Этот жестокий Бог 1

Брат Константин
Этот жестокий Бог 1

Бытие, 3
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.


Тема жестокого и мстительного Бога, ставящего эксперименты над Своим творением, начинается здесь. Впрочем, эксперимент начался чуть раньше. Читаем во второй главе той же книги:
«16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.»
Итак, сначала ставим абсурдную задачу, потом жестоко караем за её невыполнение. Как это хорошо понятно человеку! Любая человеческая власть ведёт себя точно так же, особенно, если власть эта очень боится за своё положение. Кстати, вот вам и подходящие к случаю слова из Библии, из той же 3 главы книги Бытие:
 «22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.»
Так вот оно что! Он испугался, что могущественный человек, обладающий сокровенным знанием, полученным от плодов дерева познания, съест плодов дерева жизни, станет неуязвим и свергнет Бога с Его престола и сам станет править миром! Вот Он – Бог! Жестокий, мстительный и трусливый дядька, этакий мздоимец-гаишник в засаде. И это с первых же строк Книги, которую считают Его Откровением! И как после этого относиться к словам, записанным в Мар.12:30
 (и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!)?
 Впрочем, с такой позицией мы до них вряд ли дойдём.
Но попробуем разобраться.
Во-первых, настораживает уже сам факт подобного откровения. Действительно, чтобы читать Книгу дальше, нормальному человеку так или иначе придётся что-то в себе преодолеть. Слишком неприятная информация. Почему же Книга начинается именно с этого?
А во-вторых, если всё так плохо с самого начала, то зачем, собственно, городить огород из целых 66 (или 77) книг?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно вернуться в самое начало и посмотреть на ситуацию, насколько это возможно, со стороны. Кстати, подозреваю, самим авторам древних летописей было нелегко это сделать, поэтому позднейшим переписчикам пришлось делать компиляцию из нескольких (по крайней мере двух) текстов. При чтении книги Бытие хорошо видна её «сшитость» из разных фрагментов, часто дублирующих друг друга по содержанию. Так что даёт нам взгляд со стороны? Мы видим Бога, Творца всего мира. Картина творения, даже описанная глазами наблюдателя с земли, впечатляет своим размахом и скоростью. И лаконичность описания создаёт ощущение «игрушечности» происходящего. Всё просто, как в детстве: сказал – и стало так. Однако, оглянемся вокруг себя: какую часть мира мы видим? И она зачастую кажется нам огромной. А если сесть в поезд и проехать на нём хотя бы один день? За это время можно увидеть столько разных мест, теоретически даже пересечь несколько границ и побывать в разных странах с разными климатическими условиями, ландшафтами и культурами. И тем не менее, на карте наше путешествие будет выглядеть тончайшей линией, а на школьном глобусе и вовсе потеряется. Сколько путешествий совершил Фёдор Конюхов, великий путешественник современности? И это всё такие же линии, тоньше паутины. И только на нашем земном шаре. А он, в свою очередь, всего лишь песчинка в галактике, хоть библейское повествование начинает процесс сотворения именно с него. (Впрочем, с чего-то он должен был начаться. Почему бы и не с земного шарика?) Так если творение столь масштабно, то сколь великим должен быть Творец! И сколь более великим Он должен быть, если создал мир не складывая его по кирпичику и не скручивая по ниточке, а просто словом! И если бы сотворены были только камни! (Кстати, что тоже само по себе было бы великим актом, ибо даже процесс сотворения камня непостижим для человеческого ума). Но каково многообразие жизни! Мы настолько привыкли к окружающему нас великолепию, что считаем его само собой разумеющимся. Что может быть необычного и чудесного в обыденном? Не поразительны ли слова из Евангелия, сказанные Иисусом будто мимоходом, для притчи: Матф.6:30
 «если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!»
 В самом деле, сколько живёт трава и какова её ценность в наших глазах? Однако с какой тщательностью и любовью создана каждая травинка! Как мудро разные виды размещены по местам произрастания! Как хитроумны способы размножения, в процессах которого участвуют строго определённые виды зверей, птиц и насекомых! Ужели не было в сотворении явлено разума и любви к творению? И если внимательно вглядеться во взаимосвязи в живой природе, не покажется ли бредом теория самопроизвольного происхождения жизни из мёртвого камня? Впрочем, тут ещё происхождение камня объяснить надо, а этого безбожие тоже не может. Даже если становятся известны некие принципы мироздания, они всё равно нуждаются в объяснении, и человеку приходится громоздить одно предположение и допущение на другое, превращая тем самым любую науку в подобие гадания. Так каков же Творец? Таков, что представить себе мы нашим разумом не можем. Кстати, зачастую это тоже одна из причин нашего неверия: отсутствие, а лучше сказать, боязнь воображения. Собственно, одно лишь созерцание картины мироздания, особенно там, где оно не тронуто цивилизацией, уже должно много сказать человеку о характере Творца.
