Тимур Султаналин. Учитель Кирюхин

Татьяна Кожухова
 Предпоследнее занятие по математическому анализу в группе студентов экономического направления… Хорошие ребята. Коллективный тренинг завершался индивидуальным собеседованием по разделу «Ряды Фурье». Как - то получилось так, что предварительно я задала вопрос студентам о том, кто оказал особое влияние на развитие их умений – ДУМАТЬ. И студенты, закончив ответ по теме, отвечали на этот дополнительный, как будто никчемный вопрос. Я, честно говоря, искала ( и ищу ) добрые слова об учителе. В основном называли родителей – папу или маму. Несколько человек назвали руководителей кружков. А Тимур Султаналин, получив «отлично» за ответ, на дополнительный вопрос ответил предельно кратко – Кирюхин, и поднялся, видимо считая, что наша беседа окончена. По тому, как была произнесена фамилия, я вдруг почувствовала, что этот таинственный КИРЮХИН именно тот человек, добрые слова о котором я ищу… Возможно так подумалось ещё и потому, что сам Тимур человек интересный, нестандартно мыслящий, его высокая математическая культура вызывала уважение не только однокурсников. Поэтому я обратилась к Тимуру с просьбой:
- Вы назвали фамилию человека так, как будто она должна быть известна мне и всем нам. Напишите кратко о нём к последнему занятию, если будет время…
Тимур удивлённо посмотрел на меня:
-Но это мой учитель математики!
Я улыбалась:
-Мне ВАШ учитель кажется исключительно интересным!
 
***

К следующему занятию Тимур принёс зелёную тетрадь, содержащую рукописное изложение его истории встречи с учителем Кирюхиным Дмитрием Анатольевичем.

Далее, стараясь сохранять стиль и последовательность изложения самого Тимура, предлагаю Вам познакомиться с замечательным учителем Кирюхиным, и другими учителями, встреча с которыми во многом определила формирование личности студента Султаналина.

***
УЧИТЕЛЬ, УЧИВШИЙ НАС ДУМАТЬ.

 Тимур Султаналин

Я родился в Экибастузе, Павлодарской области, Казахской ССР. До знакомства с Кирюхиным Дмитрием Анатольевичем оставалось ещё очень много времени; вообще на время моего взросления выпало время «перестройки», но я его помню смутно.

В конце августа 1999 года сестра, поступившая в Карагандинский медицинский институт, взяла меня с собой; и сразу по приезду в этот город она повела меня на испытания в школу №93 с математическим уклоном. На тот момент я не был погружён в мир математики, испытания не выдержал, не решив задачу на проценты. В этот же день мы с сестрой побывали ещё в нескольких обычных школах, прошли их с десяток, но в каждой ссылались на то, что классы переполнены. На следующий день повезло - меня взяли в профильную школу №63, но не в физико-математический класс, а в информатико-лингвистический – 7 «Б». Так я попал в школу, где преподавал Кирюхин. Именно он стал руководить моим восхождением по математической лестнице. Вначале он преподавал у нас только физику -2-3 раза в неделю по расписанию. А математику и информатику преподавала Наталья Ивановна. Так получилось, что она отметила мои успехи, в основном по информатике, и предложила перейти в физ-мат класс (7 «В»), где она была классным руководителем. Именно в этом классе я узнал впервые, что такое соревновательный дух в процессе изучения математики, и это мне понравилось. Но в конце полугодия Наталья Ивановна уволилась, найдя работу в другой области. Решался вопрос о расформировании класса, но директор школы Клара Сыльяубековна приняла решение его сохранить. Вначале классное руководство хотели поручить учителю истории – Бахыт Аманбаевне, имеющей большой педагогический опыт. ( Следует сказать, что этот человек повлиял на все мои личностные качества, руководя кружком юных интеллектуалов, в котором я занимался, увлечённый её интересными занятиями)
 По случаю судьбы классное руководство взял Кирюхин.
 Теперь о личности Кирюхина Дмитрия Анатольевича. Он уроженец Караганды, там же обучался в школе, затем в сильнейшем на то время вузе Казахстана КарГУ. И (прелести советского образования!) затем в Москве закончил лучший в мире технический ВУЗ – МВТУ.
Его преподавание мне математики началось с января 2000 года и продолжалось до окончания 11 класса –июня 2005года. Работая с ним, я прорешал не ОДНУ ТЫСЯЧУ задач из разных областей математики. Вообще его подход основывался на обдумывании большого числа заданий, - задачи приходилось решать каждый день. В качестве литературы были три основных книги ( Вы их, должно быть, знаете) : под редакцией Виленкина - учебник по алгебре и математическому анализу, под редакцией Сканави - сборник задач для поступающих в ВУЗы и под редакцией Зива – сборник задач по геометрии. Сам процесс обучения шёл в соревновательной форме ( можно сказать – конкуренции) за право называться ЗНАТОКОМ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ. В интереснейших спорах и дискуссиях, в преодолении разногласий мы погружались в мир этих предметов под руководством Дмитрия Анатольевича. Такое общение преподавателя и учеников способствовало тому, что по итогам выпускных экзаменов класс Кирюхина оказался лучшим в городе.

***
Послесловие гласило:

«Обратите внимание, как много здесь совпадений!
 Если поменять хоть один факт, то всё развивалось бы
совсем по другому сценарию».

_____
На фотографии Тимур Султаналин и Мария Огнева
гр.ОЭ-609-01