Принцесса из заколдованного замка

Вера Сергеевна Мещерская
 ( Драматическая сказка )

 Действующие лица:

 К о р о л ь, отец Принцессы
 К о р о л е в а, мать Принцессы
 П р и н ц е с с а
 В о л ш е б н и к
 П р и н ц, ученик Волшебника
 Р а з б о й н и к
 М у з ы к а н т
 У ч ё н ы й
 Ф е я, учительница Волшебника
 Д о ч ь Ф е и, девочка лет восьми
 М е л ь н и к


 Перед занавесом Король и Королева. Продолжается начатый, но неоконченный спор.

К о р о л е в а. Нет - нет!.. Я не согласна!.. Она ещё маленькая!..
К о р о л ь. Не такая уж она и маленькая!.. Пора бы ей отвечать за свои поступки!
К о р о л е в а (со слезами в голосе). Ах, ты слишком строг к нашей дочери!..
К о р о л ь. А тебе не кажется, что это - долг любого отца?!.
К о р о л е в а. Нет!.. Это невыносимо!.. что же ты предлагаешь?..
К о р о л ь. Я пригласил Волшебника.
 и н ц е с с а. Как хорошо!.. Вот уже шестнадцать лет живу и всё удивляюсь чуду рассвета... Что это?.. учёные объясняет его так просто, но я ничего не понимаю... Солнце, небесные светила, круги вращения!.. А зачем что-то объяснять, если это и так красиво?!. Вот если бы мне самой удалось сделать какое-то красивое чудо!.. (вскакивает с постели и, освещённая лучом, бежит к сундуку со старинными книгами, открывает его и берёт самую толстую из них. Платье на ней розового цвета, будто окрашено розовым лучом)

 Слышен стук в дверь. Принцесса кладёт книгу на место и бежит открывать дверь. на пороге стоит Волшебник.

П р и н ц е с с а. Доброе утро, Волшебник!
В о л ш е б н и к. Как ты узнала меня, девочка?
П р и н ц е с с а. Сама не знаю... Просто поняла, что вы - это Вы... в сущности, понимать - это так просто!..
В о л ш е б н и к. Просто?..
П р и н ц е с с а. Да. Вчера весь день всё казалось мне таким понятным!.. Рассвет и закат, шёпот листьев в лесу, пение птиц за окном... Я понимала всё, что окружает меня... Лесной родник прожурчал мне: "Поговорим!", и мы спели с ним старую, забытую песенку!.. Но муравьи остановили нас: "Нет ничего важнеее работы!" И я с радостью принялась за дела. "Хочешь мёду?" - спросила меня лесная пчела, и я убежала в зАмок за кувшином. Пролетающая над головой ласточка задела меня тёплым крылом, и сердце моё наполнилось неизвестной мне до сих пор радостью!.. А соловей всю ночь баюкал меня чудесными трелями...
Волшебник. Это случилось вчера?..
П р и н ц е с с а. Да.
В о л ш е б н и к. Не может быть... Я очень рад за тебя, девочка.
П р и н ц е с с а. рады?! Вы тоже?! Чем же всё это объяснить?..
В о л ш е б н и к. Не знаю... Или знаю... Придёт время, и ты сама всё поймёшь... Я не могу тебе этого объяснить... Я не лучше и не хуже остальных волшебников.
П р и н ц е с с а. Не говорите так!.. Вы самый лучший из всех волшебников на свете!
В о л ш е б н и к. Откуда ты знаешь?.. Ты ещё не видела других...Принцесса (указывает на раскрытый сундук, откуда только что брала книгу). Отсюда можно узнать о многом!..
В о л ш е б н и к. Очень хорошо. Я рад, что ты не теряла времени даром... Надеюсь, что те три дня, которые тебе осталось провести в замке, не покажутся тебе скучными. До скорой встречи! (уходит)
П р и н ц е с с а (сначала стоит в нерешительности, потом, когда волшебник исчезает за кулисой, бежит в его сторону, но, не догнав его, останавливается в задумчивости. Платье на ней в это миг становится позолоченным в свете золотого луча, но потом снова приобретает розовый цвет). Что случилось! (уходит в другую сторону)

 Принцесса сидит за столом и, подперев кулачками голову, читает книгу. Не заметно для неё появляется Учёный.

П р и н ц е с с а (читает). "Когда розовое станет золотым, а золотое - чёрным..."
У ч ё н ы й. Мир этому дому!
П р и н ц е с с а. И вам мира!.. Кто Вы? Почему я вас вижу?! Здесь была невидимая стена!..
У ч ё н ы й. Я - странствующий учёный. Хотел с точки зоения науки посмотреть на Заколдованный замок... кажется, я его нашёл... А Вы - Принцесса из Заколдованного замка?!.
П р и н ц е с с а. Как Вы догадались?
У ч ё н ы й. О Вас много говорят... Сказки ходят по свету!..
Принцесса. А про Волшебника?.. Того, что создал этот замок... Про него тоже ходят сказки?..
У ч ё н ы й. О, нет!.. Не сказки!.. О нём ходят легенды!..
П р и н ц е с с а (оживлённо). какие?
У ч ё н ы й. Разные... Говорят, будто он постиг азы чёрной и белой магии, тайну Камня Жизни, а также секрет шапки-невидимки...
П р и н ц е с с а. Подумать только!.. А мне даже самое маленькое волшебство не удаётся сотворить!..
У ч ё н ы й. Простите, но занятие магией вовсе не для принцессы... К чему оно вам?.. Вы в скором времени станете Королевой, и Вас будут ждать важные государственные дела...
П р и н ц е с с а. Да... Может, Вы и правы, Учёный... Но мне нестенрпимо хочется сделать что-то такое!.. Незабываемое!.. Волшебное! ( стоит в мечтательном раздумьи. Платье на ней в этот миг становится золотым, но потом снова приобретает розовый цвет)
У ч ё н ы й. Это очень скоро пройдёт!.. Можете себе представить - в юности я был влюблён в одну очаровательную Фею!.. Я мечтал стать Чародеем и жениться на ней, я даже придумал имена нашим будущим детям!.. (смеётся) Но, как видите, я стал Учёным, а наука - моей единственной любовью!..
П р и н ц е с с а. О чём это Вы?..
У ч ё н ы й. Да так... С этими воспоминаниями я совсем забыл о деле!.. Я хотел бы посмотреть замок... (ощупывая пространство) Стена была здесь?
П р и н ц е с с а. Да.
У ч ё н ы й. Интересно... (достаёт большую лупу и рассматривает что-то, склонившись и бормоча себе под нос неопределённые слова)
П р и н ц е с с а. Что?
У ч ё н ы й. Поразительно!.. На этом месте уже начинает пробиваться свежая трава!.. Как же всё-таки волшебнику удалось раскрыть секрет шапки-невидимки?!.
П р и н ц е с с а. Очень просто!.. Как и полагается всем великим волшебникам!
У ч ё н ы й. Вы полагаете - это просто?!.
 
 За окном слышны приближающиеся звуки музыки, потом звучит песня:

 В старом замке на скале
 Воет ветер пятый век!..
 Вот уже как двести лет
 Не бывал там человек!..
 А внизу живёт Рыбак...
 Лез он в воду и в огонь,
 Но нигде этот чудак
 Не нашёл себе покой.
 Говорит: "Вот я пойду
 И на гору поднимусь,
 Свой счастье там найду,
 И только с ним, люди, к вам вернусь!"
 Вся деревня его дом
 Обходила стороной...
 Был мужик хороший он,
 Но что поделать, раз больной!..
 Нету средства излечить,
 Нету сил ему помочь...
 А излечит его вера,
 И поможет ему ночь.
 А кто ползал по земле,
 Тот безумства не поймёт!
 И у замка на скале,
 Свой костёр не разведёт.
 Кто ни разу не летал,
 Кто о замках не мечтал!..
 Ты безумного не бей,
 А признай, что он умней
 И сильней!
 В марте рыбу он удил,
 Под ногами лёд трещал...
 Пусть недёшево платил,
 Но свою рыбку он поймал.
 Была рыбка золотой,
 Чем смущала мудрецов...
 И съезжались к рыбке той
 Мудрецы со всех концов.
 А кто ползал по земле,
 Тот безумства не поймёт!
 И у замка на скале,
 Свой костёр не разведёт.
 Кто ни разу не летал,
 Кто о замках не мечтал!..
 Ты безумного не бей,
 А признай, что он умней
 И сильней!
(слова и музыка Д.Наджаровой)

П р и н ц е с с а (Учёному). Вы слышали?.. Какое чудо!
У ч ё н ы й. Да. Я тоже в молодости любил слушать бродячих музыкантов...