«19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (человеков), потому что Бог явил им.20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.» (Римлянам, 1).
 Величие и любовь Творца, явленные в красоте и жизнеспособности нас самих и окружающей нас природы, видны невооружённым глазом, и наша беда в том, что мы смотрим на мир через прицел. А через прицел можно увидеть только врага или потенциальную жертву. Мир в таком ракурсе представляется нам исключительно враждебным и несовершенным. Реки текут не в ту сторону. Цунами, тайфуны и извержения вулканов не там и не тогда, когда нужно. Шахты взрываются, самолёты падают. И мы вооружаемся, чтобы этому противостоять. И Богу, вернее, богу (с маленькой буквы, поскольку этого бога мы сами себе придумываем) мы пытаемся навязать такую же вооружённую точку зрения, представляя его кем-то вроде стендового стрелка, оказавшегося на стрельбище в одиночестве. Сам себе наготовил тарелочек для стрельбы, сам их запустил и сам же и расстрелял. Но чтобы увидеть истинную картину, надобно разоружиться. Прицел значительно сужает поле зрения. В него не попадают ни материальные блага, данные нам Богом, начиная с воздуха для дыхания и кончая полезными ископаемыми, ни блага душевные, такие, как способность к созерцанию и творчеству, ни духовные блага: вера, надежда, любовь. Мог ли жестокий гностицистский демиург всё это создать? Очевидно, нет.
Итак, некое подобие бледного отражения Творца мы рассмотрели. Перейдём теперь к человеку. Возможность его происхождения от обезьяны рассматривать не будем. Факт нашего родства по плоти с животным миром Библия не утаивает:
 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. (Бытие, 1) 7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Бытие, 2)
Один и тот же Создатель, один и тот же материал, почему же творения должны радикально отличаться друг от друга? Скорее можно предположить, что, создавая животных, Господь ориентировался на будущее создание человека. Человек должен был управлять животным миром, а для управления нужно иметь элементарные знания о том, чем управляешь, а легче получить эти знания, если имеешь возможность сравнить с самим собой. Кстати, оттуда, возможно, идёт традиция «очеловечивания» животных, часто принимающая уродливые формы из-за того, что человек, укоренившись в цивилизации, потерял связь с природой. Но это отдельная тема для разговора. Итак, повторимся: родство человека с животными по плоти вовсе не означает его происхождения от них. И вернёмся к только что сотворённому Адаму. От современного человека он всё-таки сильно отличался. И дело даже не в отсутствии пупка. Посмотрите: в первый же день жизни Адам совершает грандиозный труд: даёт имена животным!
 Бытие, 2: 20 «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.»
Это же и был первый акт познания и самоидентификации. Животные похожи на человека, но они не люди. Господь таким образом подвёл его к одному из принципов существования человека:
 «18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.»
 Человек сделал правильный вывод:
 «23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.» (Бытие, 2)
(И это в первый день жизни, не удивительно ли! Особенно, если принять во внимание, что сейчас многие даже прожив целую жизнь этого понять не могут.) До сей поры всё идёт настолько хорошо, что даже «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.» Понаблюдайте за младенцем в первые месяцы жизни. Эти процессы у него идут сходным образом. Он определяет свою связь с матерью, потом с отцом и другими родственниками, потом начинает видеть себя в зеркале и интересоваться другими младенцами. А знаменитый детский лепет? Не попытка ли это назвать окружающее по имени? Всё то же самое, только сильно растянуто во времени. Адаму было труднее, он прошёл это всего за один день. Но ему было и легче: его обучением руководил Сам Господь. Но предстоял второй этап обучения: то самое познание добра и зла. И здесь Адам и Ева совершают те же самые ошибки, что и любой их потомок. Можно сказать разное: что они полагаются на самих себя, что они бунтуют или идут на поводу сатаны; разные богословы выводят разные морали, смысл от этого не меняется: человек, оставшись без руководства Бога, без Его авторитета, спотыкается на первом же шагу. И непременно летит в адскую пропасть. Подобно тому, как самоуверенный младенец вырывается из надёжных родительских рук, чтобы выбежать на дорогу, где ездят красивые машинки, в надежде поиграть с ними. Вот и вся разгадка: Бог знает всё, потому что Он это всё сотворил. Человек же знает не более того, что видит, поэтому часто делает ошибочные предположения и поступает в соответствии с ними. Таким образом, в нашем мире, оторванном от Бога, первый же вздох каждого человека становится началом процесса его умирания. Что поделаешь, непосредственной поддержки любящего Отца мы лишены. Вернее, это нам так кажется, ибо опять же, в прицел невозможно разглядывать Того, Кто тебя любит, особенно, если и невооружённым взглядом Его не охватить.
