Одна на всех заметка

Александр Ларовский
”Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.”
Б. Пастернак

Памяти погибшей при пожаре молодежи в городе Минск, в ночь на **** 1946 года, посвящается.


Счастье

На дворе стоял солнечный теплый день. Настроение? – Отличное, подстать под погоду. Ведь вчера я достал два билета на молодежный вечер, на танцы! Набрался смелости и пригласил Татьяну, с паралельной группы, провести его со мной. И она согласилась! В первый раз согласилась, за почти целый год ухаживаний. Свидание с ней, да еще какое! Будет много молодежи, танцы, буфет. Мечта, а не вечер намечается! Занял черный выходной пиджак у Петра. У него этот пиджак в нашей общаге политеха весь этаж по расписанию занимает. Но мне, как лучшему другу, он сделал исключение - без записи дал. Франтовать буду! Туфли надо перехватить у Зеника с восемнадцатой комнаты. Мои что-то совсем все страшные - даже натирая гуталином, видно за километр, что дышут на ладан и кушать просят. Рубашку белую мама прислала с деревни последней передачкой - как она кстати оказалась! Галстук кто бы помог завязать? Может Миху попросить перед уходом? Да, наверное, так и сделаю. Ну что - все спланированно - можно поспать перед уходом пару часиков, только какой здесь сон - одни мысли в голове. Цветы? Куплю по дороге, в центре - там до ночи бабки торгуют - выбирай на любой вкус. Она любит полевые - их и подарю. Так, лучше пойду перекушу вместо сна перед уходом. Как же все-таки на свете прекрасно жить! Наверное, это и есть счастье - ожидание встречи с любимым человеком. Ощущение надежды и радости от набегающих минут. Скорее бы, - нетерпеливо подумал я.


Обида

- Мама, где? Где пригласительный билет на сегодняшний вечер? – Раздался испуганный голос дочери из прихожей. Я стояла и гладила белье в зале и не слышала как открылась дверь в прихожей.
- Мама, кто забрал мой билет на вечер? – Чуть ли не со слезами на глазах, ворвалась в зал старшая дочь. У меня их двое. Майя - это младшутка, она десятый класс заканчивает. И старшутка, Ольга, которая учится на последнем курсе Университета. Ее, как активистку факультета журналистики, наградили пригласительным билетом на вечер молодежи, который организуется раз в году в центре города в бывшем здании администрации. Там собирается весь цвет молодежи со всех учебных заведений столицы. Лучшие из лучших. Она так искренне радовалась награде и ждала этого дня! По этому поводу мы даже купили платье для нее вечернее - красное, с открытым верхом. Половину города обходили пока нашли. Не так легко найти в послевоенном городе что-то приличное для выхода. Отдала все сбережения свои. Муж как не вернулся с фронта, так одна и тянула их двоих. Но, слава богу, выросли, дальше легче будет. Младшая, та умничка - с отличием заканчивает школу. Пол-двора на нее заглядывается, не обижена ни внешностью, ни характером. У старшей характер посложнее будет - сказалось военное время. Хоть бы кто из парней с ней познакомился, а то все время одна, да одна. Так никогда замуж и не выйдет. Пора уж задуматься.
 - Мама, где Майя? Это она! Она забрала пригласительный, она все время меня просила отдать ей! Она хотела пойти вместо меня!
 - Я не слышала, как она уходила, - пожимая плечами, ответила я. – Может вышла просто, сейчас вернется, не переживай, Оленька.
- Нет, это она забрала! А где платье? – Выскочила в свою комнату. Откуда тут же донеслись всхлипы. Бросив гладить, пошла к ней.
- Ольга, что такое? Перестань плакать!
- Майя... забрала пригласительный и платье... Вот - читай... Она записку оставила - Ольга плача протянула мне кусок бумажки, а сама уткнулась в подушку.
В записке Майя коротко сообщала:

”Ольга. Пока ты в магазине, я решила пойти на вечер вместо тебя. Сколько тебя не просила отдать мне пригласительный, ты мне не так его и не уступила. Я очень хочу туда попасть, и потому пойду вместо тебя. Платье твое одолжила. Прости. Майя”

- Зачем, зачем она так? - протянула я, с жалостью глядя на дочь.
- Не прощу Майке никогда! Никогда не прощу ей этого! – С горечью сказала Ольга, приподняв голову и с новой силой заплакав, уткнулась обратно в подушку.


