Кормление духов

Альберт Иорданов
Под крылом в разрывах туч показалась Элиста. Астахов смотрел в иллюминатор: сверкнула извилистая речка, понеслась бетонная полоса. Легкий толчок. Замедлив, борт подрулил к стоянке. По заданию редакции Астахов должен был сделать репортаж о возрожденной традиции шаманства в одном из районов Калмыкии с одобрительной, разумеется, поддержки мудрого президента Кирсана Илюмжинова. Ехать особого желания не было, тем более, что Васильев поехал освещать футбольный матч в Тверь, лига вторая, но все же лучше, чем ехать черт знает куда, у них ведь, кажется, не черт даже, а дух, - ох не нравится мне это. На такси Астахов добрался до гостиницы с облупленным фасадом.
Сам город невзрачен, хотя уже появились фешенебельные кварталы. Калмыцкие буржуи строили виллы в барочном стиле. Так вот же, шаманы, продолжал вживаться в тему Астахов, что же шаманы? Таксист, узнав, что ему нужны шаманы, уверенно повез его в центр. На берегу реки Астахов увидел юрту, вокруг которой были расставлены булыжные капища. « Вам туда», - сказал таксист. В юрте никого не было. Рядом с ней – дощатый вагончик. На двери табличка «Общество шаманов «Мангур». Традиционные методы». Астахов вошел, глиняный пол, желтоватые обои на стенах, пыльные оконца. Возле металлической печи сидели шаманы и выпивали. На стенах бубны, трещотки, колотушки, пучки травы, чучела птиц и зверей. К нему подошла невысокая коренастая калмычка средних лет. Она спросила, кто он и чего хочет. Астахов сказал, что он журналист из Москвы. Женщина назвала себя Эйгеле Тэе, что значит Дикая Лань, она личный шаман прокурора республики товарища Когулова. Астахов сказал, что ему очень приятно и что он хотел бы покормить духов. Дикая Лань спросила, каких духов и где он хочет кормить. Астахов сказал, что он хотел бы покормить духов на кургане Хорин. Дикая Лань сказала, что там очень коварные и опасные духи, с ними может совладать только старшой шаман Сэльджей, но он сейчас на свадьбе дочери и будет нескоро. Так может кого еще попросить, сказал Астахов, начиная постигать, что репортаж может не состояться по причине таинственных сил. Дикая Лань сказала, что сама она не может решить этот вопрос, но его может решить Вождь шаманов республики Эльчибеев Сарим Нуркулович, который как раз принимает посетителей по адресу Заводская 4. Озадаченный, Астахов поехал туда. Рядом с входом объявление: Вождь калмыцких шаманов. Вход со двора.» В дворе – избушка. На дверях начертано большими буквами: «Вождь калмыцких шаманов! Почетный член-корреспондент академии эзотерики! Экстрасенс и ясновидящий! Народный целитель республики Калмыкия! Человек – Бессмертие Эльчибеев Сарим Нуркулович! Вход платный.» За дверью посетители. На стене висит «Прейскурант услуг». Дальше непонятно, потому что по-калмыцки. Каждая строка заканчивается ценой – 10 руб. Седьмая позиция прайса по-русски: «Также чистка организма по методу доктора валеологии Пивоварчука В.С.». И тоже - 10 руб. В общем, не дорого.
Наконец, подходит очередь Астахова. Вождь калмыцких шаманов сидел на засаленном пуфике, поджав ноги. Расшитый орнаментом халат. Выбритый череп. Четки. Астахов сел на пол и рассказал, что он из Москвы и очень хочет покормить духов, но старшой шаман занят, а Дикая Лань сама не может решить вопрос о посылке на Хорин другого шамана, а требует письменного разрешения уважаемого Вождя шаманов. Сарим Нуркулович долго смотрел на него. Затем спросил
- А ты знаешь, почему ты сюда приехал!?..
- Чтобы встретить уважаемого Вождя калмыцких шаманов.
- А знаешь, почему я дам тебе дозволение?
- Наверное, потому, что Вы - Вождь?
- Нет! Я дам тебе бумагу потому, что ты из Москвы! Я там дворником работал!
…Наконец, бумага получена, Астахов бережно сунул ее в нагрудной карман. Дикая Лань встретила его улыбаясь, разгладив цидулку от Сарима Нуркуловича, она позвала Виталика, сорокалетнего калмыка, с редкой бородкой, в фуфайке.