Однако, мы уже почти подошли к цели нашего повествования: почему же Господь прогнал нас от Своего лица? Определив характеры действующих лиц, помещаем их в мизансцену, и теперь события видятся нам совсем по-другому. Господь сотворил человека для некоей великой цели, предположительно, для управления всем сотворённым миром, царствования в нём.
 «27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.»(Бытие, 1).
 Но, чтобы чем-то управлять (тем более владычествовать), нужно во-первых, иметь знание предмета управления, во-вторых – умение управлять. Вот на этом-то человек и подорвался: познание ничего не стоит без умения им правильно распорядиться. Пятилетний ребёнок уже знает, что спички производят огонь. И понимает слова матери, говорящей: не трогай, опасно! Но едва оставшись один, он берёт спички и, вспоминая, как ловко управляются с ними взрослые, сам представляет себя взрослым и сотворяет пожар. Ему пять лет. Адаму было два дня. И всё было всерьёз: пожар невозможно было потушить. Господь сказал:
 «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» (Бытие, 2:17).
 И что бы ни говорил змей, так оно и произошло. Внешне ничего будто бы не изменилось. Сам по себе запретный плод наверняка не содержал каких-то ядовитых нитратов. Впрочем, об этом мы можем только гадать, да и стоит ли этим заниматься? Важен сам факт: может и в самом деле под действием каких-то веществ, содержащихся в плоде, а может быть оттого, что впервые проснувшаяся совесть напомнила Божии слова,
 «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги»(Бытие, 3:7)
 Это факт, человек осознал, что встал на путь противостояния миру и Творцу, будучи наг, то есть незащищён и безоружен. Кстати, не напоминает ли это бунт капризного младенца, отказывающегося есть кашку или садиться на горшок? И дальше происходит то, что никак не должно было произойти в мире, созданном Богом:
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.»(Бытие, 3:8).
 Вопрос: может ли живое существо спрятаться от Источника жизни? Станет ли оно это делать? Будет ли цветок отворачиваться от солнца? Или рыба выпрыгивать из воды? Разве только для того, чтобы погибнуть. Случается, киты и дельфины выбрасываются из воды. Мы удивляемся их поведению: уход из среды обитания ведёт к смерти. Это всё равно, что космонавту в открытом космосе снять скафандр. Так вот, нечто вроде этого и случилось много лет назад в Едемском саду. То есть, едва ли не буквально выход нагишом в открытый космос. В такой момент обязательно должны открыться глаза, что и произошло. Лишение Источника жизни – это и есть смерть.
 «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд…»(Евреям, 9:27),
 так всё и произошло:
 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.(Бытие, 3)
Возможно именно это или что-то подобное и происходит с каждым человеком после смерти: Господь спрашивает: «Где ты?» Конечно, этот вопрос задаётся не по неведению, а для того, чтобы человек сам осознал, где он. Адам не осознал: он начал оправдываться. В понятиях христианского богословия оправдания на суде ищет лишь тот, кто не раскаялся, то есть мёртв, как Адам и Ева стали мертвы, скрывшись между деревьями рая от лица Бога, а потом подтвердив свою смерть поисками оправдания. Впрочем, многие слышали этот Божий вопрос при жизни. И тоже ощутили себя нагими. Только постыдность наготы пред Богом заключается не в том, что некоторые органы тела действительно менее приличны, чем другие, а в том, что человек действительно ничего Богу противопоставить не может. Да и не для того Бог создавал человека, чтобы тот воевал со своим Создателем. Это даже по человеческим меркам выглядело бы глупо. Особенно смешно орудием борьбы выбирать те самые органы, которые Господь посоветовал прикрыть, чтобы поберечь. А теперь спросим себя: что хуже: небытие или проклятие? Да-да, Господь не стал допускать окончательной гибели человека. Он удалил его из сада. Зачем? Плоды древа жизни не оживили бы мёртвый дух человека. Они не научили бы его поступать правильно и не уберегли бы от последствий неправильных поступков. При пожаре или взрыве самое совершенное тело всё равно погибнет. И даже если человек будет осторожен и благоразумен, нет гарантии, что его не убьёт другой человек, тоже по-своему благоразумный и осторожный. И даже если не убьёт, то мёртвый дух в вечно живом теле, благо ли это для человека? Жизнь человека во грехе – настоящий ад. И люди это инстинктивно чувствуют. Пообщаемся с неверующими стариками. Многие хотели бы вернуть молодость, но жить вечно в своей человеческой жизни не хочет никто. Со временем жизнь становится в тягость: опыт, сын ошибок трудных, давит. Ведь он есть, а возможности применить его уже нет: тот момент, когда он был так необходим, уже ушёл. Тут уж спасение вряд ли возможно, если ты желаешь смерти. Спастись можно только если желаешь жить и воспринимаешь жизнь, как дар Божий. И с этой точки зрения проклятия Господа – несомненное благо для человека. И главное благо – то, что проклят не человек (иначе не было бы надежды на спасение), а земля.
