Старички-рыбачки

Галина Харламова
 Помню, как однажды я попросила отца взять меня на рыбалку. Было мне тогда лет двенадцать. Меня ничуть не пугало, что надо было вставать на утренней зорьке.
Решили мы с отцом расположиться недалеко от дома, прямо за огородами. Речка здесь образует небольшую заводь, и рыба ловится даже днем в сильную жару.  Отец опытный рыбак, речку знает как свои пять пальцев, поэтому почти всегда с рыбалки возвращался с полным садком рыбы.
Разложили мы удочки, стали ждать клева. Тишина. Солнышка еще нет, первые его лучи только осветили горизонт. А на речке у самой воды стелется туман и еще довольно прохладно. Проснулись первые птички, завозились, зачирикали в ветвях тополей. Где-то далеко лают собаки, коровы мычат. Хутор оживает, просыпается, радуясь новому, погожему, летнему дню. Как хорошо вокруг в этот утренний час! Речная вода неслышно плещется у самых наших ног. Клева нет, поэтому спокойно можем любоваться знакомым пейзажем.
Вдруг в стороне послышался всплеск, только круги по воде пошли. Рыба играет.
-Видала? – шепчет отец. -Вот бы нам такую рыбину зацепить. Щука, наверное, или сазан.
Сидим дальше. Вдруг слышим чьи-то шаги, спускается кто-то с крутого бережка прямо к нам. Это был дед Каледин, склочный старик, с которым никто не любил связываться. На голове старая фуражка, на плечах – телогрейка, на ногах – рыбацкие сапоги, в руке – несколько удочек и садок. Тоже не спится старику, решил, видимо, рыбкой разжиться. Прошел мимо нас и устроился за ближайшим кустом.
-Дед, - говорит мой отец, - тут соседа Николая место.
-Это хто сказал? По-моему, тут не написано. Хто раньше пришел, тот и рыбалить будет. Нехай больше спит ваш Николай, весь клев проспит. А ежели придет, я его на другое место налажу, тут и других местов полно.

Смотрим, а на противоположном берегу еще один рыбачок появился - дед Комарик. Спускается по тропинке прямо к речке, удочки на плече, пустым ведерком помахивает. Увидев нас, поднял руку с ведром в знак приветствия.
-Ну собралась компания! – тихо говорит мне отец. – Скучно нам уже не будет!
То ли случайно, то ли с умыслом Комарик разложил удочки как раз напротив Каледина. Рыбаков, кроме нас в тот день больше не было, мест свободных больше, чем достаточно. Но каким-то своим особым рыбацким чутьем старый Комарик угадал, где ему сегодня лучше обосноваться. Только на стульчик присел, закинул удочки, так сразу начало клевать. И в следующий миг Комарик вытащил блестящего карасика величиной с ладошку. Довольный дед бросил его в ведро и не успел эту удочку забросить, как у другой удочки поплавок ушел под воду. Комарик выудил на этот раз рыбешку покрупнее и тоже отправил ее в ведерко.
-Да что там у него медом, что ли намазано? Одну за другой тягает, а у нас хоть бы хны! – пробубнил Каледин.
А Комарик в это время выловил небольшую щучку и, подняв ее над головой, показал нам.
-Ха! Вот паразит, он еще и хвастает! – заорал Каледин. – Ты совесть – то поимей! Опять, небось, колдуешь. А ты по-честному попробуй поймать, когда не клюет!
-Да хватит тебе, дед, орать, - сказал отец. – Чего тебе все неймется, всю рыбу распугаешь!
-Цыц! Молод ишо меня учить! Я же ему правду говорю!
-От твоей правды, дед, у нас в ведре рыбы не прибавится!
Каледин зашуршал целлофановым пакетом, извлекая из него наживку. Он что-то бубнил себе под нос, наверное, злился на рыбу за то, что она сегодня была равнодушна к его пареному зерну и тесту на анисовых каплях.
-А почему он деда Комарика колдуном называет? – спрашиваю я потихоньку.
-Да говорят, Комарик какую-то рыбацкую молитву знает. Помню, я еще пацаном слышал, как мой дед отцу рассказывал. Раньше, мол, ее каждый казак знал, но постепенно она забылась, только единицы помнят. Вот наш Комарик один из них. А не говорит никому, в секрете держит, кто только не спрашивал. Боится, если все будут знать, то всю рыбу в речке выловят, ничего не останется. Обещал мне ее передать, когда помирать будет. Только, чувствую, не дождусь я никакой рыбацкой молитвы…
-Почему? Думаешь, обманет?
-Нет! Помирать-то дед не собирается! Смотри крепкий какой. Но я не в обиде, не очень – то мне эта молитва нужна! Пускай лучше живет подольше. Уж так он здорово поет, заслушаешься! Другого такого певца во всем районе нет.
А Комарик тем временем еще рыбину поймал.
-Ну, что ты будешь делать! – снова подал голос Каледин. – Паразитство какое-то! Вы как хотите, а я пересяду. Место тут какое-то плохое.
Поднялся дед и ушел. Смотрим, а он по мостику уже на другой берег переходит.
-Ну, гляди, доча, сейчас будет бесплатное кино, - говорит отец.
И точно! Каледин направился прямиком к Комарику.
-Ну, и не стыдно тебе мне в глаза глядеть?
-Это почему мне должно быть стыдно? – удивился Комарик.