 Музыка смолкает совсем.

Г о л о с и з о к н а. Мир этому дому!.. Пожертвуйте на песню! Мы богаты духом, но наши желудки часто бываеют пусты!
П р и н ц е с с а ( наклонившись в оконный проём). Прошу вас, зайдите в замок и спойте ещё что-нибудь!
Г о л о с. С радостью!

 На сцене появляются Музыкант, Принц (одет бедно) - оба с гитарами в руках и Дочь Феи с погремушками в руках. Все трое кланяются.

П р и н ц е с с а ( подавая хлеб Музыканту). Добра вам и счастья!
М у з ы к а н т (принимая хлеб). Пусть вернётся вам добром!
П р и н ц. А почему это замок называют Заколдованным?
П р и н ц е с с а. Дело в том, что все эти десять лет мой замок окружала Волшебная стена, а для людей всё это - и стена, и замок, и я - было невидимо. Меня не замечал никто, а я не видела никого, кроме лесных обитателей, оставшихся в пределах Волшебной стены... Правда, я читала волшебные книги из старинных сундуков, откуда и узнала о том, как сделать Жизнь похожей на Сказку!.. (Музыкант слегка усмехвается) Но теперь десять лет прошло, и очень скоро я буду жить, как все обычные люди... Но зачем я вам об этом рассказываю?.. Учёный сказал, что про мой замок и так ходят сказки!..
М у з ы к а н т. наш Принц вряд ли об этом знает. Он любит легенды и музыку.
П р и н ц е с с а. Принц.
М у з ы к а н т. Да, ваше высочество. перед Вами Принц из Дальнего королевства, хотя и не похожий на других... Вероятно потому, что он - ученик Волшебника.
П р и н ц е с с а. Волшебника?! Неужели того, что сотворил мой замок?!.
П р и н ц. Да... Я и не думал, что мне ТАК поможет его наука!.. Бывают же такие совпадения!..
П р и н ц е с с а. Я так рада!.. Волшебник, конечно, не был моим учителем, но он, некоторым образом принял участие в моём воспитании...
У ч ё н ы й. Кстати, Принцесса, почему Вас так строго наказали?
П р и н ц е с с а. Говорили... будто... тогда... в детские годы... я обладала дурным нравом, не слушалась старших, всё делала по-своему...
У ч ё н ы й. Но сейчас-то вы осознали свои ошибки?!
П р и н ц е с с а. Не знаю... Я так привыкла к замку, что не могу понять, хочу ли я к людям...
П р и н ц. Неужели и в Вас было зло?.. Вы представляетесь мне волшебной феей... Я даже вижу золотой луч, исходящий от Вас и освещающий этот мрачный замок!..
Д о ч ь Ф е и (хихикая). Это солнечный луч светит в окошко! (ПРинцессе) У Вас такое красивое розовое платье!
П р и н ц е с с а (оглядывая свой наряд). Как странно!.. У меня его никогда не было... Сегодня какой-то особенный день!.. Всё происходит не так, как я привыкла видеть и делать все эти десять лет...

 Внезапно темнеет, а когда свет зажигается вновь, на сцене появляется Волшебник, снимающий с головы шапку-невидимку.

В о л ш е б н и к. простите мне столь внезапное появление!.. Столько лет работы над шапкой-невидимкой... Мне бы и хотелось появиться здесь, как все обычные люди, но многолетняя привычка сделала меня...
П р и н ц е с с а. ...самым лучшим волшебником на свете!
В о л ш е б н и к. Не говорите так!.. Впрочем, скоро вы будете свободны... Об этом я и пришёл Вам сказать... Вам осталось жить в этом замке всего два дня...
У ч ё н ы й (Принцессе). Поздравляю Вас, Ваше Высочество!.. (Волшебнику) Как хорошо, что вы появились здесь!.. Мнне необходимо поговорить с Вами!..
В о л ш е б н и к. Простите, кто вы?
У ч ё н ы й. Я - странствующий учёный, а Ваша работа над камнем Жизни и шапкой--невидимкой...
В о л ш е б н и к. Я всё понял.Это слишком серьёзная тема для разговора..., чтобы развивать её здесь, при юной принцессе и её молодый гостях. (замечает Принца) Кстати, среди них мой бывший ученик!.. (ПРинцу) Как Ваши дела, Принц?
П р и н ц. Лучше не бывает!.. Оставил скучные государственные дела на волю своих венценосных род ителей и, пройдя курс наук, отправился по свету с бродячим музыкантом...
М у з ы к а н т. Это он пишет для нас песни!..
Пр и н ц. И этим счастлив!.. (едва взнлянув на Принцессу) А сегодня я почувствовал себя особенно счастливым!..
В о л ш е б н и к. Почему?
П р и н ц. Потому что только что написал новую песню!..
П р и н ц е с с а. вот так, просто?!. Как интересно! Спойте её для нас, пожалуйста, Принц!.. (остальным) Учёный, Волшебник, прошу, уговорите музыкантов спеть для нас новую песню Принца!..
П р и н ц. Я с радостью исполню её для вас, если хотите...
П р и н ц е с с а, В о л ш е б н и к, У ч ё н ы й (вместе). Очень! Это будет интересно! Весьма любопытно!

 музыкант и Принц настраивают гитары, Дочь Феи встаёт впереди с погремушками в руках. Остальные усаживаются напротив.

П р и н ц (поёт):

 Этот город, погружённый в сон, молчит,
 Погружённый в тишину своих огней...
 Моя милая принцесса уже спит,
 Очарованная светом фонарей.

 Стрелки, сделав оборот, замрут на миг
 И растают, растворившись до утра...
 Моя милая принцесса уже спит
 В старом замке, где царица - тишина.

 Погружаясь в тишину волшебных слов
 И, как птица, поднимаясь к облакамм,
 Моя милая принцесса чудных снов
 Сочетанием их сказочным полна...

 На тропинке, что зовёт её туда,
 Где меж небом и землёй дворец стоит,
 Моя милая принцесса, чуть дыша,
 Замерев от счастья, вся дрожит!

 Своим сердцем открывая дверь дворца,
 Своим взглядом зажигая свет огней,
 Моя милая принцесса, чуть дыша,
 Тихо входит в гости, как к мечте своей.

 Там её встречает милый добрый принц,
 Ведь она его с надеждою ждала!..
 Моя милая принцесса так нежна -
 Слёзы радости блестят в её глазах...

 Милый принц её там носит на руках,
 И она счастливей радости самой!..
 Моя милая принцесса в облаках,
 Словно птица, возвращается домой...