Неизвестность

- Зоя, ты готова? – позвала я с улицы подругу
- Иду-иду.
Зоя спустилась, выскочила из дома на улицу и мы вместе поспешили на остановку. До центра было далеко добираться, а автобус ходил редко. Если пропустишь, потом пешком придется часа полтора идти.
- Зой, ты пригласительные билеты не забыла?
- Нет-нет.
- А что мы там будем делать?
- Не знаю, я в первый раз, как и ты на такой вечер попаду.
- Что-то мне страшно туда идти, сон какой–то странный приснился. Будто я птица, сижу в клетке и хочу из нее вылететь. Лечу в окно, и бьюсь об него, бьюсь-бьюсь, а оно закрыто. Так в холодном поту проснулась ночью и не могла уснуть до самого утра.
- Да ну тебя! Приснится же такое. Я, правда, и сама волнуюсь. Народу много будет, все разные, со всего города. Какой будет вечер неизвестно. Вообще, не люблю когда много народа в одном месте собирается.


Музыка

Алло, народ, сосредоточились! Репетируем! Репетируем еще раз как последний выступающий уходит со сцены. Вечер наш. Играем пока есть силы, ясно? – Обратился я к музыкантам своей группы. – Ребята, и ты, Вика, постарайтесь сегодня. Людей будет много, да и начальство городское и республиканское - не подкачайте.
- Не беспокойся, Валер - в первый раз что ли. Отлабаем, как в лучших домах Лондона.
- Я тебе дам - Лондона, чтоб слов таких там даже не слышал.
- Угу,- промычал недовольно ударник.
- Все - репетируем! Ии.. начали!...
Из окон здания, где должен проходить вечер, полилась музыка. Здание было старой постройки, шести этажей и располагалось в центре города. Во время войны здесь находилось управление НКВД. На окнах всех этажей были толстые прутья решеток, что придавало ему зловещий вид. На четвертом этаже находился огромный зал, где и проходила репетиция, а вечером должен был состояться ежегодный вечер для молодежи.


Любовь

- Кать, поцелуй меня еще раз.
- Отстань, люди смотрят.
- Скажи, любишь меня?
- Да люблю, люблю - ты же знаешь.
- Распишемся сразу после праздников?
- Распишемся, ну чего ты в самом деле? что с тобой?
- Ничего, люблю тебя. Пошли, а то опоздаем к открытию вечера - осталось меньше, чем полчаса.


Болезнь

Коля, ну как ты себя чувствуешь? – посмотрела на лежащего с полотенцем на голове мужа. У него была высокая температура, и он был весь в поту.
- Лучше. Эх, не вовремя заболел. Надо уже выходить, – стал медленно подниматься с постели и собираться на дежурство - на вечер молодежи. Ему выпало, как одному из преподавателей, дежурить на нем - следить за порядком. Если бы не неожиданная болезнь, свалившая мужа с ног, то с большим удовольствием его бы отпустила. Поел бы там, музыку послушал, да на молодежь поглядел. Но выбора нет - сейчас отказаться и поменять дежурство невозможно, поздно уже - надо ему ползти больным. Может пораньше закончится все? Хотя, навряд ли - в прошлом году гуляли практически до утра.
- Коля, а это правда что в здании, где проводится ваш вечер, в подвалах архивы НКВД до сих пор храняться?
- Правда-правда. Принеси мне мой портфель. Я готов.


Лень

- Венечка, давай быстрее одевайся - машина сейчас подъедет. Не надо, чтоб папин водитель долго ждал - папе самому машина нужна. Ты же знаешь, какой он занятой и сколько работы в парт. аппарате перед началом лета.
 -Ба, можно не пойду я на этот вечер? Что я там забыл, не хочется мне. Отцу скажем, что был там, и все дела.
- Веня, нет ты должен пойти на вечер. Там будет Казаров - он ответственный за организацию и должен видеть тебя там, если ты хочешь с ним поближе познакомиться. Тебе еще учиться не один год, и с ним не раз сталкиваться по комсомольской работе придется. Вот сегодня и контакт с ним наладишь, поговоришь.
- Ба, ну может лучше дома останусь, ну в баню этого Казарова. Спать охота, да и влом мне туда переться! - демонстративно зевая, Веня похлопал ладошкой по открытому рту.
- И не спорь, не спорь со мной! сказала пойдешь - значит пойдешь!
- Ладно Ба, не заводись. Что с тобой сделаешь? Пойду. Душ только приму и одеваться буду.


