринуждённо. Мы гуляли, она рассказывала мне о Сарте, я ей об Алае. И все бы хорошо, но не могла я понять одного: чем крохотная Сарта не угодила президенту? Ну ведь жили с ней до этого… Да и сам он, в общем-то, без малого двадцать лет, спокойно относился к её существованию. А сейчас уже примерно года два он старается сделать так, чтобы ни один человек на Алае о Сарте не знал, или знал как можно меньше. В конце концов, не интересовался. От того и все загадки.
Когда под вечер начался дождь, Ренэ очень удивилась летающим зонтам. На Алае уже давно зонты стали лишь предметом украшающим, а летающие зонты – это прозрачные диски над головой, которые ты можешь вызвать, если тебе не приятны какие-либо осадки. На Алае это мог каждый. Здесь – не может никто. И я не могу. Не знаю, как это объяснить, наверное, дело в воздушной атмосфере.
- Чёрт возьми! – рассмеялась Ренэ, когда у неё, наконец, получилось.
- Как ты сказа?
- А, не обращай внимания.

VI
Дин и Мартина жили в президентском дворце. Окна их королевской спальни выходили в сад. Они просыпались под пение птиц и журчание фонтанов, но последнее время Мартина не только просыпалась – лишние звуки мешали ей спать. На ночь она стала закрывать окно и задёргивать шторы от лунного света, чего раньше не делала никогда. Утром, прежде всего, заваривала кофе, и только потом, полностью разлепив заспанные глаза, была готова начать новый день.
Дин проснулся от громкого хлопка дверью – Мартина с чашкой вошла в комнату. Она легла рядом с мужем, поставив напиток на тумбочку.
- Марти, может, хватит? Боже, как хорошо, что о кофе знает только наша семья. С ума можно сойти, если бы эту гадость пили все. Отец уже без нее не может… Да и ты.
Он улыбнулся, потягиваясь, и бросил жене баночку с таблетками. Она достала одну, зажала в ладони.
- Почему ты не пьешь?
- Я позже.
- Да что с тобой! Марти, ты же не принимала вчера таблетку!
- И вчера, и позавчера, и поза-позавчера…
- К-как?
- А так. Ты хоть раз задумывался, а как без них?
- Я не верю… Я же тебя выбрал, - спокойно говорил Дин, - мой отец…
- Твой отец принял эту гадость раз в жизни. И больше не стал.
- Почему гадость?
- Прости. Не гадость конечно. Всё это правильно. Но когда ты не принимаешь их, ты становишься другим. У тебя возникают другие чувства и эмоции. Ты можешь грустить, печалится, расстраиваться. Такое странное состояние…
- Марти, от этого болезни. Эпидемии. Все несчастья, злоба. Мы вот с тобой об этом знаем, а людям не зачем. Пусть они просто будут счастливы. Алай – самое идеальное государство, которое существовало когда-либо. Именно поэтому много лет назад все иные страны Рашш присоединились к нам.
- А куда это все девается, Дин? Ведь ничего не исчезает бесследно. Я вчера в библиотеке прочла одну статью, она старая, там какая-то чушь, но мысль в том, что чёрного и белого должно быть в равных пропорциях, иначе – беда. А у нас отрицательное чувствовали только твой отец и теперь я.
- Ну вот, к чему привело твоё воздержание. Ты беспокоишься о том, что уже сто лет решено без тебя. Сколько лет этой статье? Теперь я понимаю, милая моя, почему я не мог найти вчера свой словарь. Давай-ка пей!
- Нет.
- Как ты решила это попробовать?!
- Я тебе доверяю. Ты должен молчать. Я встретила девочку с Сарты.
- Не может быть…
- Может, Дин. Она рассказала мне такое, после чего мне тошно от этих таблеток…
- Расскажи мне!
- Твой отец не должен узнать ни слова. Те знания о Сарте, что есть у него – ноль без палочки. Но он напрасно боится сартцев. Они совершенно безобидны.
- Папа говорит, они производят оружие.
- Ну и пусть. Всегда производили и сейчас производят. Ты чувствуешь, что я теперь с тобой почти на равных говорю? Не спрашиваю, какое слово и что значит? Ничего сартцы нам не сделают. Мы интересуемся ими, а они нами. С ними дружить нужно, а не то, что твой папа…
- Я не знаю. Но у него есть причины.
- Ладно, слушай.