 Это сказка или быль, не нам судить,
 Это было или нет, не знаю я...
 Моя милая принцесса уже спит
 В старом замке, где царица - тишина!
 (музыка и слова А.Петухова)

Д о ч ь Ф е и (Принцу). Неужели ты хочешь усыпить Принцессу?
П р и н ц е с с а (порывисто обнимая её). Какой ты чудесный ребёнок! (Принцу) какая чудесная песня! (пытается приподнять Дочь Феи) Какой сегодня чудесный день! Я услышала и увидела столько чудесного сразу!..
волшебник. Я не ошибся. Вы не будете скучать здесь в оставшиеся два дня!.. (Учёному) А теперь, Учёный, оставим наших молодых друзей ради Вашей науки!.. (достаёт шапку-невидимку До встречи, друзья! (машет всем)
Музыкант, Принц, Дочь Феи (наперебой). До свиданья, Волшебник! ( Принцесса делает шаг навстречу Волшебнику)
Волшебник (накрывая себя и Учёного шапкой-невидимкой). До скорой встречи, Принцесса! ( на сцене темнеет, а когда свет загорается вновь, Волшебника и Учёного уже нет)
П р и н ц. Мы одни...
М у з ы к а н т. Но, боюсь, что и нам пора уходить...Бродячий музыкант не должен долго задерживаться на одном месте!..
П р и н ц (ему, сердито). А ведь ты тысячу раз мог!..
П р и н ц е с с а. О чём вы?
М у з ы к а н т. Наш вечный спор о любви.
П р и н ц е с с а. Любовь - это чудо!.. А вы... Вы умеете творить чудеса своими песнями!.. Зачем же спорить?!. Надо просто любить.
П р и н ц. Я, как и Вы, Принцесса, живу лишь мечтой о любви, и потому чувствую, что в моих песнях чего-то не хватает...
М у з ы к а н т (усмехнувшись). Сколько красивых девушек готово было отдать ему свою любовь за песню!..
П р и н ц е с с а (Принцу). Но ведь Вам, Принц, нужна только одна?..
П р и н ц. Да...
М у з ы к а н т. Зачем не брать, что дают, пока есть силы?!
П р и н ц (сердито). Как ты можешь об этом ТАК говорить?!
М у з ы к а н т (примиряюще). Прости, друг. у меня не было такого изнеженного воспитания, как у тебя!..
П р и н ц е с с а (Музыканту). Сразу видно, что Вас не воспитывал Волшебник!.. Он бы и Вас лишил зла!.. (задумчиво) Все эти десять лет я не видела ни добра, ни зла - только покой и тишь окружали меня!..
М у з ы к а н т. Бедная Принцесса!.. Вас лишили Жизни на десять лет!.. Этот Волшебник!..
П р и н ц е с с а. Не смейте говорить о нём плохо!.. Откуда Вы знаете, какой я была?!. Может, во мне, действительно, было зло?!.
П р и н ц. Этого не может быть!
М у з ы к а н т. В каждом из нас есть зло, и бороться с ним надо самостоятельно!
Д о ч ь Ф е и. Перестаньте ссориться!.. Ведь нам скоро уходить!..Давайте споём на прощанье Принцессенашу самую лучшую песню!
П р и н ц (Дочери Феи). Какая ты умница, что вспомнила об этом! (командует) Приготовились! (все трое снова встают с инструментами наготове)
Д о ч ь Ф е и (поёт):

 Шёл человек, а куда - неизвестно,
 Думал о чём-то своём!
 Пел человек незнакомую песню -
 Мы подхватили её!
 Припев: Здравствуй, песня!
 Нам бы вместе
 Сны лесные подстеречь!
 Да бродить по свету,
 По рассветам,
 По дорогам новых встреч! (слова и музыка А.Якушевой)


П р и н ц е с с а (подбегает к Дочери Феи, порывисто обнимает и целует её) . Ты и в самом деле просто умница! Такой чудесный ребёнок и такая взрослая девочка!
Д о ч ь Ф е и. А Вы - самая настоящая принцесса из сказки!.. Все другие не похожи на Вас... Они "самые настоящие (делает гримасу)п-принцессы!" (обе смеются)
П р и н ц е с с а. Где ты научилась петь?
М уз ы к а н т. У Жизни. Мы нашли её совсем крошкой... Она плыла по реке в деревянной люльке, похожей на лодку... Может поэтому, её голосок так напоминает журчание речки... Однако, нам пора. Благодарим за хлеб! (все трое кланяются)
П р и н ц е с с а. Благодарю за песни!.. Пусть и у меня появится возможность совершить хотя бы маленькое чудо!..
П р и н ц. Я бы назвал чудом Вас...
П р и н ц е с с а. Я Вам очень благодарна, Принц, за эти слова, но нам, воспитанным Волшебником, нехорошо... Так говорить... Всё, что я делала в замке, я делала для себя... Работала, чтобы жить, читала волшебгые книги, чтобы не было скучно, но я ничего не делала для других... А чудо нельзя совершать для себя...
П р и н ц. Значит... Вы поняли меня?..
П р и н ц е с с а. Я поняла Ваши песни. Вы - достойный ученик Волшебника, Принц!
М у з ы к а н т. вы ведёте очень интересную беседу!.. (Принцу) Но ты забыл, друг, нас ждёт дорога!.. Ты дал слово!.. (Принцессе)Прощайте, Ваше Высочество!..
Д о ч ь Ф е и (Принцесссе). Прощайте, Принцесса!..
П р и н ц е с с а. Прощайте!.. Прощайте!..
П р и н ц. Но, может быть, мы ещё встретимся!.. (музыканты уходят)

 Принцесса некоторое время стоит в одиночестве, освещённая розовым лучом. Свет гаснет. Занавес. А когда свет вспыхивает вновь , на сцене декорация леса. Из-за кулисы выходит Принцесса. В её руках лукошко и палка-посох. Она идёт по лесу, ремя от времени собирая грибы и укладывая их в лукошко.