«19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.» (Бытие, 3)
 Да, труд не облагораживает человека, и не он сделал человека из обезьяны (впрочем, вопросы генезиса мы уже рассмотрели). Труд – это проклятие нашей плоти. Она вынуждена трудиться, чтобы не проводить время в растлении. Ибо что ещё может бунтующая плоть? Да, она ведёт себя странно. Будучи нагой и беспомощной, она решила избрать некоторые свои органы оружием против Бога. Но не случайно Господь сшил человеку одежды, ведь это «оружие», управляемое человеком, наносит вред прежде всего самому человеку. Богу оно, конечно, тоже приносит страдания, как беспутство детей заставляет страдать родителей. Не случайно Господь Иисус плакал об Иерусалиме
(Матф.23:37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!)
 и молился на кресте
(Лук.23:34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.)
Но страдания Иисуса, увы, мало кого трогают. А истинный вред человек наносит прежде всего самому себе:
 «21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, 24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. 25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. 26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; 27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. 28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму -- делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. 32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.»(Рим.1)
 Прекрасная характеристика бунтующей плоти и того, к чему этот бунт приводит. И одновременно, подробный портрет человеческой цивилизации во все времена, ибо писалось это две тысячи лет назад, а кажется, будто сегодня. Но интересно то, что людей трудящихся эти характеристики касаются в меньшей степени. Наверняка многим благовестникам знакомы слова: «Я всю жизнь работал, мне некогда было грешить.» Это правда! Труд существенно уменьшает количество греха. Но никак не уменьшает его смертоносности. Иными словами, человек трудящийся умрёт точно так же, как и тот, кто жизнь провёл в распутстве
.(Еккл.9:2 Всему и всем - одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы.)
 Труд лишь помогает человеку выжить, поскольку человек трудящийся способен накормить и самого себя и ещё нескольких.
(Еккл.2:21 потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это - суета и зло великое!)
В глазах человеческих это действительно суета и зло, но только так проклятие способно продлить жизнь роду человеческому. Это несправедливо, но если мы попросим справедливости, то должны просить немедленной смерти, как результата греха. В данном случае великая несправедливость и великое проклятие оборачиваются для нас великим благом.
Таким образом, от образа жестокого, завистливого и мстительного бога ничего не остаётся. Выходит только безграничная любовь Создателя к своему творению, пытающаяся использовать любой, даже самый маленький шанс, чтобы вернуть это творение к жизни. Даже зло от Бога служит добру для человека. Нужно только перестать быть обиженным ребёнком, у которого мама отняла спички, которыми он собирался поиграть в индейцев в квартире, а признать: я действительно наг, бессилен и глуп, мне необходимо вырасти и многому научиться. А для роста необходимо питание:
 (Иоан.6:51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.)
 А там и одежда подойдёт, не для того, чтобы скрыть нашу наготу, ибо ничего постыдного в нас Господь не создавал, а для того, чтобы ещё более украсить наши тела.(Откр.3:5 Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.)
Но возвратимся к вопросам, заданным в начале статьи.
Ответ на первый вопрос может показаться парадоксальным. Это написано лишь потому, что это истина. Ни доказать, ни опровергнуть описанные факты мы не можем: очевидцы не дожили до наших дней. Но даже если счесть это всё легендой, то это на удивление правдивая легенда. Адам, Ева и змей по сию пору живы в каждом из нас, стоит только приглядеться повнимательнее. Особенно если приглядеться к людям, с которыми мы не дружим. Что мы видим? Самонадеянность. Легковерие. Желание переложить ответственность на другого. И удивительную слепоту по отношению к собственным ошибкам. И, что более всего неприятно, эти люди видят то же самое в нас, и даже пытаются давать обоснование своей точке зрения. И им кое-кто верит! Впрочем, мы иногда и сами признаём свои ошибки, мотивируя это тем, что идеальных людей не существует. Так вот в этой легенде и описывается, почему мы не идеальны, и к чему это ведёт.
На второй вопрос можно ответить так: всё остальное повествование – это путь людей к Богу. Только не назад, в тот Эдем. У Бога нет движения назад. Он предлагает двигаться вперёд. И по жизни, и по Своей удивительной Книге.