-А что ты думаешь, я не знаю, как это ты за час цельное ведро рыбы наловил?
-Как, как… Удочкой! Ты без очков уже не видишь, что ли?
-Да какой там удочкой! А то я не видал, как ты губами шлепал.
-И что из того?
-Ты из меня дурака не делай! А то я не знаю, что ты молитву свою читал.
-Да не читал я ничего, что ты ко мне причепился?
-Ага! Брешешь ты все! Все знают, какой ты хреновый рыбак. Однако же ты наловил, а другие нет. И как это называется?
-А вот так и называется! Нехай я буду хреновый, но наловил же.
-А ну-ка высыпай всю рыбу обратно в речку! – приказал Каледин.
-Это с какой радости? – удивился Комарик.
-А с такой! Перелавливать будем. Надо честно ловить, а то я тебе быстро усы причешу.
-Ага, я прямо напужался! Прямо сычас так и кинусь перелавливать. Нашелся мне тоже командир! Бабкой своей руководи…
Комарик взял ведерко и собрался уходить, но Каледин его остановил:
-Куды это ты собрался? А ну выкидывай рыбу!
Дед ухватился за ведро и потянул на себя. Комарик дернул к себе, он не собирался уступать. И началась потасовка. Того и гляди - оба в речку упадут, но один другому не уступает. Мы с отцом над ними со смеху покатываемся.
-Вот артисты, - хохочет отец, забыв про свои удочки.
Но дуэль продолжалась недолго. Один из стариков не выдержал:
-Да подавись ты этой рыбой! – крикнул Комарик и отпустил ведро.
Каледин такого маневра не ожидал, дернул ведро что было силы, не удержался на ногах и повалился на песок, высоко задрав ноги. Вся рыба из ведра оказалась на земле. Так как она была все еще живая, шлеп-шлеп хвостиком и попрыгала в речку. Пока Каледин поднялся на ноги, собирать было уже нечего. А дед Комарик уже поднимался вверх по обрывистому берегу.
-Что за поганый человек, - ругался он, - где бы не появился, обязательно все испортит, даже рыбалку.
Наконец-то на речке воцарилась долгожданная тишина. Дед Каледин устроился на месте Комарика, но у него почему-то не клевало. И у нас тоже была полнейшая тишина. Хоть бы какой-нибудь пескарик клюнул ради приличия. Видимо рыба сегодня вдоволь насмотрелась на горе - рыбаков и сейчас потешалась над нами, сидя где-нибудь в мутной глубине.
-Может, пойдем домой? – предложил отец, глядя, как я начала зевать.
Свернули мы свои удочки и пошли. Только перешли мостик, как дед Каледин вскочил и потянул одну из удочек. Но не тут-то было. Удилище дугой, видно что-то крупное зацепилось. Каледин пытался подтащить рыбу к берегу, но у него ничего не получалось.
-Либо большая щука, либо сом. Гляди что творит!
Вода пенилась и бурлила, там металась и билась рыба, не желающая попасть деду на обед. Было видно, с каким трудом Каледин удерживал удочку. Вдруг леска на секунду ослабла, и из воды показался огромный черный бок и хвост рыбины.
-Сом! – восхищенно произнес отец. – Вот деду повезло!
Лично я не поняла, в чем же его везение и спросить не успела, так как дальше произошло что-то невероятное. Сом нырнул и потащил Каледина за собой. Дед против такой силищи устоять не мог, тоже скрылся под водой, только голые пятки сверкнули, но удочку из рук не выпустил.
-Доча, бежим спасать, потонет же! – крикнул отец и, откинув удочки в сторону, бросился на помощь деду. Я поспешила за ним.
Каледина нигде не было видно, только забытые сапоги одиноко стояли на берегу. Когда он разуться успел?
В воде что-то вдруг снова забурлило и отец, нырнув, с трудом вытащил на свет божий бедного деда. Отплевываясь и дико вращая глазами, он заорал:
-Таш-ши! Таш-ши давай!
Мы с отцом вцепились в деда, и стали тянуть, что было сил. А дед впился в удочку мертвой хваткой, видимо, очень хотел поймать эту долгожданную рыбину. Неожиданно леска оборвалась и сом, торжествуя победу, ушел в глубину, а мы повалились в воду.
-Вот помощники мне достались, ед-дрит вашу за ногу! – заругался дед. – Я же вам орал: «Таш-ши!» А вы чаво делали?
-Так мы же тащили, как ты и сказал!
-Рыбу, рыбу надо было таш-шить, а не меня! Мне-то что сделается?
-А мы думали, что ты тонешь… - начал оправдываться отец.
-Думали они! Чем вы там думали, когда мозгов нету? Не могли у меня спросить? Я же обмануть его хотел, чтоб он поближе подплыл. Тогда бы я его по башке кулаком оглоушил, а потом контуженного и выташ-шил бы. Эх вы, только все испортили!
-Дед, ты бы хоть спасибо сказал! Мы же тебя спасли, а ты ругаешься!
-А хто вас просил? Шиш вам, а не спасибо! Из-за вас такую рыбину упустил, засмеют меня в хуторе старые казаки! Как теперь на глаза покажусь? Убирайтесь отсель, чтоб глаза мои вас больше не видали!
Мы повернулись и пошли домой. А в спину нам еще долго неслись дедовы проклятия.
-Вот и делай людям добро! – расстроился отец.