П р и н ц е с с а. Как странно вчера появился Волшебник... Хотя прошлый его приход тоже был неожиданным... А ведь он появляется именно тогда, когда меня переполняет радость!..Или это я так радуюсь его появлению?.. Но почему?.. Может, он заколдовал меня?!. (смеётся) Вот, глупая!.. Зачем ему меня заколдовывать!.. Я и так десять лет провела в заколдованном замке!.. Он сказал: "Ещё два дня..." Значит, скоро я его увижу!.. Он говорил, что скоро я буду свободна, а я даже не знаю, радоваться ли мне... (с противоположной стороны из-за кулисы выходит Разбойник, сначала незаметно для Принцессы) А может, я недостойна свободы?..
Р а з б о й н и к. Свободы достойны все!
П р и н ц е с с а. Как Вы меня напугали!.. Кто Вы? Охотник?
Р а з б о й н и к. Да, пожалуй...
П р и н ц е с с а.И Вы уже убили кого-нибудь?..
Р а з б о й н и к. Очень многих.
П р и н ц е с с а. Сегодня?.. Вы охотились с утра*
Р а з б о й н и к. Ах, Вы об этом!.. Нет, сегодня у меня ещё не было жертв!
П р и н ц е с с а. А что Вы делаете... с жертвами... с убитыми?..
Р а з б о й н и к. То же, что и другие - снимаю шкуру и продаю на рынке.
П р и н ц е с с а. Да... Это не может быть злом, ведь люди во многом нуждаются...
Р а з б о й н и к. Конечно.
П р и н ц е с с а.Так решила Природа, а она не может быть злой, правда?!. Она - прекрасна!..
Р а з б о й н и к (оглядывая её с головы до ног). Не сомневаюсь!
П р и н ц е с с а. Не понимаю Вас... Простите, я десять лет не видела людей...
Р а з б о й н и к. Так Вы - Принцесса из Заколдованного замка?
П р и н ц е с с а. Да.
Р а з б о й н и к. Не думал, что Вы - такая...
П р и н ц е с с а. Какая?
Р а з б о й н и к. Вы похожи на всех остальный девушек в нашем королевстве!..
П р и н ц е с с а. По-моему, было бы странно, если бы я НЕ БЫЛА на них похожа!
Р а з б о й н и к. Простите, Ваше Высочество, но Вы показались мне доверчивей любой хорошенькой простушки! Вас так легко обмануть!..
П р и н ц е с с а. Меня пока никто не обманывал...
Р а з б о й н и к. Я обманул Вас только что!.. Я не Охотник, я - Разбойник!
П р и н ц е с с а. я читала о разбойниках в сказках...
Р а з б о й н и к. О!.. Там мы герои!
П р и н ц е с с а. А в жизни?..
Р а з б о й н и к. Такое же дело, как и все остальные.
П р и н ц е с с а. Дело?!.
Р а з б о й н и к. А как же?!. Каждый делает, что умеет!..
П р и н ц е с с а. И что же умеете Вы?
Р а з б о й н и к. Грабить и убивать.
П р и н ц е с с а. Неужели, это кому-нибудь нужно?.. Наверное... Так задумала Природа, а учёные изучали это - сильные звери уюивают слабых, и выживает сильнейший...
Р а з б о й н и к. каое волшебное сравнение!
П р и н ц е с с а. Волшебное?!. Вы и в самом деле так думаете?..
Р а з б о й н и к. Я что такого?
П р и н ц е с с а. А вдруг у меня получится?
Р а з б о й н и к. Что именно?
П р и н ц е с с а. Какое-нибудь... Чудо!.. Я вчера весь день ломала голову над учебником по белой магии!
Р а з б о й н и к. Зачем?
П р и н ц е с с а. Не знаю... Или знаю... Я всё время думаю о Волшебнике...
Р а з б о й н и к. О том, что построил этот замок?
П р и н ц е с с а. Да.
Р а з б о й н и к. Я бы на Вашем месте поменьше о нём думал!.. Здесь недалеко в лесной сторожке живёт одна фея... Говорят, что это она выучила его волшебному мастерству... Или что-то в этом роде!.. Так вот, эта старуха совсем выжила из ума!..
П р и н ц е с с а. Как печально... Скажите, Разбойник, это тоже зло?
Р а з б о й н и к. Это - Жизнь!
П р и н ц е с с а. Неужели она хуже сказок?
Р а з б о й н и к. Она в тысячу раз лучше!
П р и н ц е с с а. Неправда!.. А я, кажется, начинаю понимать, какое чудо хочу совершить!.. Я сделаю Жизнь похожей на Сказку (Разбойник смеётся) Вы зря смеётесь!.. В скором времени я стану королевой, и в моих руках будет власть!..
Р а з б о й н и к. Увы, да... И кто же будет нашим королём?
П р и н ц е с с а. Королём?
Р а з б о й н и к. Королевой Вы станете только после замужества.
П р и н ц е с с а. Я ещё не думала об этом...
Р а з б о й н и к (оглядывая её). А пора бы1..
П р и н ц е с с а. По какому праву Вы так разговариваете со мной?!
Р а з б о й н и к. По праву человека, знающего Жизнь!
П р и н ц е с с а. ...и убивавшего людей!
Р а з б о й н и к. Да. Я убил человека и сидел за это в тюремной башне нашего королевства... Однако, мне жилось гораздо лучше, чем Вам!.. Меня окружали люди!
П р и н ц е с с а. Вы убили человека!
Р а з б о й н и к. Я убил тирана и скрягу!.. А как он умирал! Он валялся у меня в ногах, вымаливая Жизнь!
П р и н ц е с с а. ...и Вы посмели отнять у него то, что сами ценитепревыше всего?!
Р а з б о й н и к. А знаете ли, сколько бедняков страдало по его вине?!.
П р и н ц е с с а. В Королевстве моего отца нет бедняков!
Р а з б о й н и к. Наивное дитя!.. Вам даже не сообщали о новостях королевства!.. Мало того, Вы - Принцесса, будущая Королева, да же не знакомы с Государственной системой!
П р и н ц е с с а. А Вы - простой разбойник, знакомы с ней?..
Р а з б о й н и к. Короли и разбойники знают эту систему в совершенстве!
П р и н ц е с с а. Кто открыл Вам эту истину?
Р а з б о й н и к. Жизнь.
П р и н ц е с с а. Как много знает эта загадочная особа!..
Р а з б о й н и к. Ровно столько же, сколько все люди, какие жили, живут и будут жить на этой земле!
П р и н ц е с с а. Сейчас Вы говорите не как Разбойник...
Р а з б о й н и к. Разбойник тоже человек..
П р и н ц е с с а. Да... Когда я стану королевой, я подумаю и об этом тоже...
Р а з б о й н и к. Сначала Вам надо будет познакомиться с принцами...
П р и н ц е с с а. А я уже знаю одного Принца!
Р а з б о й н и к. Это меняет дело!
П р и н ц е с с а. Он стал бродячим музыкантом!
Р а з б о й н и к. Ха - ха!
П р и н ц е с с а. Он - ученик Волшебника!
Р а з б о й н и к. Свит клином сошёлся на Вашем Волшебнике!..
П р и н ц е с с а. Не смейте так говорить о Волшебнике!.. Что Вы можете?!. Только грабить и убивать!.. Разве Вам подвластно какое-нибудь чудо?!.
Р а з б о й н и к. Подвластно.
П р и н ц е с с а. Интересно, какое же?!
Р а з б о й н и к. Вам в самом деле интересно?..
П р и н ц е с с а. Да! (Разбойник пытается обнять её, Принцесса с ужасом вырывается из его объятий). Всё это неправда!.. Это не чудо! Это обман!
Р а з б о й н и к. Вя Жизнь - обман.
П р и н ц е с с а. Неправда!
Р а з б о й н и к. Сладкий обман!..
П р и н ц е с с а. Неправда!.. Я знаю, Жизнь может быть похожей на Сказку!.. (Разбойник усмехается) Не смейтесь!.. Я изучу Жизнь!.. Я изучу Государственную систему!.. И когда я стану Королевой, в моём королевстве не будет зла!.. Все люди будут рождаться только для счастья!..
Р а з б о й н и к. А для чего они будут умирать?..
П р и н ц е с с а. А они не будут умирать!..
Р а з б о й н и к. Всякая Жизнь рано или поздно заканчивается!..
П р и н ц е с с а. Даже если это и правда, я попробую сделать всё, что в моих силах!.. Волшебник мне поможет!
Р а з б о й н и к. Ято Вы, однако, вообразили?!. Этот Волшебник!..
П р и н ц е с с а. Не смейте!.. Ни слова больше!.. Вы не можете так говорить о человеке, так много достигшем, сделавшем столько чудес, воспитавшем меня и Принца!..
Р а з б о й н и к. Вы слишком высокого мнения о нём!.. Мне даже немного жаль Вас... Впервые за многие годы мне стало немного жаль человека!..
П р и н ц е с с а (бросает посох в сторону). Простите, Разбойник, но я не желаю больше Вас слушать!.. Прощайте!.. (убегает)
Р а з б о й н и к. Миленькая дурочка!.. Что ждёт наше королевство?.. (неспешно уходит в противоположную сторону)


 Тот же лес. Навстречу друг другу выходят с разных сторон Пнринцесса и Фея. Одежда Феи напоминает монашескую рясу, но яркого празничного цвета.

