Разговор

Игорь Желнов
…Они сидели в полупустом кафе. Сквозь полукруглые окна сочился мутный, как сыворотка, свет октябрьского солнца. Не спеша, они мелкими задумчивыми глотками пили прекрасно сваренный кофе. Они любили его и знали в нём толк. Собственно, этот интерес и познакомил их когда-то… Каждый из них мог вспомнить вкус любого кофе, который пил в жизни, вспомнить все сопутствующие этому обстоятельства… Это была их карта, карта их жизненного путешествия, с ее течениями, горами, лесами и проливами, встречами и расставаниями, победами и утратами… Карта их душ, невидимая более никому…
Затушив сигарету, он вдруг внимательно поглядел на неё. Ее облик, раньше казавшийся столь романтичным, теперь рождал скорее жалость… Но умные карие глаза по-прежнему светились глубоким светом, который так поразил его когда-то…
- Послушай, - произнес он, разглядывая прядь волос над ее правым ухом. – Мы знаем друг о друге так много – и в то же время так мало… Будто мы не были вместе все эти годы. У каждого из нас был свой календарь, которому подчинялись наши дела и даже мысли… Его лента обвивала нас по рукам и ногам, не давая соединиться… Хочешь, я расскажу тебе немного о себе?
Она долго молчала, потом кивнула, внимательно глядя ему в глаза. И он, сделав еще глоток и откинув прядь непослушных седеющих волос, начал рассказ.
- Мой возраст ты, конечно, знаешь. Я родился под знаком Козерога в год Кабана в небольшой деревушке на востоке страны, название которой тебе ничего не скажет… В детстве я как зачарованный бродил по окрестным лесам, и особенно любил прижиматься к стволам кедров и подолгу стоять так, глядя вверх, представляя как сам стану таким же высоким и сильным, слушая симфонию звуков, оплетающую меня… А еще любил камни, огромные валуны километрах в 10 от села, сизо-голубые как яйца огромной птицы… Я всё ждал, вылупится ли из них кто-нибудь и подолгу слушал, приложив ухо к валуну…иногда мне казалось, что кто-то отвечает мне из его глубины, и просится на поверхность… Потом, в школе, я полюбил карандаши и краски. Они были частью меня, моим продолжением, моими сокровищами… Я рисовал всё, но особенно умел и самозабвенно вырисовывал корабли, древние и современные, которые готовы были сойти с бумаги и унести меня, своего капитана, в безбрежные океанские дали… Да, я всегда тосковал по океану… Ведь детские мечты иногда сбываются? И я действительно стал капитаном, ты знаешь… Но океана так и не увидел… Пока… - Он отхлебнул кофе, поглядел в окно и продолжал. – Но рисование нужно мне было и для другого. Я очень хотел раскрашивать города, мир железа и бетона, машин и денег… А еще в детстве мне часто снился клоун, маленький добрый человек, который показывал всякие забавные штуки, звал с собой и обещал всему научить… «Ты уже всё умеешь, - говорил он. – Просто прикасайся руками и сердцем (да-да, обязательно сердцем, иначе не получится) к любому предмету – и он начнет дарить тебе свою радость, неисчерпаемую, как жизнь, ведь он ждал именно тебя, своего волшебника. Оп!» – и он доставал из кармана зеркальце, направлял его на камень – и камень начинал светиться глубоким и тёплым светом. Брал пустую коробочку, бросал туда горсть гороха, привязывал палочку – и чудесная трещотка отбивала весёлые ритмы… «Ты будешь рисовать картины, - говорил он с улыбкой. Конечно, и у тебя будут их покупать, и весь твой дом будет ими увешан, и каждая из них поможет кому-нибудь найти свою судьбу». Потом я уехал из села, и больше клоун не появлялся. Видимо, он не любил города… Как ты думаешь, он когда-нибудь вернётся?
Она не ответила.
Потом я учился, и стал сначала матросом, а потом и капитаном корабля, плававшего по сибирской реке. А картины рисую по-прежнему, только краски в них не такие яркие…и никому их не показываю… А ты? Что ты любишь, что – нет? Ты по-прежнему для меня загадка!

- Я могу сказать о себе немного, но самое главное. Во мне всегда жил Космос, это тоже океан, но намного больше, там есть звёзды, облака и обломки сгоревших планет…Видишь ли, мы оба любим большие пространства, ты – внешнее, я – внутреннее… Во мне всегда жила Красота, она наполняла и оживляла мой Космос. А еще в моей груди время от времени раздавался звук колокола. Тогда я знала, что надо кому-то помочь…и всегда находила, кому… Мне тоже снился сон: колодец, и рядом с ним крест с висящим на нём солнцем из алой материи… И я знала, что в моей жизни будет много алого, много капель крови. И я действительно стала хирургом. Ведь детские мечты иногда сбываются? – Она впервые взглянула на него и улыбнулась. - Я не люблю клятвы и клубы, но обожаю концерты, клубнику, кошек и камины. Хотя, как ты знаешь, мне многое пришлось пережить, я знаю, что у меня в руках ключ к моей судьбе. Каждое утро я нахожу его в правой руке… И знаю еще, что однажды у меня прорежутся крылья, и я улечу из этого мира в мой Космос, чтобы служить только ему…

Снова воцарилось молчание. Пустые чашки плавали в молоке света. Вдалеке залаяла собака. Она встрепенулась и взяла сумку. «Мне пора. Не провожай». Ее высокая, нескладная фигура на миг заслонила проем окна, и исчезла в дверях. «Конец», - выдохнул он, и раздавил в пальцах незажженную сигарету. «Круг замкнулся», - думала она, шагая по вечернему городу. «Мы разошлись там, где встретились много лет назад, как два корабля, шедшие по проложенному кем-то курсу…» Она подняла голову, и увидев облако, очень похожее на серебристый кораблик, помахала ему рукой…