VII
 Стоит, наконец уже проверить что там. Столько раз пролетала. Может там вкуснее, чем на юге, а? Самая вкусная пища, между прочим, ещё не найдена. Самая красивая птица не установлена. Самый прекрасный голос? Самый прекрасный голос… У меня? Али-ла-ли-ла-ла-ла-а-а… И тут обделили. У нашей сестры от природы хриплый кар-р-р…
Зато знаете что? Я вот сейчас, с этого самого неба, с этой самой высоты, упаду на тот маленький кусочек земли посреди моря, мои крылья распластаются по траве и никто никогда не догадается, что я жива!... А я жива! Слышали! Вот так вот. Начинаю осмотр.
Лето, небо затянуто тучами, вторая половина дня. Ничего примечательного: серые пятиэтажные дома, асфальт, мало ухоженные газоны. По дорогам ездят трамваи и троллейбусы. Людей на улицах мало, всё кажется каким-то заброшенным, пустынным.
На скамейке возле подъезда, сгорбившись, сидят две бабушки, о чём-то неслышно беседуют. Рядом с магазином «Продукты» шестеро неприглядного вида молодых людей устраивают «разборки». Начинается драка. Серая страна.
Грустная девушка ведёт за руку очень старого человека. Они входят в какое-то огромное тёмное здание. Полечу за ними, а что? Вверх по лестнице. Перед нами распахивается большая двустворчатая дверь. Огромный зал, заполненный шумом и дымом. Повсюду чернеют самые разнообразные станки, машины. Кипит производство. Что производят непонятно. Здесь много безликих людей, одетых в грязную, рабочую одежду. В конце зала на стене висит огромный портрет какого-то человека в серой форме. Ему около сорока лет, но старость уже коснулась его лица. Ну и глаза!.. Интересно. Вот сейчас, смотрите внимательно. Я превращаюсь в точку и влетаю в самую радужку. Взгляните-ка. Вот так, совсем другое дело. Наконец-то я выбралась из этого мерзкого помещения.
Попадаю в кабинет без окон, обставленный очень дорогой офисной мебелью. Здесь большой квадратный стол с квадратным же вырезом посередине, кожаные диваны, стулья, стеклянные шкафы. Через мгновение в кабинет входят два человека. Один из них – тот, что был изображён на портрете. У обоих суровые, усталые, задумчивые лица.
Незнакомый: У нас почти всё готово, ждать осталось недолго.
Человек с портрета: Жаль.
Незнакомый: Чего именно?
Человек с портрета: Алай – очень развитое государство. Они мне нравятся.
Незнакомый: Сейчас не время для жалости и апатии. Или мы, или они. Они ушли далеко в свой науке. Испарять негатив! Отлично. Гениально! Если бы он исчезал бесследно!... Интересно, почему это моя дочь уже три года не перестаёт плакать!
(Стук в дверь)
Человек с портрета: Кого ещё там, черт возьми!
Идёт открывать. Сейчас готовьтесь: самое ужасное. Я лечу за ним. Он открывает дверь – до сих пор не понимаю, что происходит? – я оказываюсь под водой. Я тону. На самом деле я люблю умирать. На самом деле я – бессмертна, а умирать всегда интересно – потому что всегда по-разному. Вот и теперь – никогда не тонула так быстро. Знаете, не очень приятно, но захватывает, да, знаете, захватывает.
 