П р и н ц е с с а. Здравствуйте, бабаушка!
Ф е я. Здравствуй!.. Ты - Принцесса из Заколдованного замка?
П р и н ц е с с а. А как Вы догадались об этом?.. А... Вы, наверное, та самая Фея, что учила Волшебника, построившего мой замок?!.
Ф е я. Да... Что ты делаешь в лесу одна?
П р и н ц е с с а. Я собирала грибы, а потом... Немного поговорила с Разбойником.
Ф е я. Принцессе не подобает говорить с первым встречным!.. И о чём вы говорили?
П р и н ц е с с а. О Жизни.
Ф е я. Много он в ней понимает!.. Для него она всего лишь одна из неверных подружек, которых он пытается отвоевать у страха!..
П р и н ц е с с а. Да... конечно... Разбойник - особенный человек, но интересный...
Ф е я. Тебе все интересны!
П р и н ц е с с а. А разве это плохо?
Ф е я. Интересны потому, что ты их не знаешь!
П р и н ц е с с а. Но если бы не говорила с ними, так бы и не узнала!
Ф е я. А стоит ли знать таких людей, девочка?
П р и н ц е с с а. Раз человек живёт, значит, он стоит того, что бы о нём узнали!..
Ф е я. А ради чего?
П р и н ц е с с а. А ради чего мы живём?!
Ф е я. Это каждый решает для себя сам!.. А Разбойника тебе защищать ни к чему!
П р и н ц е с с а. Он - человек!.. А я, как будущая королева, должна думать о каждом!..
Ф е я. Будущая королева!.. Ты пока только дочь Короля!.. Или ты хочешь его смерти?!.
П р и н ц е с с а. Нет!
Ф е я. А Королевой ты сможешь стать только после его смерти!..
П р и н ц е с с а. Тогда я не хочу быть Королевой!.. Мне бы только совершить какое-нибудб чудо. чтобы всем было хорошо!..
Ф е я. Всем сразу хорошо быть не может!
П р и н ц е с с а. А Волшебник?!
Ф е я. Что - Волшебник?
П р и н ц е с с а. Он думает обо всех - потому и совершил столько чудес!..
Ф е я. в первую очередь, он думает о себе, иначе не смог бы совершить и самого маленького чуда!
П р и н ц е с с а.А как же замок?
Ф е я. Думаю, ещё не поздно исправить его ошибку.
П р и н ц е с с а. Ошибку?
Ф е я. Он не должен был вмешиваться в твоё воспитание... Но Король щедро наградил его за "мудрый" совет!
П р и н ц е с с а. Я Вас не понимаю...
Ф е я. Король должен был сам готовить тебя к будущему!.. А сейчас, когда он болен...
П р и н ц е с с а. Мой отец болен?!.
Ф е я. Ты и этого не знаешь?.. Бедная Королева!
П р и н ц е с с а. Значит, я должна быть там!
Ф е я. Тебя там только не хватало!
П р и н ц е с с а. Но рано или поздно я буду там!
Ф е я. Хорошо бы, не рано, и не поздно, а вовремя! Как ты будешь управлять Жизнью в стране, совсем не зная её?..
П р и н ц е с с а. Я научусь!
Ф е я. Вот сначала и научись!
П р и н ц е с с а. Почему Вы так говорите со мной?
Ф е я. А как с тобой ещё говорить??. Думаешь, в твоём королевстве тебя погладят по головке?!
П р и н ц е с с а. Нет... Я ещё не сделала ничего...
Ф е я. Вот то-то и оно!
П р и н ц е с с а. Но я читала волшебные книги!
Ф е я. Зачем?
П р и н ц е с с а. Чтобы сделать чудо!..
Ф е я. А что ты знаешь о чуде?..
П р и н ц е с с а. Немного... Только то, что оно должно быть самым лучшим и принести всем счастье!..
Ф е я. Счастье?.. Какое?
П р и н ц е с с а. Самое обыкновенное - свобода, труд, покой!.. (Фея молча смотрит на неё) Может, это и глупо... я ещё ничего не знаю... Я буду учиться... (Фея молчит) Волшебник открыл столько чудесного... Я тоже хочу научиться... (Фея молчит) Я ничего не понимаю.
Ф е я. Я тоже.
П р и н ц е с с а. Вы?! Но Вы же Фея?!.
Ф е я. Думаешь, феи всё знают?.. Думаешь, им легко?
П р и н ц е с с а. Вам нелегко?..
Ф е я. С кем ты сводишь счёты?.. Со старухой?!
П р и н ц е с с а. О чём Вы?..
Ф е я. Восемь лет назад я была не просто Доброй Феей... Я была счастливейшей изо всех всмертных женщин!..
П р и н ц е с с а. Кажется, я начинаю понимать Вас...
Ф е я. Догадываюсь... в те далёкие времена я ответила Любовью на Любовь Прекрасного рыцаря!..
П р и н ц е с с а. Как чудесно1.. в сказках любовь так прекрасна!.. Она меняет человека, делает его лучше!..
Ф е я. Дитя моё!.. Ты ничего не знаешь о Любви!.. Человека делает сам человек!..
П р и н ц е с с а. Да!.. Если любит...
Ф е я. А любить непросто!..
П р и н ц е с с а. Да... Я читала об этом в сказках...
Ф е я. Значит, ты ничего об том не знаешь!
П р и н ц е с с а. Нет, знаю!.. То есть, не знаю... Расскажите мне, пожалуйста, о том Рыцаре!.. Что вы почувствовали тогда?!.
Ф е я (устало опускается на стоящий рядом пень). Восемь лет назад нашёл дорогу к моему дому Прекрасный Рыцарь из Вволшебной страны... Он вошёл в мой дом. шатаясь от усталости, его богатый наряд был изношен до дыр, но глаза сияли волшебным светом Любви!.. Он рассказал мне. что полюбил меня по сказкам, что ходили тогда обо мне в народе... (слегка усмехается) А сказкам свойственно всё преукрашивать!..
П р и н ц е с с а. Всё?..
Ф е я. Всё. Не знаю, за что, но я полюбила Прекрасного Рыцаря всем сердцем!.. Он был последним светом волшебной силы, которую подарила мне Жизнь, и которая была пробуждением новой жизни... Но Прекрасному Рыцарю не суждено было жить дольше - он погиб, защищая меня от опасности... Видно, нам не суждено было быть вместе!..
П р и н ц е с с а. А что было потом?
Ф е я. У меня родилась дочь, которую я вскоре потеряла...
П р и н ц е с с а. Как это случилось?
Ф е я. Ты слишком любопытна!
П р и н ц е с с а. Но я хочу помочь Вам!..
Ф е я. Я не просила тебя об этом!.. Пождумай лучше о себе!
П р и н ц е с с а. Не говорите так со мной, а то я подумаю, что Любовь делает зло - она превратила вас из Доброй Феи в Злую!.. (Фея молча смотрит на Принцессу) Постите, я не хотела Вас обидеть1..
Ф е я. А ты. к тому же, ещё и не умеешь думать, прежде чем говорить!.. А я-то надеялась повидать свою дочь перед тем. как исчезну насовсем!..
П р и н ц е с с а. Не исчезайте!.. Я прошц у вас прощения!..
Ф е я. Слишком поздно... Ты только что сказала слова, после которых я должна исчезнуть навсегда. И это не моё желание... Так велит закон всех фей!.. (снимает с груди талисман и держит его на ладони) Я так мечтала передать это своей дочери вместе с моим мастерством!.. Но я потеряла всё!.. А теперь я должна покинуть этот мир!.. (бросает талисман в сторону)

 на сцене темнеет. В темноте слышен крик Принцессы: "Постойте! Не уходите!.. Я буду думать, прежде чем говорить!.. Я помогу вам найти вашу дочь!" Но когда свет вспыхивает вновь, Принцесса стоит одна, рядом с ней валяется корзинка с рассыпавшимися грибами. Принцесса бежит в ту сторону, куда Фея бросила свой талисман. Принцесса находит его и подбирает

П р и н ц е с с а (глядя на талисман). Может быть, я очень плохая, ноя выполню обещание, которое дала учительнице моего Волшебника!.. Моего?.. О чём это я в самом деле?.. Что это со мной?.. (умоляюще смотрит вверх) Простите меня, Фея, если сможете!..Я обещаю найти Вашу дочь и передать ей этот талисман!.. Пусть даже это окажется обманом, как все сказки, ноя это сделаю!.. (смотрит на талисман) Может быть, ты и волшебный, но я больше не верю в чудеса и сказки!.. Мне нужно надеяться только на себя и свои силы! (уходит)

 Ночь Принцесса спит в своей постели. Внезапно она просыпается и присаживается на её край.

П р и н ц е с с а. Один день! Мне осталось жить в замке один день! (плачет) Я не хочу к людям!.. Я больше не верю в чудеса и сказки, я не хочу разгадывать Жизнь - это обман!.. Я хочу всю жизнь прожить в этом замке!.. Не хочу!.. Не хочу идти к людям!.. Мне страшно!..

 Принцесса разражается громким плачем. Из окна слышна тихая музыка. Принцесса постепенно успокаивается и, вытирая руками слёзы, подходит к окну. Платье на ней чёрного цвета, отчасти из-за того, что на него совсем не падает свет прожектора.