- Так, значит, покормить надо духов? – прищурился он. – Зови меня Пегим Оленем.
- Очень приятно, - сказал Астахов, - очень, - повторил он почему-то еще раз.
- Кормить с бубном или без?
- А как нужно?
- С бубном солидней, духам это любо.
 - Тогда с бубном, и чтоб пошибче, с огоньком.
- Сделаем, бойе, однако.
Договорились выехать затемно, чтоб поспеть к рассвету. Астахов заехал за Виталиком, он уже был в шаманской одежде. Весь увешан бубенчиками, на голове шапочка с соколиными перьями, под мышкой бубен. Ехать нужно было девяносто километров. В полдень, среди сухой травы и щебенистых осыпей, возник поселок с двухэтажными домами. Вид у них был, как после бомбежки. Штукатурка дала трещины, балконы обрушились, а на некоторых крышах шифер отсутствовал. Возле подъездов кустился густой сорняк. Зияли выбитые окна, из них выглядывали одичавшие псы, они носились между кучами строительного мусора. И как нечто вообще невообразимое торчала среди этого развала обугленная по краям котельная труба, из которой струился дымок. Оказывается кто-то жил здесь… Издали, когда они уже проехали мимо, Астахов увидел огромные насыпи угля, кто-то копошился в них, то ли человек, то ли зверь, болталась на ветру рваная пленка.
Пегий Олень склонив чумазую голову запел:
Птица Небесная, пять Меркутов,
Вы с вашими могучими бронзовыми когтями,
Когти луны из меди,
А клюв луны изо льда;
Могуч удар твоих длинных крыльев,
Твой длинный хвост похож на маятник,
Твое левое крыло закрывает луну,
Твое правое крыло закрывает солнце,
Ты, мать девяти орлов,
Не блуждая, летишь над Яиком,
Не уставая, преодолеваешь Эдил!
Прилети ко мне, напевая!
Играй, приближаясь к моему правому глазу,
Сядь на мое правое плечо!
Астахов косился на подвыпившего Пегооленя, как он его окрестил. Настоящий шаман, без обмана, думал Астахов, такого в Москве не сыщешь, там все фуфло норовят подсунуть, а тут реальный артефакт. Пускай Васильев футбол смотрит, здесь же свои игры. С потусторонними сферами. Ну, дела. Напевшись и тяпнув стакашек огненной воды, Пегоолень стал рассказывать, что на горе Хорин живет очень авторитетный дух по имени Бай Ульген. Когда к нему приходит в гости дух Тойон Ага, между ними происходит спор о том, кто главнее. Не договорившись, они начинают сражаться, и в эту борьбу вовлекаются духи с других регионов. Нижняя цепь холмов включает восемь великих богов во главе с "Всемогущим Господом Бесконечности" (Улутуяр Улу Тойон) и бесчисленное количество злых духов. Но Улу Тойон не злой: он только более близок к земле, дела которой его живо интересуют. Улу Тойон воплощает активное существование, полное страданий, стремлений, борьбы. Его следует искать на западе, в третьем небе. Но нельзя легкомысленно произносить его имя: когда он ставит стопу, земля дрожит и прогибается; сердце смертного разрывается от страха, если он осмелится посмотреть в лицо бога. Поэтому никто его не видел. Но он единственный из могущественных жителей неба, кто нисходит на человеческий уровень, где полно слез. Именно он дал людям огонь, сотворил шамана и научил его бороться с несчастьями. Он является творцом птиц, лесных животных и самих лесов. Улу Тойон не подчиняется Арт Тойон Аге, считая его равным себе. Некоторым из этих божеств снизу приносятся в жертву белые или чалые животные: Кахтыр Кахтан Бурай Тойону, могущественному богу, который уступает только Улу Тойону, приносят в жертву сивого коня с белым лбом; "Госпоже с белым жеребенком" жертвуется белый жеребенок; наконец, нижним богам и духам приносятся в жертву чалые лошади с белыми ногами или белой головой или же серые в яблоках. К нижним духам причисляют также некоторых знаменитых шаманов. Самым известным является якутский князь шаманов; он пребывает в западной части неба и принадлежит к семье Улу Тойона. Когда-то это был шаман с намского улуса, ботиюнского нослега, из рода Чаки... Ему приносят в жертву охотничью собаку стального цвета с белыми пятнами, белолобую.
