Бытие всяческой игры-это всегда искупление

Богданова Яна
«Бытие всяческой игры - это всегда искупление»
Иэн Бэнкс "Шаги по стеклу"
Иэн Бэнкс (р.1954)- шотландский писатель, один из признанных и читаемых в Великобритании авторов. Родился в семье офицера и спортсменки-конькобежки. В университете Стерлинга изучал философию, психологию и филологию. Первый роман автора «Шаги по стеклу», не был опубликован после подготовки в печать. Первый опубликованный роман автора «Осиная фабрика». Это произведение многие восприняли эпотажным, чрезвычайно жестоким, но интересным. И именно оно принесло автору всенародную известность. Второй роман «Шаги по стеклу», который в переработанном виде был в дальнейшем опубликован, принес писателю еще большую известность.
«Шаги по стеклу» - шизофреническая драма напоенная философским смыслом, затапливающим сознание своими многочисленными идеями, оставляющая после прочтения тяжелое гнетущее чувство и множество неразрешенных вопросов. В наше время люди все сильнее пытаются закрыться от реальности в желании расширить и наполнить сознание космогоническими идеями. Таков век- реализм пуст и холоден и чем дальше, тем больше люди подвергают свое сознание насильственным опытам (кино, алкоголь, книги, наркотики, компьютерные игры) дабы овладеть истиной создавшей Мироздание. Стремление людей познать другие планеты все больше выражается в творчестве современников, в таких фильмах как известный всем «Гарри Потер»
« Звездные войны» и множеством видеокассет с обложек, которых на нас смотрят внеземные существа и внеземные цивилизации. Параллель между романом «Шаги по стеклу» и межгалактическими утопиями проста и там и там все шизофреническое и иррациональное приобретает определенную логику жизни и нового существования. «Бытие» приобретает другой метафорический смысл. Кто-то из великих философов заметил «Бытие определяет сознание». У Иэна Бэнкса все наоборот- Сознание определяет бытие. И вспоминаются идеи великого русского философа В.С.Соловьева о Единстве космического и земного сосуществования. Воскрешение умерших предков и организация новой органической жизни в космосе. Но прежде, чем это совершится, по идее В.С.Соловьева, человек сам должен выработать в себе новые ферменты просветленного сознания и тогда тело само собой деформируется в естественную небесную ткань и станет универсальным для жизни в космосе. Так и герои романа, как будто на протяжении всего времени пытаются деформироваться в звездные тела, чтобы начать новую «счастливую» жизнь среди орбит и планет. Хотелось бы отметить, что в книге Иэна Бэнкса переплетено множество философских идей, направлений, идеологий и для человека неподготовленного книга окажется бредом сумасшедшего… В основе сюжетной линии романа лежит идея Эрика Берна: игра- «Как отсюда выбраться», в которую играют заключенные и пациенты психиатрических больниц.
Начнем с самого начала. Роман разделен на три параллельно существующие истории, которые продолжаются в каждой новой части романа, до поры и до времени, не пересекаясь между собой. Во всех трех историях присутствуют элементы игры; первая сюжетная линия- сексуальная игра, вторая сюжетная линия - игра с обществом, третья сюжетная линия- игра с сознанием.
У.Шекспир сказал: «Весь мир театр! А люди в нем актеры!», подразумевая, что в человеческом социуме каждая отдельная личность играет определенную роль отведенную ей обществом. Иэн Бэнкс в своем романе «Шаги по стеклу» как будто вносит некоторое, маленькое уточнение,- или общество играет в игру затеянную индивидом. Другой вопрос, что когда начинают рушиться правила социального общества оно сразу же пытается извергнуть из себя непокорного. И обычно те люди, которые отвергают действительность, создавая свою матрицу сознания, считаются у нас сумасшедшими. Герои романа как будто все время пролетают где-то «над» землей и постепенно совершенно теряют грань между реальностью и вымыслом. Реальность «вне игры», начинает производить на них впечатление тошнотворное, и внутри героев начинаются странные катаклизмы, и в поисках иной правды они окончательно запутываются. Но для автора важен сам поиск, поиск выхода, или входа, жгучего тепла или беспросветного холода, даже если все эти поиски приводят к сумасшествию. Роман пропитан на первый взгляд явной патологией, но если дочитать роман до конца то приходишь к убеждению, что все поступки главных героев настолько психологически обоснованы самим автором, что начинаешь узнавать свою сущность, начинаешь вспоминать свои тайные мысли и желания. Иэн Бэнкс как бы выворачивает наружу все то, что покоиться в тайниках души под строжайшим запретом. Первый план действия романтический. Главный герой художник Грэм влюбляется в девушку с темным прошлым, пытаясь добиться до конца романа ее близости. Развязка настолько необычна и парадоксальна, что приводит в ужас своей холодной оригинальностью. Второй план действия параноидально-бытовой. Мы проживаем вместе с автором один день из жизни Стивена Граута, которого уволили с работы и который везде одевает на голову строительную каску потому что боится что в самый неожиданный и важный момент его жизнь прервется ,падением кирпича на его бренную голову.
Автора интересует психология, маленького, запуганного человека, страх перед обществом и общество, которое всеми способами пытается унизить и покорить «маленького» человека. Автор рассказывает нам о внутренних переживаниях героя, который ведет войну с «Мучителями», постоянно поджаривающих его на «Микроволновой Пушке». Стивена Граута можно было бы сравнить с Макаром Девушкиным из «Бедных людей» Ф.М.Достоевского. Только времена и интересы изменились. Робкая ненавязчивая, трепетная, маленькая любовь Макара к этой жизни у Иэна Бэнкса перерастает в тихий демонизм скрывающий под Граутом действующего террориста. Террориста, борющегося с пустотой, подсыпающего сахар в мотоциклы, фанатически мстящего всем поставленным над людьми «верзилам», составляющего в уме планы коварной мести. Граут является олицетворением невротического расстройства души «маленького» человека и отражением неврастенического расстройства современного общества.
Третий план «военных» действий разворачивается в сказочном Замке. Квисс и Аджайи добровольно заключившие себя в замок, играют партии за партиями в «одномерные шахматы» пытаясь найти ответы на поставленные им «свыше»
вопросы и таким образом искупить вину своего прошлого. Третья история самая запутанная и самая загадочная, но именно в ней как через прозрачное стекло, просвечивает самая главная мысль Бэнкса, мысль о самой жизни, о непрестанном ее течении и о постоянном движении великой реки сердца в поисках заветного лекарства излечивающего душу.
Если размышлять о названии- «Шаги по стеклу»-, то ненароком вспоминается эстетика буддийского вероучения, главной целью которого является достижения нирваны, высшего духовного просветления. Ламы свободно могут ходить по стеклам, по углям, по металлическим канатам. Шаг за шагом они постигают самую главную истину – внутри себя, оставляя только прекрасное.

Яна Богданова