П р и н ц е с с а. Что это? Откуда эта музыка?.. Мне кажется, что её слышу только я... (чуть наклонившись в оконный проём, присматривается ти прислушивается к чему-то) Как темно... как тихо... Чему это я удивляюсь?.. Так, должно быть, бывает каждую ночь... Только каждую ночь я спала и не замечала этой тишины и темноты... А сейчас у меня будто что-то болит внутри, у сердца... Но как же мне спокойно от этой боли!.. (всхлипывает)
Г о л о с и з о к н а. Зачем плакать в такую ночь?!
П р и н ц е с с а. кто Вы? Неужели Волшебник?!
Г о л о с. Не знаю... Теперь каждый норовит назвать себя волшебником...
П р и н ц е с с а. Я Вас узнала.
Г о л о с. Я Вас тоже.
П р и н ц е с с а. Я не хочу покидать этот замок.
Г о л о с. Почему?
П р и н ц е с с а. Я привыкла к нему, к сказкам, а к Жизни - нет...
Г о л о с (со вздохом). Привыкнете и к ней...
П р и н ц е с с а. Не хочу!
Г о л о с. Может, Вы и правы...
П р и н ц е с с а. Какой Вы странный... Почему вы со мной соглашаетесь?..
Г о л о с. Я соглашаюсь с Жизнью...
П р и н ц е с с а. Не понимаю...
Г о л о с. Чего тут понимать?!.
П р и н ц е с с а. Жизнь - прекрасна?..
Г о л о с. Вы ещё спрашиваете?!. Посмотрите, как красиво выглядывает из-за туч луна, послушайте, как поёт соловей, вдохните тёплый воздух, напоённый ароматом цветов...
П р и н ц е с с а. как красиво Вы говорите!.. Но раньше Вы говорили не так!..
Г о л о с. Но мы не встречались с Вами раньше... (слышны приближающиеся к окну шаги)
П р и н ц е с с а. кто Вы?
Г о л о с. Я - Мельник.
П р и н ц е с с а. А я думала, что вы...
Г о л о с. А я узнал вас сразу, Принцесса из заколдованного замка!..
П р и н ц е с с а. Вы слышали обо мне в сказказ?
Г о л о с. Нет. (пауза)
П р и н ц е с с а. Как Вы стали немногословны...


 Мельник за окном подтягивается на руках и одним прыжком вскакивает на подоконник.

М е л ь н и к. Вам осталось жить в замке всего один день?
П р и н ц е с с а. Да.
М е л ь н и к. Я принёс Вам хлеб.
П р и н ц е с с а. Хлеб?..
М е л ь н и к. Он пригодится вам, когда вернётесь во Дворец. (достаёт хлеб)
П р и н ц е с с а. Вы плохо обо мне думаете, Мельник!.. Все это время я работала!.. Я научилась добывать хлеб!.. Я даже успела одарить им бродячих музыкантов!..
М е л ь н и к. Это не простой хлеб... Им можно накормить всех голодных!
П р и н ц е с с а. Но в нашем королевстве нет голодных!..
М е л ь н и к. К сожалению, это не так!.. За те десять лет, что вы пробыли в Заколдованном замке, многое изменилось в нашем Королевстве. Сейчас там процветают голод и болезни... Десять лет назад, когда Вас поселили в замке, заболела Королева. Его Величество не придал этому большого значения - поначалу он принял эту болезнь за обычную женскую слабость!..Да и вообще, все доктора нашего Королевства не беспокоились особо по поводу этой болезни, имя которой - тоска!.. Королева лишь делала вид, что выздоравливает, но и сама не заметила, как заразила своей тоской всё Королевство... Воистину, в государстве многое зависит от Королевы!.. Постепенно, после Вашего ухода из дворца, многие взрослые стали прибегать к столь же суровым мерам наказания своих детей, как наш Король... И в Королевстве перестали звучать и детский плач, и детский смех...
 Государство наше пришло в упадок. Большинство детей выросло в дали от Жизни и не знает, что надо делать, чтобы она стала такой, как раньше... (вздох) Теперь хорошо знают Жизнь только бродяги и разбойники!..
П р и н ц е с с а. Да, это я успела заметить!.. Как хорошо, что Вы рассказали мне обо всём!.. особенно теперь, когда я возвращаюсь к людям... А теперь я хочу к ним!.. Им нужна и моя помощь тоже!.. И хотя столько времени провела в дали от них, но зато теперь я знаю, что нужно делать!.. Только вот как?.. Кстати, Мельник, Вас ведь не наказывали так же строго, как других детей?.. Почему?..
М е л ь н и к. Я - другое дело!.. Я вырос в совсем бедной семье... Всё наше богатство - хлеб да песни!..когда меня наказывали, от меня убирали лишь самые сладкие кусочки Жизни, но не всю её целиком!
П р и н ц е с с а. Как хорошо Вы говорите! Кто научил Вас этому?
М е л ь н и к. Жизнь.
П р и н ц е с с а. Я люблю её!
М е л ь н и к. Я тоже! (поцелуй) Мне пора, Ваше Высочество!.. До скорой встречи!

Мельник прыгает в окно. Принцесса смотрит ему вслед.

СОН П Р И Н Ц Е С С Ы. Сначала сцена погружена во мрак. Постепенно она освещается разноцветными прожекторами. Когда лучи прожекторов объединяются в один освещённый "пятачок", из их света будто возникает силуэт В о л ш е б н и к а. Принцесса в золотом платье, освещённая золотым лучом, бежит к нему, но В о л ш е б н и к надевает шапку-невидимку и исчезает вместе с разноцветными лучами света. остаётся лишь слабый свет золотого луча, освещающий П р и н ц е с с у. Она бежит к центру сцены, будто разыскивая кого-то, а вокруг неё постепенно в лучах разного цвета возникают У ч ё н ы й,
М у з ы к а н т, П р и н ц, Д о ч ь Ф е и, Р а з б о й н и к, Ф е я и М е л ь н и к.
 П р и н ц е с с а бегает от одного к другому, разглядывая каждого из них. Внезапно, в противоположном конце сцены, в луче самого яркого цвета возникает В о л ш е б н и к. Все, кроме П р и н ц е с с ы, устремляются к нему и окружают его шумной толпой с противоположной от П р и н ц е с с ы стороны. П р и н ц е с с а обходит толпу, не имея возможности войти в неё... В отчаяньи она протягивает к толпе руки - её не замечают. Свет гаснет совсем.
 
 В темноте возникает розовый луч прожектора, освещая кровать со спящей в ней
П р и н ц е с с о й. П р и н ц е с с а пробуждается ото сна.

П р и н ц е с с а (завернувшись в одеяло, садится на край кровать). Какой странный сон мне приснился!.. Мне даже отчего-то страшно!.. Хотя страшного ничего не было... я видела во сне Волшебника... И всех остальных, кого я теперь знаю!.. Кто он, этот
Волшебник?..Все говорят о нём по-разному... А я вижу его совсем другим!.. По-моему, он гораздо лучше. чем о нём говорят!.. Даже Принц не догадывается, какой он хороший, этот Волшебник!.. И я этого не знаю... (слышен стук в дверь, П р и н ц е с с а, завернувшись в одеяло, как в плащ, бежит на этот стук) Сейчас! (открывает дверь) Сейчас! (на её плечи по-прежнему накинуто одеяло так, что не видно, в чём она одета.
Открывает дверь - на пороге замка стоит К о р о л е в а. Обе застывают на месте).
К о р о л е в а ( протягивая к П р и н ц е с с е руки). Доченька!
П р и н ц е с с а (падая в её объятия). Мама!
К о р о л е в а. наконец-то я вижу тебя, доченька!.. Ты совсем взрослая! (плачет)
П р и н це с с а. ты плачешь, мама?.. Зачем?.. Ты плачешь от радости?!..
К о р о л е в а (плачет, сильнее обнимая дочь). Только я и смогла увидеть тебя такой!.. Наш король... Твой отец...
П р и н ц е с с а. Что с ним, мама?!.
К о р о л е в а. Наш Король умер.

 С плеч П р и н ц е с с ы резко падает одеяло, одновременно гаснет и розовый луч прожектора. тут же вспыхивает яркий свет. Королева и Принцесса стоят одетыми в чёрные платья.

