Чучело на заказ?!

Богданова Яна
Мы говорим о студенческом спектакле, поставленном по пьесе А.П. Чехова «Чайке». Разговариваем о нем с з.а. России, педагогом, режиссером Натальей Ивановной Поповой.
Ее «Чайка» очень необычна. Необычны и актеры (бывшие студенты, ныне выпускники Санкт - Петербургского Университета Культуры и Искусств, кафедра режиссура драмы).

Основная тема спектакля противостояние «старых» и «новых» форм. Тема вечная. Конфликт «старого» и «нового» - бушующие страсти, «быть или не быть?», вопросы, адресованные как к самому себе, так и к окружающему миру. Пространство спектакля разделено на «старый» и «новый» театр. Пространство «старого» отделяется возвышением, сценой на заднем плане, где на стенах висят исторические портреты учителей и деятелей театрального искусства. От «сцены» старого театра проложены мостки в «будущее», в «новый» театр Треплева. «Новый» театр находится прямо в озере (воображаемом), в котором «верующие» актеры готовятся к премьере. Начиная с третьего акта «Чайки», декорация переворачивается. «Старый» театр выходит на первый план, где преобладают истины вечные. А «новый» театр уходит на второй план (есть еще новей).

К. Кто такая Нина 21 века?
Н.И.Это очень сильная девушка, женщина. Провинциалка, приехавшая покорить город. И стать первой на «Фабрике Звезд». Эта девушка, способная ставить перед собой большие цели. И пробиваться к этой цели через все преграды.
К. Расскажите про Нину вашего спектакля, про Нину нашего времени!
Н.И. Создается впечатление, что многие режиссеры, не ставят спектакль «Чайка», а «переставляют». «Переставляют» классическое, устаревшее видение пьесы. Взглянув на пьесу с ее конца, мой выбор остановился на актрисе из которой все окружающие способны сделать чучело. И она сама способна сделать из себя чучело. Сегодня падение Нины чудовищно! Потому что ее нормы морали и нормы человечности крайне отличаются от окружающей действительности. И она предстает в нашем времени самым натуральным чучелом. Сейчас говорят «его убили», а у А.П. Чехова «ваш заказ»!
К. Расскажите про что ваш спектакль?
Н.И. Только одна тема преследует меня всю жизнь – это великое счастье заниматься театральным искусством. И даже чучело, которое занимается духовным творчеством, для меня стоит намного выше мещанства!
К. Вы за «новое» поколение?
Н.И. Конечно, да! От него очень многое зависит. «Старый» театр впитывает в себя и много дурного, но остается хорошее. Остается след. Какой след? Ведь театр оставляет след в сердце людей, заставляет задуматься, иногда даже спасает. Сегодня театральное искусство почти не озабоченно, просто не ориентируется на человеческое сердце. А ведь самое главное на сцене был, есть и будет космос самого человека – его поступков, мыслей, чувств. В наше быстротекущее время все очень быстро любят, быстро ненавидят. Сегодняшний театр воспитывает артиста – пешку, безличностное существо, артиста – раба!

Нам остается только надеяться на то, что у нас в России люди начнут беречь как свое культурное достояние, так и людей, накопивших это культурное достояние. И как в наших народных сказках – добро все же победит зло! И такие национальные герои как Нина, дон Кихот, Макар Девушкин, (и многие другие) перестанут, наконец, перестанут быть чучелом на заказ, посмешищем, а займут свое сокровенное место в сердце людей!