Удача

- Девченки, ура! – Подскочила я в столовой к своим сокурсницам с радостной новостью. - На вечер придут выпускники со школы МГБ. Вот Удача! Будет хоть с кем потанцевать - не то что в прошлом году! Говорят одни девченки были - с фронта из ребят еденицы вернулись. Вот это вечер будет! чувствуете?! За столом живо продолжилось обсуждения последней новости.


*****
Заметка в газете от 21-го **** 1946 года.

В ночь на первое ****, 1946 года. В центре столицы неизвестными злоумышленниками было подожженно бывшее здание администрации с целью уничтожения архива НКВД, хранившегося в подвалах. А также, с целью поджёга молодёжного вечера активистов города. Входная дверь здания и дверь в актовый зал были заблокировали перед поджёгом, что привело к многочисленным жертвам среди молодежи, а так же жертвам, среди ряда присутствовавших там руководителей столицы. В огне погибло более шестисот человек. Число раненных уточняется.
*****


Счастье

В изорванном в клочья костюме, с обгоревшим лицом и волосами, рядом с лежащей на асфальте в неестественной позе девушкой, склонился мужчина. Плакал.
- Что там? - Спросил врач коллегу.
- Те кто выбрался на третий этаж смогли выломать решетку в одном из окон - выпрыгивали через него. У него перелом ног, ребер, сотрясение и ожоги. Жить будет.
- Она?
- Сразу насмерть – покачал головой коллега. - Увозить их?
- Оставь его. Заберем в последнюю очередь. Пусть побудет с ней.


Обида

- Мама, смотри - на водосточной трубе лоскуток красный, как от моего платья! Почему столько людей разбившихся на улицах, а мама? Почему отцеплен дом? Почему люди прыгали на голую землю, когда рядом стояли пожарные с тентами? Почему их не пустили спасти людей? Зачем они это сделали? Чего они боялись? Я не прощу ей, что пошла! До конца жизни не прощу! Зачем она это сделала?


Неизвестность

- Почему у вас покусаны до мяса руки? – Спросил следователь, глядя на девушку, которую доставили к нему для допроса с искусанными и изорванными до мяса руками от ладоней до плеч. Даже сейчас, после их обработки врачами, кровь проступала через бинты.
- Сон, мне приснился сон... Зоя... Где моя подруга, где она...? - Девушка медленно покачивалась на стуле, прижимая перебинтованные руки к груди. Безумным взглядом глядя в единственное решетчатое окно в кабинете следователя.
- Ну что, закончил? – Спросил следователя начальник, зашедший в кабинет.
- Да.
- Что говорит? Как ей удалось спастись?
- При пожаре единственный выход был через суфлерскую будку на сцене. Все кинулись туда в панике. Если бы не паниковали, товарищь капитан, думаю, многим удалось бы спастись. Но в такой давке бесполезно было и думать туда пробиться. Она уцепилась за одного офицера. Он, расталкивая всех, пробирался на сцену. Обняла его мертвой хваткой. Это он ее зубами пробовал оторорвать от себя, но не смог - так и вылез сам, да ее вытащил. Спас получается. Она все время твердит про какую-то подругу и сон. Наверное там осталась, ее подруга – Что делать-то с ней?
- Отправляй ее в психиатрическую больницу - здесь ей делать нечего. Может там помогут. Дальше, кто его знает что с ней будет. Устало махнул рукой капитан и вышел из кабинета следователя.


Музыка, Любовь, Болезнь, Лень...


Удача

- Группу этих девочек грузите во вторую машину. Их будет легче опознать, чем других - они прижались друг к другу во время пожара, потому остались еще кое-какие фрагменты тел пригодные для опознания. Отправляйте в областной госпиталь - в центральном морге мест уже нет..


Памяти погибшей при пожаре молодежи в городе Минск, в ночь на первое января 1946 года, посвящается..