П р и н ц е с с а. Почему, мама?.. Почему?!
К о р о л е в а. Он был болен... я все эти годы, тоже, как могла, скрывала свою тоску... Но, наверное, королевы выносливей королей хотя и хуже разбираются в государственных делах!.. Этот Волшебник!..
П р и н ц е с с а. Что - Волшебник?!.
К о р о л е в а. И зачем только мой Король обратился к нему за помощью?..
П р и н ц е с с а. А разве он не помог мне?!
К о р о л е в а. Помог!.. Все эти годы ты была нужна нам, а прожила вдали от нас!.. Это ты назыываешь помощью?!.
П р и н ц е с с а. Но ведь он исправил меня!..
К о р о л е в а. Исправил!.. Он пытался сделать тебя такой, какой сам хотел видеть королевскую наследницу!.. Он даже не знал, какой тебя хотели видеть мы!.. Что толку в волшебстве, если оно не несёт людям счастья?!.
П р и н ц е с с а. Это правда?!.
К о р о л е в а. Что?
П р и н ц е с с а. Что сила Волшебника не несёт людям счастья?..
К о р о л е в а. А разве счастье в волшебстве?!.
П р и н ц е с с а. Не знаю... А в чём оно?
К о р о л е в а. Думаю, в самих людях... Я это поняла, пока тебя не было с нами... Я поняла, что главное, чему надо научиться - это разглядеть свой счастье в другом человеке и бороться за него самому...
П р и н ц е с с а. Мамочка!.. Милая!.. Мне тоже не хватало вас с отцом все эти десять лет!.. А теперь мы с тобой одни... Нам вряд ли кто-нибудь может помочь!... Да нам с тобой никто и не нужен, правда, мама?.. ( К о р о л е в а ещё крепче обнимает
П р и н ц е с с у ) Мельник дал мне хлеб, которым можно накормить всех голодных в нашем королевстве!..
К о р о л е в а. Я тоже думала, как нам жить дальше - все эти годы я была в курсе дел Короля и извлекла кое-какие уроки!..
П р и н ц е с с а. Мы будем работать, мама!..Наше королевство станет ещё лучше, чем тогда, когда я была совсем маленькой!.. наши подданные не будут ни в чём нуждаться!.. Родители больше не будут так строго наказывать своих детей, а всех детей нашего королевства я научу любить и ценить каждое мгновенье этой прекрасной и загадочной особы по имени Жизнь!..
К о р о л е в а. Обо всём этом легко лишь говорить, доченька!..
П р и н ц е с с а. Да... Мы больше не будем... (берёт Хлеб Мельника и талисман Феи) Идём!

 Обе уходят. Свет гаснет, а когда вспыхивает вновь, сцена изображает Тронный зал Королевского дворца. К о р о л е в а и П р и н ц е с с а сидят за столом.
 К о р о л е в а перебирает бумаги, П р и н ц е с с а ведёт записи, время от времени подсчитывая что-то на счётах.

П р и н ц е с с а. Я. конечно, слышала от мельника, что в нашем Корлевстве есть голодные, но не думала, что их столько!.. Вот уже неделя, как мы объявили о раздаче хлеба беднякам... Хлеб Мельника не кончается, но и очередь за ним не убывает!..
К о р о л е в а. Подачками людей не накормишь!..Человека кормит работа. А если наши подданные привыкнут к бесплатному куску хлеба, наше Королевство станет ещё беднее, чем раньше!.. Этот Мельник!..
П р и н ц е с с а. Что - Мельник?!. Он, конечно. не Волшебник, но он хотел помочь всем, ничего не требуя взамен!..
К о р о л е в а. Ты всё ещё думаешь о Волшебнике?..
П р и н ц е с с а. Я всё ещё думаю о Чуде!..
К о р о л е в а. Чудес не бывает!
П р и н ц е с с а. Неправда, мама!.. Я тоже так думала. когда боялась возвращаться к людям!.. Но теперь я поняла, что в Чудо надо верить!..
К о р о л е в а. Зачем ты кричишь?!. Поверь хотя бы моему опыту.
П р и н ц е с с а. Не желаю я верить ничьему опыту!.. Я сама разгадаю Жизнь!
К о р о л е в а. Эти десять лет прошли впустую - ты ничуть не изменилась!.. Как тут можно говорить о помощи Волшебника?..
П р и н ц е с с а. не суди Волшебника, мама!.. Никто не может его судить!..И никто не поймёт его.. Даже старая Фея, что учила его мастерству...
Г р о м к и й г о л о с з а с ц е н о й. Ваше Величество! К Вам просятся бродячие музыканты! Прикажети принять их?..
К о р о л е в а (в сторону). Их только не хватало!.. (поднимает голову вверх, готовясь к ответу).
П р и н ц е с с а (останавливает её). Нет, мама!..Вели принять их, прошу тебя!.. Это мои хорошие знакомые!... Среди них Принц из Дальнего корлевства - ученик Волшебника!..
К о р о л е в а. Принц?!. Пожалуй, стоит принять их... Мне надо думать о твоём будущем!.. (кричит, подняв голову вверх) Просите!

 В Тронный зал входят Музыкант, Принц и Дочь Феи. У них за плечами дорожные сумы.