Астахов слушал, разинув рот.
- Так ты что, образование имеешь?
- А то, бойе. Этнографический факультет Ленинградского универ-ситета. Пришла разнарядка на калмыков, ну я и попал. Диплом с отличием. Мог остаться в Питере, да загулял, сорвался на одной шибко красивой лаборантке. Катя, вроде бы, или Ира, не помню. Не в этом дело. Чего перебиваешь. Тормозни, сцать хочу.
Астахов остановил джип с брезентовым верхом. Пегоолень мочился на колесо и напевал:
Ниже белого неба,
Выше белых облаков,
Ниже синего неба,
Выше синих облаков,
Взлетай в небо, о птица!
Облегчившись, шаман едва залез на сиденье, видно хмелье разбирало. Как же он камлать будет, недоумевал Астахов, набухался, скотина шаманская, завалит он мне репортаж, то-то Васильев засмеет в редакции.
- Не спи, Виталик, - тряс его за плечо Астахов. - Нам еще ехать. Ну?
Пегоолень храпел, уткнувшись в бардачок. Астахов оставил его и закурил. Вокруг простиралась безбрежная степь. Солнце клонилось к закату. Холодало.
На следующий день, переночевав в заброшенной овчарне, добрались они к Хорину. Это был продолговатый холм, поросший кустами, она волнилась под ветром, серебрясь росой. Первый вечер был посвящен подготовке к обряду. Пегоолень выбрал место на лугу, возвел юрту, внутри которой установил молодую березу, очищенную от нижних ветвей; на ее стволе сделал девять ступеней. Лиственная верхушка березы выходила через верхнее отверстие юрты. Вокруг юрты сделал небольшой частокол из березовых кольев, а у входа вбил березовый кол с надетым на него узлом из конского волоса. Пегоолень вернулся в юрту, бросил ветви в огонь и стал окуривать бубен. Затем раскачиваясь, он начал созывать духов, приказывая им входить в бубен: каждый из них понадобится ему при вознесении на Небо. На поименный призыв каждый дух отвечал: "Я здесь, кам!" - и шаман делаал движение бубном, загоняя в него духа. Собрав духов-помощников, Пегоолень вышел из юрты и запел:
"Вот я, кам! Яик Кана, Духа Моря, Кайра Кана, Пайсын Кана, Бай Ульгена (Мать Тазиган с девятью дочерьми по правую руку и семью - по левую) и, наконец, Господ и Героев Абакана и Алтая (Мордо Кана, Алтай Кана, Окту Кана).
Вторая часть церемонии проводилась следующим вечером. Пегоолень осунулся, щеки его провалились, редкая щетинка топорщилась на подбородке, глаза его были красными, как угли. В юрте горел костер. Шаман предложил мясо молодых баранов Духам бубна и запел:
Прими этот кусочек, о Кайра Кан!
Господин бубна о шести горбах,
Приди ко мне, звоня!
Если я крикну: ЧОК! - наклонись!
Если я крикну: МА! - прими это!
Затем он обратился к Господину огня. Подняв кубок, Пегоолень сымитировал голосом шум толпы невидимых гостей, занятых питьем; затем он отрезав кусочки мяса, раздает их присутствующим духам и те их поедают. Далее Пегоолень окуривает одежды, вывешенные на веревке как жертву Бай Ульгену и запел:
Дары, которые ни один конь не может увезти,
Алас! Алас! Алас!
Которые ни один человек не может поднять,
Алас! Алас! Алас!
Одежды с тройной отделкой -
Выверни их три раза, осмотри их,
Пусть будут попоной для скакуна,
Алас! Алас! Алас!
Князь Ульген, ты источник радости!
Потом они обедали в придорожной шашлычной. Пегоолень все еще был не в себе, на вопросы отвечал невпопад и не сразу. Попросил водки. Выпил триста граммов почти не закусывая и через минуту грохнулся вместе со стулом на пол. Астахов погрузил шамана в машину и в том же бесчувственном состоянии сдал его в Элисте Дикой Лани. На вопрос, сколько с него, та ответила – сколько не жалко. Астахов дал тысячу. Ему показалось, что это больше, чем она ожидала.
3 декабря 2007г