VIII
В комнату постучали. Дин открыл дверь – на пороге стоял его папа. Как всегда с иголочки, гладко выбритое лицо. Я и сейчас скажу – президент Алая, внешне, да и не только, всегда казался мне самым интересным человеком. У него были очень глубокие серые глаза. Такая же вечная улыбка, как у всех алайцев, только вот, всё-таки, немножко не настоящая. В руках он держал какие-то бумаги. Бросил их на мой зеркальный столик, сам разместился на кресле рядом.
- Вы тут вот милуетесь, - сказал он, - а у нас, между прочим, история вершится.
- А именно? – спросил Дин.
- Рашш можно переименовывать в Алай. Нам пришлось уничтожить Сарту.
- Что? – у меня словно комок поперёк горла встал, в глазах потемнело и я почувствовала вдруг какую-то жуткую безысходность – Не может быть!..
- Да, Мартина. Угроза была слишком велика. Можете не присоединяться, сказали мы им. Но оружие…
- Да ведь на Сарте нет и сотой части населения Алая! Даже с оружием, что они могут против целой планеты?
- Ах Мартина, Мартина… Любое оружие, любое, запомни, это не просто так. А они его делают. Страшное оружие. Делали. Любое оружие когда-нибудь находит своё применение. А этого нельзя было допустить.
- Но людей-то! За что? Это жестоко!
- Мы прислали к Сарте корабль. Он смог увести несколько тысяч жителей. Но не один человек не сошёл с острова.
- Боже, как они несчастны… бедная моя Ренэ.
- Кто?
- Ренэ. Девочка с Сарты.
- Ты была знакома?! И давно?!
- Две недели. Я не хотела говорить вам… Простите.
Это было крушение. Весь мой мир, возникнувший совсем недавно, вдруг разлетелся вдребезги. Сарты – последнего правдивого государства, больше нет… Алайцы – да идеально, вечно счастливые, но Алайцы – марионетки! По собственному желанию…

IX
Пляж под горой и зелёное море – одно из самых когда-то романтичных мест. Вот и этим поздним вечером под блеск восходящей луны, под пробивающий тишину звук плещущих волн слышатся лёгкие шаги.
Мартина сбросила обувь и села на камни, опустив ноги в искрящуюся пену. Подняла камешек – неудавшийся блинчик – море волнуется. Тихо. Что-то плеснуло в воде и снова умолкло. Волны вновь облизали тёмный песок. Вдруг Мартине что-то послышалось. Она оглянулась: ничего, пустота.
- Показалось, - прошептала она.
Через некоторое время снова – но это уже точно, ошибки нет, кто-то идёт. Мартина встала и сделала несколько шагов навстречу звуку. Попыталась прислушаться, но тут, неожиданно, чья-то рука легла на её плечо. Алайка испуганно обернулась.
- Ренэ!
- Привет.
- Откуда?… Ты жива… Ваш остров, Боже мой, как я рада! Ренэ, дай я обниму тебя, неужели это правда ты!
- Да я, я. – Сказал Ренэ, с трудом освободившись от объятий.
- Мне так жаль вашей страны!
Ренэ рассмеялась и похлопала знакомую по плечу.
- Что? – озадаченно спросила Мартина.
- С нашей страной всё в порядке. Её никто не сможет уничтожить. Она слишком велика.
- Подожди, ваш остров…
- Скажи, Мартина, ты – друг? Тебе можно доверять?
- Конечно.
- У нас так говорят, проболтаешься – тебе не жить!
- Да нет, что ты! – Улыбнулась девушка.
- Остров… Что такое остров, подруга… Царство Сарты под водой. Вы – алайцы, занимаете сушу, а мы – всё водное пространство Рашш. Мы гораздо больше вас, как бы вашему президенту это не нравилось.
- Но наш президент ничего не знает! – вскрикнула Мартина.
- Ещё бы. Не такой он дурак, чтобы нападать на более сильно противника. Впрочем, он никогда не узнает и никогда не нападёт.
- Конечно же нет…
- Конечно, - сказала Ренэ, накинула на лицо Мартины какую-то тряпку и вместе с ней бросилась в воду.

 15 марта 2006 г.