М у з ы к а н т. Здравствуйте, Ваше Величество! ( все трое кланяются К о р о л е в е)
 Очень рады видеть вас снова, Ваше высочество! (кланяются П р и н ц е с с е,
К о р о л е в а и П р и н ц е с с а отвечают им поклонами-реверансами)
К о р о л е в а. Чем обязаны вашему визиту?
П р и н ц. мы просто... Пришли попрощаться... Мы были одними из первых, с кем Её Высочество встретилась после долгого уединения...
Д о ч ь Ф е и. Мы хотели проведать Вас, Ваше высочество, прежде, чем уйдём в Другую Страну!..
П р и н ц е с с а. О чём ты говоришь, девочка?!. Именно сейчас вы нужны нашему королевству!.. Я не смею приказывать.. Но я очень прошу вас остаться!..
М у з ы к а н т. Почему?
К о р о л е в а ( в сторону). Она сошла с ума! И зачем только Король послушал Волшебника?!.
П р и н ц е с с а (музыкантам). Наше королевство сейчас могут спасти Хлеб и Песни!.. Только они и способны пробудить в человеке Любовь к Жизни, а это именно то, что нам всем нужно, чтобы излечить наших подданных от тоски!.. Прошу вас останьтесь хотя бы на некоторое время!.. Люди должны полюбить Жизнь, пока мы с Королевой будет думать над обустройством Государственной Системы!..
К о р о л е в а ( в сторону). Какой ужас!.. Так унижаться перед бродягами!.. Видел бы покойный Король, чего он добился!.. Что мне с ней делать?!. Что делать с королевством?!.
П р и н ц. Вы знаете, Принцесса, что я остался бы с радостью, если бы в нашей труппе всё зависело от меня!.. (М у з ы к а н т у) Прошу тебя, друг, прими нужное решение!
Д о ч ь Ф е и ( М у з ы к а н т у). Давай останемся здесь, чтобы помочь людым!
М у з ы к а н т. Всё это очень серьёзно... Мы должны заключить с Вашим Королевством соглашение.
К о р о л е в а. Соглашение?!. С бродячей труппой?!.
П р и н ц е с с а. Минуту, мама!.. (музыкантам) Я готова выслушать ваши условия!
К о р о л е в а (в сторону). Вся в отца!
М у з ы к а н т. Условия простые - предоставьте нам троим какойнибудь домик, где мы могли бы жить и работать... И прикажите своим министрам не "душить" нас налогами, как это случается в других королевствах.
К о р о л е в а. Неужели вы и нас намерены пустить пО миру?!.
П р и н ц е с с а. Ещё минуту терпения, мама!(остальным) С министрами мы будем говорить отдельно!.. Я намерена пересмотреть всё, что касается Государственной системы и принять нужное для Королевства решение... Правда, пока ещё не знаю, каое...
П р и н ц. Я... мы восхищены Вами, Принцесса!..
М у з ы к а н т (П р и н ц у). Не отвечай за всех!.. ( Принцессе и Королеве)Но я согласен с другом! Меня восхищает Ваша решительность! Мы согласны работать в Вашем королевстве!..
П р и н ц е с с а. Я очень благодарна Вам за поддержку!.. Пройдите сейчас к нашему Главному Секретарю и ( что-то пишет на бумаге и передаёт написанное М у з ы к а н т у), и
пставьте здесь свои подписи!
М у з ы к а н т. Благодарю, Принцесса!.. Кстати, пока мы будем заниматься "скучными бумажными" делами", девочка сделает Вам подарок!..(П р и н ц и М у з ы к а н т выходят)
Д о ч ь Ф е и (снимая с плеч дорожную сумку и развязывая её). Если вы, Ваше Высочество, помните мою историю, рассказанную Музыкантом..
П р и н ц е с с а. Конечно, помню!.. Надеюсь, Принц с музыкантом заменили тебе семью?.. нет, я в этом просто уверена!..
Д о ч ь ф е и ( достаёт из сумы деревянную люльку). Я привязалась и к Вам, Ваше Высочество!.. Помните, я говорила, что вы не похожи на других принцесс?..
К о р о л е в а. Увы!..
Д о ч ь Ф е и. Я хочу подарить Вам то, что было мне дороже всего!.. (подаёт люльку) Это было моей единственной памятью о том, что и у меня когда-то, как у всех детей, были папа и мама. Иузыкант предположил, что меня украли разбойники, а потом наводнение реки спасло меня от близкого знакомства с ними, а может всё это не случайно...
П р и н ц е с с а (обнимает её). Конечно, не случайно!.. А ты говоришь совсем как взрослая!..
К о р о л е в а. Да, любая мать могла бы гордиться такой дочерью!..
П р и н ц е с с а (взглянув на дно люльки). Постой-ка, девочка!.. Что это за знак?!.
Д о ч ь Ф е и. Не знаю... Музыкант предположил, что это - фамильный герб моих предков.
П р и н ц е с с а. кажется, я догадываюсь, кто был твоей мамой, крошка!.. (берёт талисман)
Д о ч ь Ф е и. Вы?.. как я рада!.. Я знала, что именно вы мне об этом расскажите!..
П р и н ц е с с а (держа в руке талисман). Слушай, девочка!.. Твоя мама была Доброй Феей, а папа - Прекрасным рыцарем!.. Посмотри на этот талисман - на нём тот же знак, что и на дне твоей люльки... Этот талисман носила твоя мама!.. Но не спеши меня благодарить!.. Я жестоко обидела твою маму... Это из-за меня ты больше никогда её не увидишь, а она не сможет обнять тебя... (надевает талисман на шею Д о ч е р и Ф е и) Прости меня, если сможешь, девочка!.. (обе плачут)
К о р о л е в а. Ну, ну!.. (Д о ч е р и Ф е и) Успокойся, девочка!..
(П р и н ц е с с е) А тебе, великовозрастной девице, вовсе не пристало лить слёзы!.. (обнимая обеих) нам ли не знать, что слезами горю не поможещь!.. (склоняется над обеими и всхлипывает)
Г р о м к и й г о л о с з а с ц е н о й. Ваше Высочество, прибыл мельник! Прикажете принять?
К о р о л е в а (быстро вытирая слёзы). какой ещё Мельник?
П р и н ц е с с а(так же). Это я его пригнласила, мама!.. Он мой друг и поможет нам!
К о р о л е в а (махнув рукой). У тебя все - друзья!.. Будь осторожна! (кричит вверх) Просите! (Д о ч е р и Ф е и) Пойдём со мной, девочка!.. (обе выходят)

 Появляется М е л ь н и к с бумагами в руках.

П р и н ц е с с а. Здравствуйте, Мельник!.. Как хорошо, что вы пришли!.. ведь вы поможете мне?.. И всему Королевству!..
М е л ь н и к. Надеюсь. (раскладывает листы бумаги на столе)
П р и н ц е с с а (задумчиво). Как вы думаете, Мельник, волшебство - это ложь?!.
М е л ь н и к. Не знаю... Я не разбираюсь в волшебстве...
П р и н ц е с с а. Но Вы сотворили Чудо - испекли хлеб, которым можно накормить голодных!..
М е л ь н и к. Тоже мне - Чудо!.. Надо просто знать и любить своё дело1..
П р и н ц е с с а. Дело?.. А какое у меня дело?!.
М е л ь н и к. Думаю, Вам лучше знать!..
П р и н ц е с с а. А я не знаю... Или знаю... Раньше я верила в чудеса, а теперь... Теперь, моё главное дело - помочь моему Королевству и исправить ошибку!..
М е л ь н и к. Чью?
П р и н ц е с с а. Не всё ли равно, Мельник?.. Ошибку может совершить каждый!.. Главное, что бы потом никто не страдал!..
М е л ь н и к. А это возможно?
П р и н ц е с с а. Не знаю...
М е л ь н и к. Мы, кажется, забыли о делах, Ваше высочество1..
П р и н ц е с а. Ах, да!.. (смотрит бумаги) Здесь ваши планы постройки новой мельницы?
М е л ь н и к. Да, Ваше Высочество.
П р и н ц е с с а. Я, признаться, плохо понимаю чертежи... Но у меня есть все основания полностью доверять Вам!.. Вы уже доказали мне и всему нашему Королевству свою преданность!.. Именно поэтому я и назначаю Вас Главным строителем новой мельницы!..
М е л ь н и к. Благодарю Вас, Ваше Высочество!.. Лучшего применения моим силам просто и быть не может!.. Увидите, я оправдаю Ваше доверие!..
П р и н ц е с с а. Я очень рада!.. А строить будем на опушке леса, в которм стоял мой Заколдованный замок... Чтобы строительные работы не мешали жителям нашего королевства... к тому же, как я успела заметить, там хорошая дорога для проезда торговцев!..
М е л ь н и к. Наверное, вы правы... (собирает чертежи) Я буду ждать Ваших дальнейших указаний!..
П р и н ц е с с а. Постойте, Мельник!.. Вы ведь не уйдёте вот так..
М е л ь н и к. Как?
П р и н ц е с с а. Я... думала, что... Я для Вас не просто... Принцесса... А Вы для меня не просто подданный...
М е л ь н и к. Но всё-таки, вы - Принцесса, а я - Ваш подданный1..
П р и н ц е с с а. И так будет всегда?..
М е л ь н и к (делает шаг ей навстечу). Не знаю...
П р и н ц е с с а (делает шаг навстречу ему). И я не знаю...
М е л ь н и к. Значит, всё зависит...
П р и н ц е с с а. ...он нас!.. (поцелуй)
М е л ь н и к. Тогда, до скорой встречи, Принцесса!..
П р и н ц е с с а. До скорой встречи, Мельник!.. Мы построим в нашем королевстве не только новую мельницу!.. (оба радостно разбегаются за кулисы)

 З А Н А В Е С

 К зрителем выходит Волшебник. Он всматривается вдаль зрительного зала, будто наблюдая за кем-то.

В о л ш е б н и к. Значит, они взялись за постройку новой мельницы... Я не разбираюсб в Государственной системе, но мой опыт подсказывает, что это вполне разумно!.. Да, с её стороны это вполне разумное решение!.. А они выглядят вполне счастливыми!.. Хотя, конечно, без ссор не обойдётся!.. Впрочем, теперь это не моё дело!.. Правильно ли я поступил с ней?.. Что сделано, то сделано!.. Десять лет назад мне нужны были средства для исследования Тайны Камня Жизни... (вдали слышен смех М е л ь н и к а и П р и н ц е с с ы) Моя девочка!.. Если б она знала!.. А зачем?.. Я исследовал Тайну Камня Жизни, а вот саму жизнь разгадать так и не попытался!.. Да и не надо!.. (смотрит вдаль) Благодаря ей, я понял, что Жизнь надо просто любить!.. Хорошо, что и она это поняла!.. (снова слышен смех М е л ь н и к а и П р и н ц е с с ы)Хорошо, что они оба это поняли!.. (надевает шапку-невидимку)

 Сцена погружается во тьму, а когда свет вспыхивает вновь, перед занавесом уже никого нет.

 К О Н Е Ц
 

 1994-1997



В качестве иллюстрации использована фотография автора сервера Проза.ру Кати Володько в сценическом образе, любезно предоставленная ею.